Гражданское право. Том 3. Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М., Статут, 1999. С. 331

ские нормы и возможность появления нездорового потомства все-таки сдерживают возникновение подобных браков.

Морально-этический, а не медико-биологический запрет лежит в основе запрещения браков между усыновителями и усыновленными (ст. 14 СК). Хотя между этими лицами и отсутствует родственная связь, однако отношения, возникающие из факта усыновления, устанавливают такую связь, которая соответствует правовой связи между родителями и детьми. Если бы законодатель допустил возможность заключения брака между усыновителями и усыновленными, то правовое значение и роль института усыновления резко бы изменились, поскольку в этом случае едва ли можно было говорить о какой-то иной правовой связи, нежели опека и попечительство.

Установленный законом перечень требований к субъектам соглашения о заключении брака является исчерпывающим. Ни регистрирующий орган, ни родители вступающих в брак, ни иные лица не вправе устанавливать какие-либо дополнительные требования или ограничения. Закон не признает никаких требований имущественного характера, в частности устанавливающих выкуп (калым, приданое и т. п.), имущественный ценз, наличие которых было бы необходимо для регистрации брака. Расовые, национальные, религиозные, социальные и иные ограничения рассматриваются как грубое нарушение прав человека и не могут препятствовать регистрации брака.

Воля и волеизъявление. В семейном законодательстве воля и волеизъявление определены как «взаимное и добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак» (ст. 12 СК). Для действительности брака имеет значение и то, как формировалась воля лиц, вступающих в брак, не было ли каких-либо обстоятельств, которые могли бы исказить представления и оценки будущих супругов, либо создать видимость внутренней воли при ее отсутствии. Волеизъявление должно правильно отражать внутреннюю волю вступающих в брак. Волеизъявление и внутренняя воля определяют действительность брака в их неразрывном единстве. «Одно лишь внешнее выражение воли, не опирающееся на подлинное внутреннее желание установить брачные отношения, ни при каких обстоятельствах не может считаться юридически значимым согласием на вступление в брак»[5].

Понятие взаимного и добровольного согласия охватывает случаи, когда оба лица, вступающие в брачные отношения, стремятся к достижению именно данной правовой цели – регистрации брака и установления признаваемых законом супружеских отношений. В том случае, когда один из супругов либо оба супруга ее не преследуют, а используют регистрацию брака для решения иных вопросов, например для уступки права на жилую площадь, наследования либо иных целей, брак не может быть признан действительным, поскольку воля лиц не направлена на возникновение супружеских отношений. То же относится и к ситуации, когда согласие на вступление в брак дается одним из супругов под влиянием угрозы, насилия, например похищение невесты с целью добиться ее согласия на вступление в брак. Формирование