рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Клео Бальдон, дизайнер

Клео Бальдон, дизайнер - раздел Право, Мерели Зденек – Развитие правого полушария Она Входит В Комнату И Сразу Привлекает Внимание Спокойной Силой, Неутомимой ...

Она входит в комнату и сразу привлекает внимание спокойной силой, неутомимой энергией и


 

своим неповторимым стилем. Клео Бальдон оказывается в центре внимания, где бы она ни была. Она всегда в центре.

Я когда-то знала кошку по имени Матильда, с окрасом шерсти такого же рыжевато-коричневого цвета, как и волосы Клео. Когда Матильда смотрела на вас своими топазовыми глазами, казалось, что она знает про вас тысячу секретов. Общаясь с Клео, я испытываю то же чувство.

Здание, в котором располагается офис Клео, когда-то было синагогой, но много лет назад Клео и ее партнер переделали его в прекрасный офис, в нем-то Клео и занимается проектированием мебели, домов, лужаек и садов. Офис, конечно, у Клео умопомрачительный: высокие потолки, терракотовые полы, деревья прямо в здании, широкие коридоры, стены завешаны фотографиями. За окном широкая дорожка, посыпанная золотым песком, и бескрайний Тихий океан.

Венис, штат Калифорния, — вообще прекрасное место. Мы с Клео немного понаблюдали за местными жителями. Дети в наушниках катались на роликах, пожилые люди куда-то неспешно шагали. «Сегодня тихо, — сказала Клео. — Тебе стоит остаться здесь на выходные.»

Мы раскинули на пляже громадное старое одеяло и распаковали корзину с едой. Я включила диктофон, и он стал записывать шум прибоя и низкий, с легким акцентом голос Клео, которая рассказывала мне свои секреты.

ЗДЕНЕК: В тебе есть что-то, заставляющее меня думать, что ты — человек, все очень тонко чувствующий. Тебе, наверное, легко угадывать мысли людей.

БАЛЬДОН: Когда я была ребенком, у меня было то, что сейчас называется экстрасенсорными способностями. У меня и у моей тети была телепатическая связь, которая не поддается никаким объяснениям. Если, к примеру, она знала, что лежит в коробке, то я это тоже знала. Моя тетя была удивительным человеком, она буквально видела сквозь стены.

ЗДЕНЕК: Наверное, она была сильной личностью?

БАЛЬДОН: О да, она была настоящей ведьмой, в этом нет никаких сомнений. Она страдала от катаракты, из-за этой болезни у нее был застывший взгляд, и если она останавливала его на тебе, то казалось, что она видит тебя насквозь, что ее взгляд проникает в тебя. Она работала продавщицей в магазине сладостей, и женщины часто обращались к ней за советом и всегда поступали так, как она им советовала. Они приходили к ней со своими личными и рабочими проблемами, выслушивали ее советы, а потом приходили и рассказывали, насколько она оказалась права.

ЗДЕНЕК: Оказала ли она какое-нибудь влияние на твои творческие способности?

БАЛЬДОН: Да. Она оказала огромное влияние. Когда умерла моя мать, родственники съехались на похороны. Один друг семьи стал расхваливать покойницу и никак не мог остановиться, его, что называется, понесло. Тетя беспокоилась и поджимала губы, а в конце концов сказала: «Да, она была удивительной женщиной, замечательным учителем, прекрасным другом и хорошей теткой, но она была очень плохой матерью».

А я то думала, что я — единственный человек в мире, который знал, что она была плохой матерью. Но мои взрослые кузены беспокоились за меня и прислали тетю, чтобы она жила с нами. Она жила с нами три года и делала многое из того, что должна делать мать. Поэтому она оказала большое влияние на мое воспитание.

ЗДЕНЕК: Часто ли ты думаешь про свое детство?

БАЛЬДОН: Да, я очень часто думаю про свое детство. В нем остались нерешенные вопросы, и я снова и снова возвращаюсь к ним.

ЗДЕНЕК: Связываешь ли ты эти мысли о прошлом с настоящим, с теперешним днем?

БАЛЬДОН: Возможно. Случается, иной раз увидишь что-то, напоминающее о прошлом. Или вдруг почувствуешь запах, который также что-то напоминает.

ЗДЕНЕК: Да, запахи обладают способностью вызывать воспоминания. А еще хорошо вызывает воспоминания музыка.

БАЛЬДОН: И чай. Когда пьешь какой-нибудь особый сорт чая, всегда вспоминаешь что-то. Чай для меня очень личный напиток. Я люблю его за это больше, чем кофе. Я не знаю, почему он обладает такими свойствами, но факт остается фактом.

ЗДЕНЕК: Для всех творческих людей, с которыми я беседовала, большое значение имеют детские воспоминания и все, что с ними связано. Другие люди, настроенные более прозаично, считают, что у них нет времени для копания в прошлом, и поэтому не оглядываются назад. Однако практически


 

все артисты и те, кто занят творческой работой, говорят, что им необходимо поддерживать связь с детством и иногда возвращаться туда.

БАЛЬДОН: Я слышала, как некоторые люди утверждают, будто не помнят то, что происходило, когда им было лет восемь, и я не понимаю, как это может быть.

ЗДЕНЕК: Возможно, они искусственно создают психологический барьер, который помогает им избежать душевной боли, связанной с этими воспоминаниями. Иногда, когда я смотрю на твою работу, мне кажется, что я чувствую влияние Клео-ребенка. К примеру, это чувство возникло у меня, когда я смотрела на тот диван в «Пасифик Дизайн Сентер», который ты спроектировала. Он спроектирован так причудливо и эксцентрично, что я улыбаюсь каждый раз, когда смотрю на него. Мне кажется, что ты играла, а не работала, когда проектировала его. Можно сказать, что дизайн придумала Клео-ребенок, а Клео-взрослая только перенесла его на бумагу.

БАЛЬДОН: Да, это своеобразный стиль, я не знаю точно, какой, но такой стиль существует. Можно сказать, что это женский стиль, стиль, который дает женщине то, чего она хочет. Я как-то создавала дизайн дома для пятерых женщин (они хотели что-то в том же стиле, в каком выполнен этот диван), и, когда я проектировала этот диван, мне казалось, что я учитываю пожелания всех этих пятерых женщин. Я знала, что им подойдет. Мне трудно объяснить это чувство, мне кажется, что это работает интуиция.

ЗДЕНЕК: Если тебя приглашает производитель мебели и говорит, что им нужен новый диван для январского салона, — что ты делаешь прежде всего?

БАЛЬДОН: Я беру много книг и журналов и просматриваю картинки — это не обязательно должны быть изображения диванов. Я могу просматривать разделы одежды, сумок или чего-нибудь еще. Я рассматриваю различные модели до тех пор, пока не чувствую пресыщения, пока у меня не появляется ощущение, что мир необычайно прекрасен. И во время этого процесса я смотрю на диваны других людей, мне они не нравятся, я начинаю чувствовать, что я их просто ненавижу. И благодаря этому критическому отношению я быстро попадаю в такое состояние, когда спрашиваю себя: «Отлично, тебе это все не нравится, это все уродливо, а что ты можешь сделать?» После этого я начинаю рисовать наброски, я рисую без конца, до тех пор, пока у меня не начинает от этого болеть голова. Я могу рисовать шесть дней, и наконец я останавливаюсь на каких-нибудь четырех набросках. Я показываю их заказчику, и один из них он покупает. Это ужасная работа, она меня выматывает, но результат стоит того, чтобы помучиться.

ЗДЕНЕК: А ты даешь критическую оценку своим наброскам во время работы над ними?

БАЛЬДОН: Нет, я не оцениваю их во время работы. Когда я работаю, я свободна от всякой критики. Я просто рисую и ни о чем не думаю.

ЗДЕНЕК: То есть ты никогда не оцениваешь свою работу до тех пор, пока она не закончена?

БАЛЬДОН: Нет. Я никогда не оцениваю свою работу на ранних стадиях. Но иногда случается, что я могу отвлечься от работы и переключиться на что-то другое. К примеру, если я долгое время работаю над дизайном нового дивана, то мне может прийти в голову какая-нибудь идея, не связанная с тем, что я сейчас делаю. Тогда я зарисовываю ее, а потом снова возвращаюсь к дизайну дивана.

ЗДЕНЕК: А можешь ли ты переносить энергию или, может быть, какие-нибудь идеи с побочной работы на основную, в данном случае на проектирование дивана, если эта побочная работа не ассоциируется с основной?

БАЛЬДОН: Да, могу. Это происходит потому, что для меня не существует четких разграничительных линий между разными предметами. Мне кажется, что все тесно связано между собой.

ЗДЕНЕК: Сумки и диваны? Объясни мне, как они могут быть связаны.

БАЛЬДОН: Да, они тесно связаны. Многие свои лучшие проекты я создала после того, как купила себе новую сумку. У меня как-то была сумка в форме длинного узкого конверта, которая складывалась вдвое. Все мягкие предметы можно было положить в одну половину. Когда я приходила к себе в офис, я вешала ее на стул так, что она играла роль подушки, и мне было очень удобно. Тогда я подумала, почему мы не делаем такие подушки для стульев. Я сделала подушку для стула, и она оказалась очень удобной и мягкой, как колени мамы. Как будто кости стула я обтянула плотью подушки. После этого мне в голову пришла мысль спроектировать стул с подушкой, и я его спроектировала. Теперь вы можете увидеть такие стулья во всех уголках мира, их выпускают очень


 

многие компании. Так что мои сумки натолкнули меня на многие неплохие идеи, которые я потом использовала в своих проектах.

ЗДЕНЕК: В своей книге «Процесс творчества» Артур Кёстлер говорит о неопределенных ассоциациях, которые помогают связать совершенно разные предметы. Это, наверное, как раз то, что ты делаешь.

БАЛЬДОН: Я всегда ищу ассоциации с вещами, которые не связаны с предметом моей работы. Особенно активно я использую это при проектировании домов, садов, при работе с ландшафтом, который надо прорабатывать на нескольких уровнях. И я всегда представляю вечеринку на этом месте, представляю, как на этом месте будут двигаться люди. Мое воображение работает на полную мощность. В первый раз я представила многоуровневую сцену на спектакле. Я тогда смотрела «Гамлета» и поняла, насколько захватывающим является этот спектакль в смысле расположения героев на разных уровнях, что подчеркивает их характеры. Это напомнило мне картины Рубенса и Рембрандта, на которых ангелы расположены друг над другом, что позволяет видеть их лица; такой же прием применяется при изображении толпы. Я была настолько поражена этим открытием, что не могла заснуть до четырех часов утра. Оно оказало огромное влияние на то, как я теперь проектирую сады.

ЗДЕНЕК: Прекрасно! Мне кажется, что это тот же мыслительный процесс, который связывает у тебя сумку и диван. Я думаю, что как только ты приобрела способность смотреть на мир с такой точки зрения, — образно выражаясь, собирать цветы всего мира, чтобы создать свой букет, — эта способность должна была серьезно повлиять на твое отношение к жизни в целом. С первой нашей встречи я почувствовала, что ты подходишь к решению проблем не так, как все, что у тебя есть свой личный экстраординарный подход.

БАЛЬДОН: Да, ты в этом права. Когда я работаю с ландшафтом, и сроки поджимают, я сажусь и решаю эту проблему тем, что начинаю мысленно бродить по бумаге. Мое воображение делает меня крошечной, мой рост становится не больше одного дюйма. Я попадаю в свой воображаемый мир, как Алиса в Страну Чудес. И когда я попадаю в свой рисованный мир, каждая линия начинает для меня что-то означать. Эта линия, к примеру, является берегом искусственного пруда или кромкой бассейна, и я действительно нахожусь там около воды и вижу ее. И я начинаю представлять, как эту линию можно изогнуть, я рассматриваю различные комбинации. В работу включается геометрия. Если меня что-то отрывает, то я «возвращаюсь» в свое обычное тело, а потом снова становлюсь Алисой в Стране Чудес.

ЗДЕНЕК: Допустим, ты представила себя Алисой в Стране Чудес, и в этот момент в твой кабинет кто-то входит и что-то спрашивает. Как ты на это отреагируешь?

БАЛЬДОН: Меня это сильно раздражает.

ЗДЕНЕК: Интересно! А сложно тебе бывает снова вернуться в реальный мир?

БАЛЬДОН: Для того чтобы вернуться, мне нужно сделать сознательное усилие. Иногда это бывает трудно, и в таком случае отлично помогает чашка чая.

ЗДЕНЕК: Бывает ли тебе трудно войти в роль Алисы? Чувствуешь ли ты какое-нибудь сопротивление?

БАЛЬДОН: Да, конечно. Иногда я чувствую большое сопротивление. Мне бывает трудно прогнать все ненужное, лишнее. Тогда я стараюсь отвлечься, я начинаю точить карандаш или делать маникюр. Иногда мне нужно просто посидеть и подождать, пока меня не охватит чувство того, что все прекрасно.

ЗДЕНЕК: «Чувство того, что все прекрасно»? Мне это понравилось.

БАЛЬДОН: Это, может быть, не совсем точно. Трудно передать словами это ощущение, я не знаю, смогу ли я тебе это объяснить. Я стараюсь расслабиться. Я чувствую, как расслабляются мои плечи, руки, ноги. А когда я почувствую, что расслабилась, я буду готова снова оказаться в своей Стране Чудес. Иногда я использую этот прием тогда, когда дела идут из рук вон плохо.

ЗДЕНЕК: Это похоже на аутотренинг и опыты с биологической обратной связью.

БАЛЬДОН: Я не знаю, что обозначают эти термины. Я просто пытаюсь объяснить тебе, что я чувствую.

ЗДЕНЕК: Я понимаю, но то, что ты говоришь, очень напоминает эти приемы. Ты, наверное, используешь еще какие-нибудь способы для активизации работы воображения и пространственной ориентации?

БАЛЬДОН: Да, разумеется. В той области, в которой я работаю, пространственная ориентация


 

играет огромную роль. Она необходима не только для того, чтобы создать отличный проект, но и просто для того, чтобы представить, как располагаются в пространстве различные предметы. У меня есть несколько уровней пространственной ориентации. Я могу нарисовать что-то и сразу же сказать, как это будет выглядеть в пространстве. Я как-то работала над проектированием магазина мужской одежды, и еще до того, как он был закончен, я увидела его. Это было не во сне, а в состоянии расслабления. Мне казалось, что я была в этом магазине и всё там видела. Я запомнила этот прием и теперь постоянно использую его в своей работе, он мне очень помогает. Ощущение такое, как будто вспоминаешь уже когда-то виденное.

ЗДЕНЕК: А что ты делаешь тогда, когда у тебя не получается использовать этот прием, когда тебе не удается сразу увидеть готовую картинку?

БАЛЬДОН: Когда я работаю над чем-то действительно сложным и начинаю отчаиваться, потому что у меня ничего не получается, тогда я говорю себе: «Ты уже работала над проектом такой сложности и уже бывала в отчаянии из-за того, что у тебя ничего не получилось. Но потом ты все же добивалась своего. Значит, это чувство отчаяния является неотъемлемой частью творческого процесса, а тебе нужно работать дальше, и тогда все получится».

ЗДЕНЕК: Если ты работаешь над каким-то действительно большим проектом (не над дизайном нового дивана, а, к примеру, над устройством ландшафта) и у тебя ничего не получается, — что ты делаешь в этом случае?

БАЛЬДОН: Я постараюсь отвлечься от этой работы. Ты знаешь, я могу работать до тех пор, пока работа не засасывает меня настолько, что я забываю про отдых. Случается, что я стараюсь отвлечься от работы, забыть о ней на время. Вообще-то работу по устройству ландшафта выполнить значительно легче, чем придумать новый дизайн маленького дивана. Когда работаешь над ландшафтом, у тебя есть громадный простор для маневра, тысячи возможных вариантов. А когда работаешь над дизайном дивана, ты знаешь, что подлокотник, скажем, должен быть на высоте девятнадцати дюймов. Точно такие же ограничения существуют для спинки и других деталей, а это сужает пространство для маневра, нет никакого простора. Что тут можно выдумать нового? Это самое трудное, и я этого очень боюсь. Когда я сажусь проектировать облик нового дивана, я думаю: «Что тут, черт возьми, можно придумать нового, кроме того, что уже придумала ты и другие дизайнеры?» Проектировать мебель очень трудно. Я думаю, что стул, к примеру, является величайшей художественной формой.

ЗДЕНЕК: Над дизайном стула работать сложнее, чем над дизайном дивана?

БАЛЬДОН: Стул — это очень личное. Стул очень одинок. Диван — это группа людей, почти толпа, а стул — это личность.

ЗДЕНЕК: Можешь ли ты описать те чувства, которые испытываешь, когда начинаешь работать над дизайном нового стула? С чего ты начинаешь?

БАЛЬДОН: Я чувствую агонию, а начинаю с чашки чая. Нет, с трех чашек чая. Когда я начинаю работать над дизайном стула, у меня начинается истерика, настоящая истерика.

ЗДЕНЕК: Вот как. Ты начинаешь говорить как писатель. Это я тебе могу точно сказать — хотя не трудно представить тебя в истерике. Итак, что же ты делаешь потом?

БАЛЬДОН: Я смотрю на стул и начинаю измерять формы людей. Я измеряю сотни людей. А потом нужно подумать: что было бы, если бы в мире не было стула? Что могло бы его заменить? Что может служить удобным сиденьем? Потом нужно снова смотреть на людей. Я рисую людей, подвешиваю их в воздухе... Это ужасная работа. Я только что закончила работать над одним таким проектом.

ЗДЕНЕК: Но это, наверняка, очень интересно, даже если ты не являешься дизайнером мебели. Благодаря этому учишься смотреть на всё свежим взглядом, а это очень важно для решения и других проблем. Если ты сталкиваешься с какой-то проблемой, можно использовать тот же прием. Можно спросить себя: «Представь, что X не существует, что его никогда не было. Что бы ты тогда делала?» Это прекрасный метод, он подходит для решения практически любых задач.

БАЛЬДОН: Да, но проектирование дизайна нового стула — самая сложная из них. Теперь я работаю над дизайном лестницы. Когда я работаю над дизайном стула, стул становится для меня центром Вселенной. Теперь центр Вселенной для меня — лестница. Лестница — это всё, о чем я могу думать. Все мои мысли так или иначе связаны с ней.

ЗДЕНЕК: Но работать над дизайном лестницы, наверное, куда проще. Ведь лестницы могут быть


 

очень замысловатыми и эксцентричными, а это дает то, что ты называешь пространством для маневра.

БАЛЬДОН: Лестница — это моя вторая специализация. Я очень люблю работать над дизайном лестницы, мы спроектировали их целое множество. Лестница — это всегда приключение. В лестницах проявляются характеры людей. В мире нет ни одного человека, который никогда в своей жизни не делал лестниц. Когда ты ставишь коробку на шкаф, ты делаешь лестницу. Лестница — это всегда удивительно и очень лично. Когда Наполеон спускался с лестницы, он смотрел. Он опирался на перила и смотрел, потому что невозможно спускаться с лестницы и не смотреть. В этот момент вы сконцентрированы.

ЗДЕНЕК: Стоит только посмотреть на лестницы Древней Европы или Ближнего Востока или даже на ходы, которые роют черви, и сразу же начинаешь думать об их загадочности. Смотря на древние лестницы, невольно думаешь о людях, которые их построили и поднимались и спускались по ним. А ходы, которые роют черви, поражают своей витиеватостью, они очень загадочны. Кстати говоря, применяешь ли ты еще какие-нибудь приемы для активизации пространственной ориентации?

БАЛЬДОН: Я представляю себя не только крошечной. Иногда я, как Алиса, представляю себя очень большой и смотрю на свою работу с высоты. Например, я сейчас работаю над устройством ландшафта в Санта-Барбаре, я проектирую десять садов. Некоторые из них очень малы и не видны из других точек. Тогда я представляю себя очень большой и мысленно просматриваю все эти сады. Это помогает увидеть картину в целом. Я могу мысленно смотреть на сады из столовой. Я могу видеть сад, который еще не существует. Я вижу целую картину, а не ее фрагмент. Я вижу ее прямо сейчас, в эту самую минуту.

ЗДЕНЕК: Ты видишь сейчас что-то, чего раньше не видела?

БАЛЬДОН: Да. Раньше там не было окна, а теперь оно есть. Я его вижу.

ЗДЕНЕК: И ты внесешь его в свой проект?

БАЛЬДОН: Да, внесу. Когда такое происходит, удивляешься, «подсказал» ли это тебе кто-нибудь, или это хранилось где-то в глубине твоего подсознания.

ЗДЕНЕК: Веришь ли ты, что это муза подсказывает тебе идеи, когда ты спишь, отдыхаешь на пикнике или делаешь еще что-нибудь?

БАЛЬДОН: Иногда у меня появляется такое чувство. Кажется, что идеи витают в воздухе. Мне иногда кажется, что над нами висит огромное облако, из которого, как дождь, падают идеи. Интересно, есть ли какое-нибудь научное объяснение тому, что разным людям в разных уголках земного шара в одно и то же время приходят в голову одинаковые идеи?

ЗДЕНЕК: Мне думается, что эти идеи витают не в воздухе, а в нашем правом полушарии головного мозга, в нашем подсознании. И когда эти идеи всплывают из подсознания, создается впечатление, что они пришли откуда-то извне, что их нам кто-то подсказал. А на самом деле мы их сами выносили. Я уверена, что все идеи скрываются в нашем подсознании, и нам нужно только научиться извлекать их оттуда. Нам нужно научиться постоянно поддерживать связь со своим собственным подсознанием.

БАЛЬДОН: Возможно, ты и права. Может быть, все это действительно именно так и происходит.

ЗДЕНЕК: Случается ли, что тебя не понимают?

БАЛЬДОН: Да, иногда это бывает. Это бывает, когда время идеи еще не пришло.

ЗДЕНЕК: Что это значит?

БАЛЬДОН: К примеру, у меня рождается новая идея оформления стула. Я приношу ее заказчику, и он может глазеть на нее три года и ничего не увидеть. Но потом что-то происходит в мире, и ему внезапно удается увидеть мою идею. Тогда он звонит мне и просит принести все рабочие эскизы. И потом этот стул появляется в продаже. Его время пришло, и его покупают.

ЗДЕНЕК: Наверное, в таких случаях у тебя срабатывает интуиция, которая помогла некоторым людям нажить целые состояния на торговле недвижимостью. Что-то сказало им, мол, именно эта недвижимость вырастет в цене. Они скупили ее, а потом продали с большой прибылью. Мне кажется, что интуиция помогает во всех областях: в искусстве, в бизнесе и т. д. Клео, есть ли какие-нибудь особенные приемы, которые ты применяешь, чтобы преодолевать творческие кризисы или просто спады творческой активности?

БАЛЬДОН: Знаешь, в последнее время дела идут так хорошо, что я даже не знаю...

ЗДЕНЕК: Успех создает какую-то систему, которая его поддерживает?


 

БАЛЬДОН: Успех помогает избежать паники, когда что-то не получается. Ты просто знаешь, что уже делала это, и благодаря этому ты веришь, что у тебя все получится.

ЗДЕНЕК: Ирвин Шоу как-то сказал, что, когда он видит чистый лист бумаги, его прошибает холодный пот. А Леонардо да Винчи говорил, что он дрожит, когда встает перед пустым холстом. Оба эти человека знали, что такое успех, но у них все равно возникали эти чувства.

БАЛЬДОН: Я тоже испытываю эти чувства, когда вижу чистый лист бумаги, причем я испытываю их каждый раз, когда вижу его. Иногда я откладываю его, а потом через пять минут снова беру этот чистый лист, чувствую, что теперь знаю, что мне надо делать, и ругаю себя за потерянное время.

