рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Наследники и иные правопреемники

Наследники и иные правопреемники - раздел Право, КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Субъектами Авторского Права После Смерти Автора Становятся Его Наследники. На...

Субъектами авторского права после смерти автора становятся его наследники. Наследование авторских прав в соответствии с общим правилом может осуществляться либо по закону, либо по завещанию. При наследовании по закону наследниками авторских прав могут стать только граждане, которые входят в ту или иную очередь законных наследников.. При наследовании по завещанию авторские права могут быть переданы любому гражданину независимо от его гражданства и наличия родственных отношений с умершим или юридическому лицу независимо от профиля его деятельности и местонахождения.

В теории авторского права наследники рассматриваются в качестве носителей производного авторского права. Их авторские права возникают не в силу создания произведения, а на основе иных юридических фактов, а именно: открытия наследства, вхождения в круг наследников по закону или по завещанию, принятия наследниками наследства.

Следует отметить, что действующее законодательство — и авторское, и наследственное — не содержит четкой регламентации авторских прав наследников. Поэтому конкретные правила приходится выводить путем толкования многих норм закона, а также анализа сложившейся судебной и нотариальной практики.

Прежде всего, необходимо уточнить, какие авторские права переходят по наследству. На первый взгляд сделать это довольно просто, так как в законе прямо указаны те авторские права, которые к наследникам не переходят. К ним относятся право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения (ст. 29 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"). Следовательно, все остальные авторские права, в частности право на обнародование, право на использование произведения, право на вознаграждение и др., могут передаваться по наследству.

Еще одна важная проблема связана с неприкосновенностью произведений умерших авторов. Закон указывает, что право на защиту репутации автора по наследству не переходит, однако на наследников возлагается охрана этого права. Как соотносятся друг с другом только что названные понятия — в законе не раскрывается. Очевидно, однако, что сферы действия права на защиту репутации автора произведения, которое принадлежит лишь самому автору, и права на охрану указанного права, которое принадлежит наследнику, совпадают не полностью, хотя второе базируется на первом и из него вытекает. Автор, осуществляя свое право на защиту произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб его чести и достоинству, может внести или разрешить внести в произведение любые, в том числе существенные, изменения. Наследник, на которого возлагается охрана неприкосновенности произведения, сделать этого не может. Он может дать согласие на внесение в произведение редакционной правки, на уточнение тех или иных данных в связи с прогрессом науки, на снабжение произведения предисловием или комментарием, которое должно помочь читателю правильно воспринимать произведение, и т. п. Однако при всем этом главной его задачей является сохранение сущности и оригинальности произведения наследодателя. Если при использовании произведения в него вносятся не согласованные с наследниками изменения, они могут потребовать восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения.

Следует учитывать, что охрана неприкосновенности произведений осуществляется наследниками лишь в том случае, если автор в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, не указал лицо, на которое он возлагает охрану права авторства, права на имя и права на защиту своей репутации после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно. В случае его смерти или отказа от осуществления своих прав до истечения срока действия авторского права соответствующие полномочия переходят к наследникам.

Определяя круг переходящих по наследству авторских прав, необходимо коснуться еще одного вопроса. Как известно, если после смерти наследодателя остается в живых его супруг и супругами при заключении или в период брака не был установлен режим долевой или раздельной собственности, то в соответствии с российским семейно-брачным законодательством (ст. 33—34 Семейного кодекса РФ, ст. 256 ГК РФ) при определении наследственной массы предварительно должна быть выделена доля этого супруга в общем имуществе, нажитом в период брака. Вполне понятно, что в данном случае речь может идти только об имущественных правах автора, в частности о праве на гонорар. Переходящие по наследству личные неимущественные права при жизни принадлежат только автору, и его супруг никаких дополнительных прав на них по сравнению с другими наследниками не имеет.

Что же касается принадлежавшего автору права на получение вознаграждения, которое не было реализовано им при жизни, то в соответствии с доктриной и сложившейся практикой оно целиком включается в наследственную массу. Поэтому переживший супруг не вправе претендовать на выплату ему половины причитавшегося автору вознаграждения на том основании, что произведение было создано в период брака.

