Вопросы

1. Понятие права и развитие права

2. Социальное назначение права

3. Взаимосвязь права и государства

 

1. Понятие права и развитие права

Право представляет собой систему особых (общеобязательных, формально-определенных, неперсонофицированных, установленных и охраняемых государством) правил поведения (норм права,) субъектов, определяющих права и свободы в различных сферах жизни личности, общества и государства.

Говоря о развитии права, необходимо, на наш взгляд, сказать о том, право, так же как и государство возникло на определенном этапе развития общества, когда оно запуталось в своих противоречиях, и необходима была сила, которая бы вышла из общества, отдалилась от него и встала над ним. Поэтому причины возникновения права те же самые, что и причины возникновения государства.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство.

Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда». Наиболее ценные из них были санкционированы государством.

Таким образом, возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов.

 

2. Социальное назначение права

Общество не является простой совокупностью индивидов. Это сложный социальный организм, продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, связанная, прежде всего с производством, обменом и потреблением жизненных благ. Обще­ство — сложная динамическая система связи людей, объединен­ных семейными узами, групповыми, сословными, классовыми от­ношениями. Это такая общность индивидов, где действуют уже не биологические, а социальные законы. Глобальные проблемы выжи­вания человеческого рода сегодня становятся определяющими для нормального общественного развития.

Рассмотрение общества как совокупности общественных отно­шений позволяет, во-первых, подходить к нему с конкретно-исто­рических позиций (выделять различные общественные формации, различать этапы развития общества), во-вторых, выявлять специ­фику главных сфер общественной жизни (экономической, полити­ческой, духовной), в-третьих, определять субъектов социального общения (личность, семья, класс, нация, государство и др.).

Одни и те же социальные субъекты в разное время, в разных обстоятельствах и в разных сферах общественной жизни заявляют о себе или в политических, или в неполитических формах. Полити­ческие формы общественной жизни связаны с политической орга­низацией общества, его политической системой, в которую в каче­стве составной части входит государство. Политическую систему общества образуют многообразные организации, институты, уч­реждения борьбы за власть, за ее удержание, использование, орга­низацию и функционирование. Соотношение гражданского обще­ства и его политической системы — это соотношение содержания и формы. Каковы люди, каковы их потребности и интересы, как они удовлетворяют свои потребности, в какие классы и группы входят и какие интересы лежат в основе естественноисторических обра­зований — все это отражается на политических институтах.

Только в свободном обществе свободных людей создаются усло­вия для достижения идеалов человеческого счастья. Но свобода не привносится в общество мановением волшебной палочки. Она во многом предопределена уровнем развития производительных сил, технической вооруженностью хозяйства. Она зависит от отноше­ний собственности, отношений производства, распределения, об­мена и потребления продуктов. Свобода индивида и свобода обще­ства тесно связаны с духовной жизнью (причастность к наукам, искусствам, литературе и т.д.) и в значительной степени определя­ются следованием всех праву.

В этом смысле право является основой мирной совместной жизни людей. Право дает ориентиры надлежащего поведения. В основе его лежит известная с давних времен максима (принцип): «Поступай так, чтобы правило твоих действий могло быть общим правилом для всех».

После того как общество раскололось на противоположные классы, и кучка богатых стала эксплуатировать труд большинства населения, высшая «естественная» справедливость начинает усту­пать место той, которая вырабатывается государством в интересах правящих слоев населения. Разумеется, какие-то общезначимые нормы сохраняют свое действие, получают поддержку государства вне связи с расслоением общества. Таким образом, по своей соци­альной сущности, по общественной роли правовые нормы различа­лись между собой. Некоторые законы вообще противоречили об­щечеловеческой справедливости. Тем не менее, по формально-юри­дическому признаку приходилось под правом понимать всю сово­купность законов и иных нормативных актов, которые издава­лись или поддерживались государством в качестве общего мас­штаба, модели поведения людей.

 

3. Взаимосвязь права и государства

Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Однако, право и государство имеют как сходные черты, так и существенные различия.

Безусловно, и право и государство возникают и развиваются совместно, но государство – особая организация политической власти, а право – регулятор этой власти.

Так же государство и право выступают средствами управления и инструментами власти, только государство выражает силу, а право – волю.

Как государство, так и право призвано обеспечивать интересы личности и общества, но первичным элементом государства по обеспечению является государственный орган, а права – норма

И наконец, государство и право определяются социально- экономическими и духовными факторами, однако не совпадают по формам и функциям.

Таким образом, государство и право, хоть и в значительной степени различны, но тесно связаны между собой и существование одного невозможно без наличия другого.