УСТАНОВЛЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ВЛАСТЬ РИМСКОГО ДОМОВЛАДЫКИ

Власть римского домовладыки приобреталась тремя способами: рождением в законном браке, усыновлением и узаконением.

Из изречений Ульпиана видно, что ребенок считался рожденным от мужа, состоящего в законном браке с матерью ребенка, если роды произошли, по крайней мере, через 6 месяцев после свадьбы либо в течение 10 месяцев после смерти мужа или развода. В противном случае ребенок считался незаконнорожденным и следовал юридическому положению матери.

Но если отец сам находился под властью римского домовладыки, то ребенок становился под власть его домовладыки (отца) и только в случае его смерти - под власть своего отца.

Прекращение власти римского домовладыки. Эманципация

Естественным путем власть римского домовладыки прекращалась со смертью отца.

Утрата или умаление правоспособности отца также влекли прекращение власти римского домовладыки.

Однако в случае утраты свободы из-под отцовской власти в результате военного плена "власть над детьми приостанавливается" до возврата из плена.

Утрата римского гражданства как домовладыка, так и подвластным лицом влекла прекращение власть римского домовладыки.

При адрогации усыновленные отцы теряли отцовскую власть над своими детьми.

Дети выходили из-под отцовской власти, если сыновья становились фламинами Юпитера, а дочери были посвящены в весталки, в период поздней империи - сыновья, занявшие высшие государственные и церковные посты.

Отец мог также добровольно прекращать свою власть над детьми посредством эманципации. Достигалось это путем троекратной продажи сына, что закреплено было в Законах XII Таблиц. После первых двух продаж доверенное лицо, которому продавался сын, совершал манумиссию посредством виндикации, и сын снова попадал под власть отца. После третьей продажи сын полностью освобождался от власти. Для других лиц достаточно было одной продажи. При наследовании по агнатическому родству эманципированный утрачивал право наследования.

В постклассическом праве эманципация осуществляется в форме простого заявления в присутствии магистрата, а при отсутствии сторон - по рескрипту.

Выводы: семья была основой всего древнеримского строя. Принадлежность к семье, к роду определяла в конечном итоге гражданскую правоспособность лица.

Возникнув как строго патриархальная, семья строилась на началах неограниченной власти домовладыки над всеми членами семьи. С усилением значения родства по крови, необходимости экономической самостоятельности подвластных происходит ослабление власти домовладыка. Созданием брака посредством брачного соглашения жена была освобождена от власти мужа как в личном, так и в имущественном отношении. Это являлось отличительной особенностью римского права.