Некоторыми особенностями обладает вступление наследников в обладание авторскими правами. Как известно, в российском наследственном праве действует принцип универсальности наследственного правопреемства, в соответствии с которым не допускаются частичное принятие или частичный отказ от наследства. Поэтому, если наследственная масса не ограничивается авторскими правами, вступление наследника в фактическое владение какой-либо частью имущества будет означать одновременно и принятие им авторских прав наследодателя. В связи с этим в данном случае нет особой надобности в совершении наследником особого акта, выражающего его согласие и желание принять авторские права. Однако если наследство состоит лишь из авторского права или кому-либо из наследников завещаны только авторские права, фактическое вступление в права наследования невозможно. В этом случае наследник должен получить в нотариальной конторе свидетельство о праве на наследство.

Важной особенностью наследования авторских прав является то, что субъективные авторские права переходят к наследникам в бездолевом порядке. Иными словами, авторское право наследуется как единое целое, не подлежащее ни выделу, ни разделу. Распоряжение перешедшим по наследству произведением осуществляется наследниками совместно и только по взаимному согласию. При отсутствии такого согласия, например при отказе кого-либо из наследников дать согласие на переиздание произведения, спор наследников рассматривается в суде. Исключение составляет, однако, переходящее по наследству право на получение гонорара. Гонорар может делиться между наследниками в любой пропорции в соответствии с завещательным распоряжением либо соглашением наследников о разделе наследства.

Наряду с авторами и наследниками субъектами авторского права выступают иные правопреемники. Указания на них как на особых носителей авторского права появились в российском законодательстве лишь в 1974 г. после присоединения Советского Союза к Всемирной конвенции об авторском праве. Это нововведение вызвало полярные оценки в юридической литературе и в значительной мере оживило давнишний спор о возможности передачи авторских прав другому лицу в порядке правопреемства.

В роли таких иных субъектов прежде всего выступают издательства, театры, киностудии и иные организации, занимающиеся использованием произведений науки, литературы и искусства. Они приобретают авторские права на основании заключенных с авторами и их наследниками авторских договоров. Становясь обладателями авторских прав, эти организации используют произведения и распоряжаются ими теми способами, которые предусмотрены конкретными договорами и в установленных ими пределах.

Разумеется, к правопреемникам авторские права переходят не в полном объеме. Так, не могут перейти ни по наследству, ни по договору, ни по другим указанным в законе основаниям такие личные неимущественные права, как право авторства и право на имя. Объем иных переходящих к правопреемникам прав определяется либо законом, либо договором и зависит от типа последнего.

Правопреемниками российских авторов могут быть как российские, так и иностранные юридические лица и граждане. При этом договоры с последними могут заключаться как при посредничестве авторско-правовых организаций, так и напрямую. Правомерно приобретенные авторские права правопреемников признаются и охраняются наравне с правами самих авторов.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное... учреждение высшего профессионального образования Тульский государственный университет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Наследники и иные правопреемники

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие интеллектуальной собственности
Интеллектуальная собственность и результаты творческой деятельности людей неразрывно связаны между собой. «Творческий результат, — писал В. А. Дозорцев, — есть выражение личности автора, одно из пр

Исключительное право.
В понятие исключительного права наукой гражданского права, а до недавнего времени и законодательством вкладывался различный смысл. Общепризнано, однако, во-первых, само понимание исключительности п

Порядок и способы распоряжения исключительным правом
Требования к осуществлению правомочия распоряжения специально предусматриваются частью четвертой ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 1233 ГК РФ правообладатель может распорядиться принадлежащим ему ис

Обнародованные (опубликованные) и необнародованные (неопубликованные) произведения
По основаниям доступности для общества произведения делятся на обнародованные и необнародованные, имеющие различный режим охраны (п. 3 ст. 1259 ГК РФ). Обнародованные произведения доступны для всех

Произведения оригинальные и производные
Деление произведений возможно и по степени самостоятельности. Самостоятельные произведения принято именовать «оригинальными». Это такие произведения, которые автор или обладатель авторских прав мож

Служебные и неслужебные произведения
Наличие или отсутствие связи с трудовой деятельностью ав­тора — основание, по которому объекты авторского права под­разделяются на служебные и неслужебные произведения. Служебное произведе

Общие положения
К имущественным правам авторов следует отнести, прежде всего, исключительное право на произведения. Под ним в соответствии со ст. 1270 ГК РФ понимается право использовать произведение в любой форме

Свободное использование произведений
Законодательством предусмотрены случаи свободного воспро­изведения произведений. Статья 1273 ГК РФ предусматривает, что допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты возна

Субъекты смежных прав
Субъектами прав, смежных с авторскими, являются: — исполнители (музыканты, певцы, пародисты, актеры, тан­цоры и др.); — производители фонограмм (изготовители фонограмм);

Права субъектов смежных прав
Гражданский кодекс устанавливает правила признания прав за лицами, претендующими ими обладать. Так, права исполни­теля признаются за последним в случаях, если он является гра­жданином Российской Фе

Правовая охрана ЭВМ
Прежде всего в юридической литературе было убедительно доказано, что программы для ЭВМ отвечают всем признакам охраня­емых авторским правом объектов, т. е. являются результатами творче­ской деятель

Понятие изобретения
В отличие от ранее действовавшего законодательства Патентный закон РФ не дает формально-логического определения понятия изо­бретения, а называет лишь условия его патентоспособности. В соот­ветствии

Объекты и признаки изобретений
В соответствии с п. 2 ст. 4 Патентного закона РФ объектами изобре­тений могут являться устройство, способ, вещество, штамм микроор­ганизма, культуры клеток растений и животных, а также приме

Составление и подача заявки
Один из важнейших принципов, на которых основана патентная система, состоит в том, что непременным условием предоставления правовой охраны той или иной разработке является официальное признание ее

Рассмотрение заявки в патентном ведомстве
Поступившие в Патентное ведомство заявки регистрируются и пе­редаются на экспертизу. Правила проведения экспертизы заявок на изобретение, полезную модель и промышленный образец существен­но отличаю

Экспертиза заявки по существу
Патенты на изобретения и промышленные образцы выдаются лишь после проведения экспертизы заявок по существу (патентной экспертизы). Указанная экспертиза проводится по единым правилам, закрепл

Выдача патента
После принятия решения о выдаче патента при условии уплаты заявителем пошлины за выдачу патента в размере 4 МРОТ Патентное ведомство публикует в своем официальном бюллетене сведения о вы­даче патен

Общие положения
Под защитой прав и законных интересов изобретателей и патентообладателей понимаются предусмотренные законом меры по их признанию и восстановлению, пресечению их нарушений, применению к нарушител

Гражданско-правовые способы защиты прав
Гражданско-правовые способы защиты представляют собой пре­дусмотренные законом меры принудительного характера, с помощью которых осуществляется восстановление (признание) нарушенных прав и интер

Понятие правовой охраны товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товара
Действующее законодательство определяет товарный знак как обозначение, способное отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических

Правовая охрана ЭВМ
Прежде всего в юридической литературе было убедительно доказано, что программы для ЭВМ отвечают всем признакам охраня­емых авторским правом объектов, т. е. являются результатами творче­ской деятель

Коммерческая ценность
Итак, во-первых, коммерческая тайна - это информация, обладающая коммерческой ценностью. Ценность информации - комплексный показатель ее качества, мера пригодности для принятия решений в конкретной

Недоступность на законном основании
Вторым признаком информации, составляющей коммерческую тайну, согласно статье 139 Гражданского кодекса РФ, является ее недоступность на законном основании. Если соответствующие сведения могут быть

Правовая природа
Анализ юридической конструкции статьи 128 Гражданского кодекса РФ позволяет прийти к заключению, что информация, в том числе коммерческая тайна, является самостоятельным объектом гражданских прав.

Охрана коммерческой тайны за рубежом
Большинство экономически развитых зарубежных стран имеют весьма развитый нормативный массив, регулирующий правовой институт коммерческой тайны, в основе которого лежат как национальные правовые тра

Периодические издания
1. Право интеллектуальной собственности: специализированное информационно-аналитическое образовательное юридическое издание. — 2008 № 1-4. — 2009 № 1-4. — 2010 № 1-4. — 2011 № 1-4. — М: Юрист. — Вы

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги