А. Понятие и формы заключения цивильного брака.

Немногочисленные и разрозненные положения XII таблиц, касающиеся брачных отношений, не дают единого понимания древнейших представлений римлян о браке. Однако историческая наука содержит достаточные сведения, свидетельствующие о своеобразии первоначального регулирования брачно-семейных отношений.

Семья - достигший, за смертью отца, полноправности свободный мужчина вместе с женой, которую торжественно сочетали с ним священнослужители для совместного пользования водой и огнем путем принесения в жертву хлеба с солью, также их сыновья и сыновья сыновей вместе со своими законными женами, их незамужние дочери и дочери их сыновей, равно как все принадлежащее кому-либо из них имущество, - все было одним нераздельным целым, в которое не входили только дети дочерей, так как если эти дети были прижиты в браке, то принадлежали к семейству мужа, если же были прижиты вне брака, то не принадлежали ни к какому семейству. Собственный дом и дети являлись для римского гражданина целью и сутью жизни.

Естественные основы регулирования брачно-семейных отношений, нравственные основания этого регулирования, наконец, цель его -метафорически выраженная вполне юридическим для римлян понятием "совместное пользование водой и огнем", одна сторона римских представлений о браке. Другой стороной выступал главный принцип римского брака - жена является собственностью мужа.

Итак, цивильный брак, то есть брак между римскими гражданами (matrimonium), был направлен на установление права собственности мужа над женой. Существовало три формы (три основания) возникновения такого брака: конфареация (per confarreationum), коэмпцио (per coemptionum) и юзус (per usum).

Конфареация являлась патрицианской формой заключения брака. Длительное время только в таком браке вырастали граждане, способные занимать высшие жреческие места. Обряд заключения брака состоял в принесении жертвы богам перед священниками и свидетелями. Таким образом, брачная связь возникала в результате определенного ритуала. Результатом возникновения связи являлось установление права собственности над женщиной.

Такой же результат имел место и в случае применения светской формы заключения цивильного брака - коэмпцио. Это была самопродажа женщины мужчинепосредством обряда манципации, то есть в присутствии пяти свидетелей и весовщика и произнесением определенных выражений.

Юзус - такая форма установления брачной связи, при которой использовалось правило XII таблиц о приобретательной давности, в соответствии с которым право собственности на движимую вещь возникало у добросовестного владельца по истечении одного года открытого и непрерывного владения: фактическое проживание в доме мужчины женщины, не имеющей другой брачной связи (и неторгующей своим телом) в течение одного года порождало законный брак.

Посредством таких обрядов, сделок и юридических фикций возникал так называемый брак с властью мужа (cum manu). При этом, если у других народов античности идея права мужа последовательно заменялась идеей опеки над женой, затем идеей главенства мужа в брачных и семейных отношениях, то Рим, перейдя эти ступени, выработал идею равенства супругов.

Вырабатывается и юридически признается конструкция брака без власти мужа (sine manu). В браке с властью мужа еще и нет собственно семейных отношений, это как бы вещные отношения. Но в браке без власти мужа появляются именно семейные отношения. Ибо здесь появляются два самостоятельных субъекта. Раньше всего отмирает юзус. С 23 года даже конфареацио (по закону) не порождает власть мужа над женой. Конфареацио живет до христианства (до IV в.), но без власти мужа над женой. Коэпмцио сохраняется дольше других форм брака, но только как форма фиктивного брака. Итак, уже со второй половины республики преобладает брак без власти мужа.