ЗДЕНЕК: Я надеюсь, что наш разговор не был потерянным временем. Я думаю, что твое подсознание работало все это время.

БАЛЬДОН: Да, конечно, это не было потерянным временем. Но для улучшения работы подсознания лучше всего выпить чашечку чая.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Мерели Зденек – Развитие правого полушария

Часть I Возможности интеллекта Приглашение Какой блестящий пример... Логическое мышление и интуиция Что значит... Начало...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Клео Бальдон, дизайнер

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Приглашение
Много лет назад босоногий мальчик сидел на стене в Риме и смотрел вниз, на человека, который высекал что-то резцом из глыбы мрамора. «Эй, сеньор, — крикнул мальчишка этому человеку. — Зачем вы стуч

Три вопроса
На всех моих семинарах аудитория обычно хотела знать ответы на следующие три вопроса: 1. Что является научной основой книги «Развитие правого полушария»? 2. Как используют приемы

Несколько предупреждений
  Правое полушарие мозга, однако, не является местом обитания только лишь ангелов и муз — в нем также живут и драконы. Попадая в эту загадочную область интеллекта, вы рискуете ст

Что значит мыслить творчески
Несколько лет назад мне пришлось работать над пьесой. Я уединилась на целый месяц для того, чтобы заниматься только работой, ни на что не отвлекаясь. К моему удивлению, мне понравилось работать цел

Развенчивая старые мифы
С древних времен люди верили мифу о том, что творческое вдохновение снисходит на человека свыше, что оно является божественным даром. Даже в наши дни многие творческие люди считают свое вдохновение

Что показали исследования
В ходе проведенных исследований было установлено, что через corpus callosum информация   поступает из одного полушария мозга в другое. Когда же corpus callosum

Новые взгляды на творческие способности
Из трех ученых, работавших над хирургическим разделением полушарий мозга и совершивших революцию в области знаний о головном мозге и выполняемых им функциях, только Джозеф Боуген посвятил себя рабо

Сферы специализации левого полушария
Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при выполнении

Сферы специализации правого полушария
Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций. Обработка невербальной информа

Остальные пять процентов
Изложенная выше специализация полушарий головного мозга справедлива для девяноста пяти процентов людей. В их число входят практически все правши. Специализацию же полушарий у левшей, которые состав

Развитие полушарий головного мозга
Специализация полушарий головного мозга, кажется, характерна только для человека, и причем взрослого. У других приматов и маленьких детей не обнаружено никаких или почти никаких признаков специализ

Идеальное партнерство
Когда полушария функционируют правильно, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве. Таким образом, устанавливается гармония целей, и ни одно полушарие не вмешивается в работу

Когда полушария враждуют
Когда один из партнеров в бизнесе ведет себя агрессивно по отношению к другому и пытается ущемить его интересы, это приводит к нежеланию сотрудничать. То же самое можно сказать и про взаимодействие

Гипотетический случай
Мне хочется связать воедино все научные факты применительно к правому и левому полушариям головного мозга на примере чрезвычайного гипотетического случая. Представьте, что два человека, которым был

Реабилитация мозга
Человеческий организм обладает огромными потенциальными способностями к восстановлению своих функций после каких-либо травм. Вполне возможно, что у пациента, перенесшего операцию по удалению полуша

Древние знания
Задолго до того как ученые разработали и доказали теорию о специализации полушарий головного мозга, древние интуитивно догадывались о существовании такой специализации. В различных мировых культура

Противоречия
Новые результаты научных исследований, вступающие в противоречие с общепринятыми догмами, всегда поначалу принимаются скептически. Однако в защиту тех, кто не согласен с установившимися взглядами,

Ключ к повышению творческих способностей
Чтобы извлечь максимальную пользу из этой книги, необходимо понять специфические цели каждого из упражнений описанной здесь шестидневной программы. Почему и как они срабатывают? В чем заключается и

Категория 1. «Отключение» левого полушария
Люди наиболее склонны к восприятию окружающей действительности правым полушарием мозга, когда тело их расслаблено, а сознание свободно от логических рассуждений. Таким образом, первые два упражнени

Категория 2. Тренировка биологической обратной связи
Упражнения с использованием БОС предлагают способы воздействия вашего сознания на тело, помогая его физическому расслаблению. Это способствует усилению вашей восприимчивости к сигналам из правого п

Категория 3. Направляемое зрительное воображение
Собираясь посетить страну, где не понимают русского, неплохо бы ознакомиться с ее языком или хотя бы захватить с собой разговорник. Иначе вам будет очень тяжело объяснять свои желания и получать от

Категория 4. Переходные объекты
Переходные объекты — это предметы из раннего детства, такие как детское одеяло или плюшевый медвежонок, помогающие маленьким детям познавать мир и быть менее зависимыми от матери. Упражнения этой к

Категория 5. Писание «другой» рукой
Какую пользу можно извлечь из попыток писать «другой» рукой? Делать это наверняка будет неудобно, а слова получатся трудно читаемыми или вовсе непонятными. Это занятие скорее всего покажется вам гл

Категория 6. Стимуляция чувств
Подумайте о розе, о сонате Бетховена, о стакане вина, о французских духах, о пушистом теплом кашне. Что же в них общего? Первой пришедшей в голову мыслью может быть то, что каждый из этих объектов

Категория 7. Фантазия
  Зачастую общество дает противоречивые оценки нашей фантазии и воображению. С одной стороны, людей хвалят, когда продукт их воображения может найти успешное применение. Однако,

Категория 8. Сны
Сны волновали и очаровывали людей с самых давних времен. Эти бурные, возбуждающие образы, запутанные метафоры и сложные сценарии — результат работы правого полушария мозга. В упражнениях э

Категория 9. Свободные ассоциации
Свободная ассоциация имеет отношение к последовательности идей, которые возникают, казалось бы, без всякой логической связи. Несомненно, вы экспериментировали не один раз, позволяя своим мыслям пер

Категория 10. Дары правого полушария мозга
Многообразие даров, которые вы получите, аккуратно выполняя эти упражнения, будет выбрано щедрым правым полушарием вашего мозга — вашим творческим, интуитивным Я. Однако, чтобы обнаружить бриллиант

Категория 11. Утверждения
Часто ли вам приходилось видеть, как люди проигрывают только из-за недооценки самих себя? Люди, говорящие «Я не могу», лишь с абсолютной точностью предсказывают результаты своих усилий. Как можно и

Чарльз Шульц, художник-карикатурист
Если в октябре вы поедете по Редвудскому шоссе на север от Сан-Франциско, то увидите, что калифорнийские холмы как бы побледнели из-за того, что трава на них пожухла; они кажутся даже не

Стив Аллен, артист
Обложки десятков изданий покрывают стены приемной комнаты фирмы «Медоулэйн продакшнс», которая располагается на Вэлли-Сайд в Лос-Анджелесе. На всех изображен Стив Аллен. Это обложки от самых разных

Рэй Брэдбери, писатель
В тот сентябрьский день тяжелые черные тучи нависли над городом и угрожали Беверли-Хилс дождем. Придорожные кафе на Родео-Драйв были переполнены. Но когда я зашла на веранду «Дейзи», то увидела, чт

Иб Мельхиор, разведчик, писатель
Иб Мельхиор вместе со своей женой Клео Бальдон и кошкой Матильдой живет в отеле «Голливуд Хилс». Иб — единственный разведчик, с которым я была когда-либо знакома. Я помню то чувство любопы

Роберт МакКим, профессор Стэнфордского университета
Если вы будете достаточно долго бродить по территории Стэнфордского университета, как это сделала я в один ноябрьский денек, то вы в конце концов найдете корпус, в котором размещается «Терман Инжин

Барбара Голдсмит, писательница
Холодный зимний ветер дул с моря, делая Лонг-Айленд крайне неуютным. Я подняла воротник одолженного у Барбары Голдсмит пальто и подумала, насколько отличается погода Восточного побережья США от при

Мардж Чэмпион, танцовщица, хореограф
Если вы хотите быстро попасть из Нью-Йорка в Стокбридж, штат Массачусетс, то можете воспользоваться услугами маленькой авиакомпании, чьи самолеты хотя и сделаны не из фанеры, но их нужно хорошенько

Диаграмма осознания и оценки состояния
Многие люди настолько далеки от понимания своего тела и эмоций, что испытывают трудности при попытке точно описать свои ощущения в конкретный момент времени. Названная диаграмма будет показывать, ч

Что левое полушарие вашего мозга «думает» о вас
Вот то самое «дополнительное» упражнение для первого дня занятий по «Программе развития правого полушария вашего головного мозга», которое было обещано в начале главы 3. Оно, однако, не дополняет э

Категория 1. «Отключение» левого полушария
Мандала №1 Мандала, изображенная ниже (ее вы уже видели в разделе «Категория 1. «Отключение» левого полушария» главы 3), — это не просто узор, это ваш первый шаг на пути к управлени

Категория 2. Тренировка биологической обратной связи
Классическое начало Состояние вашего тела во многом зависит от мыслей. Они имеют большую силу и в значительной степени определяют функционирование организма. Ход мыслей способен пов

Категория 3. Направляемое зрительное воображение
В далеком лесу Если вы занимаетесь в одиночку и не записали упражнение на магнитофонную пленку, важно выполнять это упражнение по частям. Читайте до тех пор, пока не почувствуете, ч

Категория 4. Переходные объекты
Вы можете снова вернуться домой   Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и затем медленно выдохните. Каждый раз, когда вы выбираете такой способ дыхания, он бу

Категория 5. Писание «другой» рукой
Что правое полушарие вашего мозга «думает» о вас Это упражнение специально разработано для недоминирующей руки. Возьмите ручку в руку, которой вы обычно не пишете (левую). Ва

Категория 6. Стимуляция чувств
Тренировка ваших чувств Это первое упражнение в данной категории весьма обобщенное и охватывает все пять чувств (шесть, если вы обладаете еще каким-то «даром»!). В последующие дни о

Категория 7. Фантазия
Воссоздание Ваши способности фантазировать базируются на возможностях игры воображения. Это упражнение включает использование чувств, памяти и фантазии. Если у вас хорошо развита сп

Категория 8. Работа со сновидениями
  Послушаем сновидца Вспомните прошедшую ночь и представьте себя спящим в кровати. Можете ли вы воскресить в памяти какие-нибудь сны? Подумайте над этим немного и

Категория 9. Свободные ассоциации
Утренняя мудрость №1 Это упражнение рассчитано на определенное время. Если у вас есть под рукой часы, засеките десять минут. Также понадобится блокнот. Эффективная технолог

Категория 10. Дары правого полушария
Сводная характеристика сознания №1 Ежедневно, приближаясь к концу занятия, полезно подытожить, в чем вам помогли выполненные упражнения. 1. Запишите в блокнот число, наилуч

Категория 11. Утверждения
Программирование успеха Это последнее упражнение сегодняшних занятий — подарок, который вы можете себе сделать, награда за хорошую работу. Некоторые рассматривают его как благослове

Второй день
Вы сейчас находитесь в процессе перемен, и эти перемены происходят благодаря вашему решению позволить им случиться. Предлагаемые упражнения — только средства перемещения, которые доставят ва

Категория 1. «Отключение» левого полушария
Мандала №2 Каждый день вам будет предлагаться новый рисунок мандалы, однако все они служат единой цели. Напомним причины, по которым созерцание мандалы используется как начальное уп

Категория 2. Тренировка биологической обратной связи
Цвета сознания   Убедитесь, что вы расположились удобно. Закройте глаза. Проверьте дыхание, чтобы удостовериться, что оно исходит из глубины грудной клетки. Выдох

Категория 3. Направляемое зрительное воображение
Место для вас Каждый нуждается в особом месте, приюте или убежище — спокойном и безопасном. В реальной жизни у большинства из нас нет места, которое было бы таким, как мы желаем. Од

Категория 4. Переходные объекты
Мудрость прошлого Посмотрите на туфли, которые вы сейчас носите. Затем закройте глаза и нарисуйте их в воображении. Сделайте тот особенный вдох, который поможет вам вернуться в сост

Категория 5. Писание «другой» рукой
Синтез целей Закройте глаза и зрительно представьте дикую лошадь или табун мустангов, скачущих в пейзаже красивых предгорий из Монтаны или Вайоминга. Ощутите свободу, силу и энергию

Категория 6. Стимуляция чувств
Необычный способ видеть Это довольно экстраординарный эксперимент — открытие заново зрительного мира. Закончив упражнение, вы осознаете, как мало видите обычно. Исследовательский вз

Категория 7. Фантазия
Отдаленное место, далекое будущее С закрытыми глазами сделайте глубокий вдох и вернитесь в состояние полной расслабленности. Пусть ваше сознание перенесется вперед во времени, в буд

Категория 8. Работа со сновидениями
Расшифровка послания Запишите в блокнот сон, приснившийся вам прошедшей ночью. Описывая содержание сна,   постарайтесь повторно пережить его. Если вам уд

Категория 10. Дары правого полушария
Сводная характеристика сознания №2 В конце каждого дня занятий полезно подвести итоги того, что позволили вам открыть эти упражнения. Запишите число, которое на диаграмме с

Категория 11. Утверждения
Высокая оценка Ежедневно в конце занятий вы можете использовать поощрение для подкрепления уверенности и программировать оба полушария на принятие творческого дара. Чувства

Третий день
В стране, далекой от западной цивилизации, археологами был найден рисунок, свидетельствующий о захоронении огромных сокровищ в центральных районах этих земель. Драгоценности были спрятаны в диком м

Категория 1. «Отключение» левого полушария
Мандала №3 Несомненно, вы совершенствуетесь в использовании мандал, ежедневно получая новый рисунок. Возможно, вы обнаружили, что каждый раз вам все дольше удается наслаждаться манд

Категория 2. Тренировка биологической обратной связи
Воображение Обратите внимание, как вы себя сейчас чувствуете. Ваше тело напряжено или расслаблено? Ваше сознание встревожено чем-то или спокойно? Ощущайте

Категория 3. Направляемое зрительное воображение
Избавиться от проблемы Сделайте один из тех спокойных, расслабляющих вдохов, которые начинаются в глубине вашего существа, проникают внутрь легких и затем выходят медленно через губ

Категория 4. Переходные объекты
Воскрешенный успех Закройте глаза, сделайте глубокий расслабляющий вдох, затем еще один. Очистите сознание от внутренних диалогов. Освободитесь от напряженности в теле. Ощутив внутр

Категория 5. Писание «другой» рукой
Отсрочка вынесения приговора Отсрочка вынесения приговора, пока вы оцениваете различные возможности, — эффективное средство решения проблем. Это поможет избежать принятия поспешного

Категория 6. Стимуляция чувств
Другой способ слышать Внимательно вслушайтесь в звуки, доносящиеся в вашу комнату или рабочий кабинет. Отмечайте паузы между звуками. Обратите внимание на звуки за

Категория 7. Фантазия
Ваша летающая машина Сделайте глубокий расслабляющий вдох и сконцентрируйтесь на своем дыхании. Представьте место за пределами вашей комнаты, спокойное и красивое, и с помощью вообр

Категория 8. Работа со сновидениями
Что известно аборигенам Это упражнение — адаптация приемов, используемых сенойским племенем, позволяющих взять верх над страшными персонажами сновидений. Как я упоминала ранее, сено

Категория 9. Свободные ассоциации
Утренняя мудрость №3 Заведите будильник на 10 минут. Позвольте своим мыслям блуждать, как им хочется. Логические последовательные цепочки выстраиваемые вашим левым полушарием беспол

Категория 10. Дары правого полушария
Сводная характеристика сознания №3 Запишите число из диаграммы состояния, наилучшим образом отражающее ваши ощущения. Вы наверняка обнаружите, что способны определить свое состояние

Категория 11. Утверждения
Использование подарка Подобно археологам, о которых я рассказывала в начале третьего занятия, вы отправились на поиски чего-то очень ценного. Наконец вы нашли место, где спрятаны со

Четвертый день
В течение первых нескольких дней каникул или отпуска, по дороге туда, где вы никогда раньше не бывали, наряду с удовольствием возможно ощущение определенного беспокойства. В конце концов, новые мес

Категория 1. «Отключение» левого полушария
Мандала №4 Сфокусировав внимание на мандале, прочувствуйте свою способность испытывать «сосредоточенность». Вы делаете это без слов, без мыслей, только используя познавательные силы

Категория 2. Тренировка биологической обратной связи
Сущность предложения Сидя на самом удобном стуле, настройте свое сознание на восприятие состояния тела и принимайте сообщения, посылаемые им. Затем оцените эмоции и осознайте взаимо

Категория 3. Направляемое зрительное воображение
Тайная пещера Начните вызывание зрительных образов с глубокого расслабляющего вдоха и вернитесь в лес, который вы посещали в первый день занятий. Все окутано туманом, и вы чувствует

Категория 4. Переходные объекты
Пещерные рисунки Вы до сих пор находитесь в одном из залов пещеры в компании с самым мудрым и заботливым человеком, которого только можете себе представить. Вы получили ответы на за

Категория 5. Писание «другой» рукой
Навязчивые мысли Пытались ли вы когда-нибудь избавиться от навязчивых мыслей, которые продолжают возвращаться против вашей воли? Они вторгаются в моменты спокойствия, мешают работе

Категория 6. Стимуляция чувств
Необычное восприятие осязательных ощущений Закройте глаза и сделайте глубокий расслабляющий вдох. Проведите рукой, которой вы обычно пишете, вдоль тыльной стороны другой и почувству

Категория 7. Фантазия
Вы — писатель: вот ваш сценарий Представьте, что вы преуспевающий писатель и садитесь писать рассказ. Будьте уверены, что не станете советоваться со своим левым полушарием на

