Соборное уложение 1649 года.

Разработка. Непосредственным толчком для разработки соборного уложения послужило восстание посадских людей 1 июня 1648 года (Соляной бунт). Восстание охватило не только Москву но и другие города. И как следствие восстания 16 июля 1648 года Царь Алексей Михайлович приказал наработок судебного уложения. Для подготовки проекта была разработана комиссия во главе с князем Н.И. Адоевским, царь приказал созвать в Москву выборных людей т.е. Земский собор. 28 июня были высланы грамоты о призыве выборных в Москву к первому сентября. Составления проекта уложения комиссии Адоевского было проведено быстро и закончено к октябрю. 3 октября началось соборное обсуждение проекта в двух палатах, 1-я палата царь боярская дума и освященный собор, 2- палата ответная в составе выборных людей под председательство князя Ю.А. Долгорукова. В палатах проект подвергся некоторым изменением и после был утвержден Земским собором и царем и вступил в действие 29 января 1649 года.

Источники соборного уложения: предыдущие судебники 1497-1550 годов, приказное законодательство (указные книги приказов), царские указы, приговоры боярской думы, решения земских соборов, 100 глав 1551 года, челобитные выборных людей Земского собора 1648-1649 годов, третий литовский статут 1588 года, Византийское законодательство (Законы греческих царей): Номоканнон(новый канон), Новеллы Юстиниана, эклога, прохерон, Василики (Базилики).

Структура: было большим по объему правовым памятником содержало 25 глав 967 статей. (ВЫУЧИТЬ!!!!!)

Отраслевая характеристика СУ: М.Ф. Владимирский-Буданов, на 5 глав подразделены были главы, по отраслевому признаку.

1. Нормы гос права (гл1-9)

2. Устав судоустройства и судопроизводства (10-15)

3. Вещное право (16-20)

4. Уголовное уложение (21-22)

5. Добавочная часть (23 (о стрельцах (военные чины обученные приемам обращения с огнестрельным оружием) 24 ( указ о атаманах и о казаке) -25 (указ о корчмах))

 

Правовое положение населения

Государственная централизация сопровождалась оформлением и консолидацией сословий в России в 17 веке. Сформировалось 5 основных сословий или групп:

- Служилые люди по отечеству (бояре, княжата, дворяне, окольничие, дети боярские, думные дьяки). Обязанностью служилых людей была наследственная, воинская, придворная или административная служба за которую они получали земельное владение и оклад.

- Духовенство (священнослужители и церковнослужители, разница между ними состояла в одежде и полномочиях. Основным назначениям сословия было служение богу, проповедь основных постулатов православия, оказание религиозных услуг населению и вершение церковного суда. Духовенство как особое сословие наделялось привилегиями и льготами (освобождение от подати, телесных наказаний и повинностей).

-Пассадские (тяглые) люди, городское население (купцы (купцы были купцами т.к. освобождались от ряда повинностей), ремесленники, мастера и подмастерья – черные люди). «Тянуло тягло» платило налоги и сборы, в соответствии с характером торговой деятельности и размером оборота.

- Сельские тяглые люди или крестьяне. Данное сословие обрабатывало землю и занималось сельскохозяйственными промыслами и платило тягло (налоги). С 1649 года происходит правовое оформление крепостного права и все крестьяне подразделяются на государственных (дворцовых и черносошных), частновладельческих, церковных(монастырских).

- Холопы, находились в услужении у частных лиц, будучи их дворовыми, крепостными людьми.

Промежуточные социальные группы:

- Малопоместные и безпоместные дети боярские, занимали промежуточное положение между служилыми людьми по отечеству и холопами.

- Служилые люди по прибору( по найму) это стрельцы, казаки, пушкари, талмачи, воротники(караульщики), городская стража. Занимали промежуточное положение между служилыми по отечеству и пассадскими.

- Гулящие люди (бобыли(крестьяне которые не имели семьи и жили уединенно), захребетники (лица находившиеся на иждивении у родственников), закладники (лица которые взяли в долг). Это общее название вольноотпущенных, холопов, беглых крестьян, пассадских людей и прочих без определенных занятий и места жительства людей. Они не несли повинностей и жили работой по найму.

После издания соборного уложения, осуществляется наследственное прикрепление людей к тем состоянием в которых их застало соборное уложение.