Категория 8. Работа со сновидениями
Скажите «привет» постановщику своих снов Вспомните, что рассказывают Стив Аллен и доктор Джеймс Гротштейн о театре сновидений. Теперь вы можете использовать их опыт в работе со свои

Категория 10. Дары правого полушария
Сводная характеристика сознания №4 Найдите наиболее подходящее число на диаграмме состояния и запишите его.   Начали ли вы «чувствовать изменение», перех

Категория 11. Утверждения
Вам принадлежит ответственность Вы обладаете силой использовать воспоминания о прошлом для обогащения настоящего: счастливые времена — как источник поддержки, а времена несчастий —

Пятый день
Ваша внутренняя тишина всегда остается доступной, какую бы тревогу ни создавал внешний мир. В любое время вы способны найти убежище в этом месте отдыха и восстановления сил. Осознав, что о

Категория 2. Тренировка биологической обратной связи
Предложение погрузиться глубже Сделайте глубокий вдох через нос. Удержите воздух и постепенно выдыхайте через рот. К нынешнему дню вы, вероятно, способны достичь состояния полного р

Категория 3. Направляемое зрительное воображение
За закрытыми дверями Сделайте глубокий расслабляющий вдох и скажите своему телу, что вы готовы погрузиться в состояние активности правого полушария. Представьте, что вы иде

Категория 4. Переходные объекты
Обращение неудачи в успех Почти каждый может вспомнить неприятный случай, произошедший в детстве и надолго оставшийся в памяти. Некоторые пытаются отгонять эти мысли, однако иногда

Категория 5. Писание «другой» рукой
Если бы...   Подумайте, что вы хотели бы изменить в своей жизни. Наиболее полезно выбирать среди того, от чего вы желаете избавиться уже на протяжении долгого вре

Категория 6. Стимуляция чувств
Необычный способ ошущения вкуса/запаха Сделайте глубокий вдох, как будто готовитесь продолжить свое исследование прошлого. На момент закройте глаза и дайте всем мыслям унестись проч

Категория 7. Фантазия
Далекое место, далекое время Способность воскрешать в памяти любые события прошлого заключена в вашей воле. Сделайте глубокий вдох. Представьте большой экран перед собой и проектор

Категория 8. Работа со сновидениями
Диалог с актерами Если ваш постановщик сновидений был полезным вчера, вы, возможно, захотите навестить его сегодня, чтобы задать несколько вопросов относительно последнего сна. Если

Категория 9. Свободные ассоциации
Утренняя мудрость №5 Начиная упражнение со свободными ассоциациями, позвольте своим мыслям вести вас туда, куда они пожелают, к любым чувствам, надеждам и страхам, которые приходят

Категория 10. Дары правого полушария
Сводная характеристика сознания №5 Запишите число из диаграммы состояния, наиболее точно отражающее ваши ощущения в настоящее время. Начали ли вы чувствовать, что способны

Категория 11. Утверждения
Ценность вашего дара Зрелое творчество требует от вас веры в себя. Надо верить, что ваши скрытые возможности существуют и находят проявление; что вы правы, когда тратите время на ра

Шестой день
Отыскание ваших творческих сил и овладение ими — два действия, имеющих равное значение на шкале оценки вашего успеха. Отыскание и овладение балансируют, подобно детям, на обо

Категория 1. «Отключение» левого полушария
Мандала №6 Каждый день, используя мандалу, вы открываете все большую ценность этой процедуры. Возможно, сегодня вам удастся провести более долгое время, фокусируя свой взгляд на сер

Категория 2. Тренировка биологической обратной связи
Воображаемый массаж Это упражнение хорошо действует на людей, наделенных большой силой воображения, — и особенно на тех, кому нравится массаж тела. Для выполнения этого упр

Категория 3. Направляемое зрительное воображение
Лестница в прошлое Вернитесь в состояние глубокого расслабления. Наслаждайтесь этим ощущением спокойствия и освободите сознание от всяких мыслей. Затем создайте зрительный образ дал

Категория 4. Переходные объекты
Обратное движение Представьте себя снова стоящим на вершине горы. Посмотрите вокруг и опишите место действия. Создайте самое красивое место, какое только можете представить. Выберит

Категория 5. Писание «другой» рукой
Словесный портрет Подумайте о человеке, вызывающем у вас стойкие негативные эмоции, — которого вы боитесь, не любите или не уважаете. Он может быть хорошо вам знаком или известен то

Категория 6. Стимуляция чувств
Необычный способ понимания Существует много способов восприятия нами информации о людях. Кроме наиболее очевидных, общепринятых подходов есть более тонкие: мы «читаем» язык тела или

Категория 7. Фантазия
Путешествие на незнакомую планету Вообразите, что вы живете в далеком будущем, через сотни лет от настоящего момента. Научные знания достигли огромных высот, и технологические возмо

Категория 8. Работа со сновидениями
Программирование вашего вестника Запишите сон, увиденный вами прошедшей ночью, или его фрагмент. Теперь запишите ассоциации, возникшие в связи с этим сном, используя приемы

Категория 9. Свободные ассоциации
Интерпретация утренней мудрости На протяжении последних шести дней, выполняя упражнения этой категории, вы фиксировали   свои свободные ассоциации и не ч

Категория 10. Дары правого полушария
Сводная характеристика сознания №6 Отметьте число на диаграмме состояния, описывающее ваши ощущения в настоящий момент. В предыдущие несколько дней вы изучили многие аспект

Категория 11. Утверждения
Появляющееся вдохновение Вот последние утверждения, которые я хочу разделить с вами, прежде чем вы пойдете дальше, за пределы этой книги, строить свое собственное творческое будущее

WADA-тест
Работу любого из полушарий мозга легче наблюдать тогда, когда другое отключено с помощью анестезии. Врачи используют этот тест перед хирургическим вмешательством для определения доминирующего полуш

Позитронная томография
Позитронный томограф — прибор, с помощью которого можно сфотографировать каждое из полушарий головного мозга, активированного тем или иным специфическим способом, то есть исследовать здоровый мозг

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги