рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Политика и религия

Работа сделанна в 1999 году

Политика и религия - Реферат, раздел Политика, - 1999 год - Ижгту Кафедра Социологии, Политологии И Правоведения Реферат По Политологии П...

ИжГТУ Кафедра социологии, политологии и правоведения Реферат по политологии Политика и религия Подготовил Боронников А.Н. гр.761 Проверил Ермин Ю.К. Ижевск 1999 г. СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ 2 ВВЕДЕНИЕ 3 РЕТРОСПЕКТИВА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕЛИГИИ И ПОЛИТИКИ 5 ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ В РОССИИ. МОНАРХИЯ 7 СТРУКТУРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ 13 ВЗАИМОВЛИЯНИЕ И ВЗАИМНЫЕ ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ 14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВВЕДЕНИЕ Побудительным мотивом написания этой реферативной работы являлась личная заинтересованность автора в рассматриваемом вопросе.

Основной целью работы было освещение некоторых взглядов на проблему, которые представляют интерес, но по каким-либо причинам ранее не излагались в рамках данной проблемной области. Все нижеизложенное не коим образом не претендует на исчерпывающую истину, а лишь освещает существенные и наиболее интересные стороны вопроса с различных сторон.

Работа сохраняет европоцентристскую тенденцию анализа, вследствие ограниченности спектра источников. Так как реферат пишется в рамках курса политологии, а не религиоведения, то основное внимание уделено влиянию религии на политику, а не наоборот. Начали На протяжении всей человеческой истории взаимодействие различных сфер общественной жизни вносило существенные коррективы в бытие общества. Поскольку и политика и религия являются одними из самых древних форм проявления общественной активности человека, то и их взаимодействие и взаимовлияние можно обнаружить на любой стадии развития человеческого общества.

В основе взаимоотношения политики и религии, как и в основе взаимоотношений любых других сфер общественной жизни, лежит комплексное соответствиепротиворечие отдельных аспектов этих сфер. Дело в том, что, как правило, каждая сфера имеет определенную ориентацию по отношению к некоторым вопросам. Иногда эти ориентации совпадают, а иногда нет. Например, экономика и педагогика имеют совершенно разный взгляд на деньги и материальные ценности.

Так вот согласие, противоречие или индифферентность, проявляемые в отношении отдельных вопросов и определяет специфику взаимоотношения и взаимодействия этих сфер. Следует отметить, что сам характер взаимодействия различных сфер общественной жизни может носить двоякий характер. Первый аспект заключается в проявлении причинно-следственных связей в бытии этих сфер, то есть, когда какие-либо события, произошедшие в одной сфере, становятся причиной других событий в другой сфере.

Так, например, научно-технический прогресс в свое время обусловил перемену способа производства и структуру общества в целом. Второй аспект проявляется в функциональной частичной или полной замене специфических функций одной сферы другой, когда она, по каким-либо причинам не может их выполнять. Так, например, в советском обществе марксистская идеология значительно потеснила религию, и взяла на себя функцию формирования общественного сознания.

Попытаемся сначала дать самую общую характеристику взаимодействия политики и религии, его причин и результатов. Само присутствие религии в общественной жизни человека в целом и в политике в частности указывает на наличие в человеческом сознании феномена веры, то есть способности человеческого сознания принимать информацию без доказательства, логически непротиворечивого обоснования. Именно на этой способности и базируются все религии, тесно связывая понятие веры с понятием доверия.

А вот уже доверие и используется по отношению к личностям, общественным в том числе и политическим организациям, их действиям и информации от них исходящей. В свою очередь религия, будучи представлена церковью в структуре общества, как и все остальные структурные образования, подчиняется политической власти в лице государства. Следует обратить внимание на то, что отношения церковьгосударство и религияполитика не тождественны, хотя и очень тесно связаны.

Связь эта выражается в частности в том, что при сближении церкви и государства самостоятельная политическая активность церкви ослабевает, и заменяется совместной активностью вместе с государством, а при отделении церкви от государства наоборот возрастает. При дальнейшем рассмотрении вопроса мы будем иметь в виду, что связь религии с церковью и политики с государством представляется как связь общего с частным и имеет все свойства присущие этим категориям. Для того, чтобы получить удовлетворительные результаты исследования, необходимо более детально разобраться в том, что же, собственно, представляют собой политика и религия, ибо обыденное толкование этих слов может привести к неоднозначности в лучшем случае, и к неверным выводам в худшем.

Если с политикой все более-менее ясно и без особых препятствий можно в качестве рабочего взять определение Политика сфера отношений между индивидами и социальными группами по поводу государственной власти, государственного устройства внутри общества и межгосударственных отношений, призванных выразить их общие интересы, то с определением религии дело обстоит сложнее.

Дело в том, что многие источники освещают этот вопрос не в ракурсе религиоведения, а в ракурсе еще недавно предшествовавшего ему научного атеизма, что, безусловно, искажает суть самой религии, как духовно-ориентированной сферы общественных отношений, с весьма специфическими функциями и ролью в жизни общества. Разумная стратегия заключается в том, чтобы принимать во внимание всякий феномен таким, какой он есть. Это относится и к религии, так как ее влияние на все стороны жизни человека существует объективно, и поэтому ее необходимо принимать во внимание, причем такой, какой она является в собственном самосознании.

Даже если смысл кажется непонятным или странным, необходимо принимать его именно таким, делая скидку на его значение во внутреннем построении. Итак, что же религия говорит сама про себя Религия специфическая форма общественного сознания, главными принципами которой является исповедание личного, духовного, совершенного надмирного начала Бога, являющегося источником бытия всего сущего, и убеждения в том, что человек способен к общению, единению с Богом и вечной с Ним жизни.

Без этих двух основополагающих принципов, или хотя бы одного из них религия вырождается в шаманство, оккультизм, сциентологию, философию или этику. В современном обществе религия реализуется в конкретной сфере общественных отношений, использующих и учитывающих специфические особенности религиозного сознания. Так как и религиозная и политическая сфера общественных отношений, в конечном счете, имеют отношение к человеку, они неизбежно пересекаются и взаимовлияют друг на друга.

В работах некоторых политологов роль религиозных представлений на политическое бытие либо приуменьшается, либо совсем игнорируется, в связи с чем хотелось бы отметить, что игнорирование значения религиозных представлений, равно как и его абсолютизирование приводит к довольно радикальным выводам, которые, конечно же, не подтверждаются общественной практикой.

Например, очень искусственно и натянуто выглядит суждение о том, что человек создал себе богов, и влияние религии на социум сводится к воздействию людей самих на себя. Реальность влияния религиозных представлений объективна, и выражается в соизмерении людьми результатов своих действий с религиозными воззрениями. Иными словами религия накладывает отпечаток на политическое сознание людей и влияет на формирование их политической культуры, так как человеческие представления о правде и справедливости находятся в тесной связи с религиозными представлениями, и это играет не малую роль при определении формы верховной власти.

На самом деле спектр взаимовлияния религии и политики гораздо шире, и мы в свое время вернемся к более подробному его рассмотрению. А пока уделим небольшое внимание рассмотрению той роли религии, которую она играла в политике на протяжении человеческой истории.

РЕТРОСПЕКТИВА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕЛИГИИ И ПОЛИТИКИ

Довольно продолжительное время самая распространенная точка зрения на ... Однако не стоит обольщаться, думая, что жрецы обманывали народ, застав... Но такой порядок продержался недолго, и сразу после его смерти, при фа... Усилиями нескольких людей к определенному времени была сформирована са... Таким образом, государство объявлялось частью этого универсального пор...

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ В РОССИИ. МОНАРХИЯ

Первые десятилетия советской власти оказались временем широкомасштабно... Непосредственно голод был вызван а истреблением помещиков и уничтожени... В несколько ближайших лет на территории СССР, где к началу войны остав... Значительная часть репрессированного духовенства была возвращена на св... 5.

СТРУКТУРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ

1. Такое положение было типично для языческих государств, и ярким примеро... 2. Подчинение государства церковным учреждениям. Подобная ситуация имела ... Союз государства с церковью, который был достигнут в России подчинение...

ВЗАИМОВЛИЯНИЕ И ВЗАИМНЫЕ ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ

Влияние политики на религию могут проявляться так же в некоторых полит... Интегрирующая функция проявляется в реализации огромного интегрирующег... Но при этом не стоит забывать, что некоторые мировоззренческие, мораль... Так, например, республики средней Азии, ранее входившие в состав СССР,... Такое признание проявилось в факте подписания Хельсинского Законодател...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Современная политика представляет собой сложное общественное явление, влияние которого на различные стороны общественной жизни сложно оценить однозначно. Тем не менее, это влияние существует, и представления о нем являются частичкой знания об обществе. Чем больше человек знает об обществе, в котором он живет, о взаимодействии его составных частей и явлений, тем проще ему в этом обществе жить. Именно такая позиция часто заставляет меня искать во всем социальный подтекст, будь то политика, религия, этика или культура. Вообще говоря, эта работа вряд ли была бы написана в настоящем виде, если бы мне были недоступны некоторые сведения из таких областей, как философия, социология, история, политология, религиоведение, этика, и, чуть менее значимых психологии, культуры, педагогики и экономики.

Разбирая любую проблему, имеющую отношение к социуму, необходимо рассматривать ее в совокупности всех форм и явлений общественной жизни, ибо всегда существует вероятность ложной интерпретации фактов в отрыве от контекста.

Я обращаю внимание на этот факт потому, что на протяжении десятилетий господства идеологии марксизма, взгляд на религию сознательно искажался. Религия понималась слишком примитивно, и это мешало правильному осознаванию некоторых вопросов.

Одной из самых любопытных вещей, обнаруженных в процессе подготовки реферативной работы, было наблюдение смены отношения к религии авторов статей, в соответствии с годом ее публикации. Иной раз приходилось ловить себя на мысли об откровенно конъюнктурном подходе автора к освещению поднятого им вопроса в зависимости от общественных настроений. Разница в восемь лет сменила позиции автора на, можно сказать, прямо противоположные. Что уж и говорить про более долгие интервалы. Если В.Ульянов в свое время писал, что реакционная буржуазия везде заботилась и у нас начинает теперь заботиться о том, чтобы разжечь религиозную вражду, чтобы отвлечь в сторону внимание масс от действительно важных и коренных экономических и политических вопросов и это еще самое мягкое его упоминание религии, то в современной России все, без исключения, статьи взахлеб расписывают огромный пласт богатейшей культуры, который скрыт под легким налетом религиозности, стоит только этот налет сдуть, зачем он Что и говорить, такое положение дел может вызвать только грустную улыбку. А тем временем роль религии в общественной жизни пусть медленно, но возрастает, и ее нельзя недооценивать.

Сейчас наше общество в своем развитии взяло курс на Запад, а история формирования гражданского и политического общества хотя бы в США свидетельствует, что религиозные верования американцев влияют на их взаимоотношения на работе, семье, с друзьями и на принятие политических решений в гораздо большей степени, чем расовая принадлежность, уровень образования, уровень доходов, пол, возраст и т.д. Еще совсем недавно многие специалисты в области социальных наук полагали, что ввиду быстрых и неуклонных изменений в технологии, образовании науке, столь же неуклонно будет удерживаться и тенденция к секуляризации всех сторон общественной жизни, к автономизации и даже постепенному исчезновению религии, как формы общественного сознания.

Однако действительный ход событий не только не подтвердил этих прогнозов, а наоборот опроверг их. Отмирания религии не произошло.

Более того, она заметно активизировалась, и начинает играть все более значительную роль и в форме социального института и как субъект политики и как кладезь национальной культуры и истории и как колыбель стройного философско-этического учения и в своем реальном облике.

Межрелигиозные отношения ныне переходят в разряд стратегических глобальных проблем, решение которых должно стать предметом тщательного и глубокого изучения и международного урегулирования наравне с проблемами разоружения, безопасности, прав человека, экологии и других вопросов.

Самым существенным моментом в отношениях религии и политики должен стать вопрос о наиболее эффективном, с точки зрения общества, их сосуществовании о наиболее разумном методе государственного управления населением, исповедующем различные религии. По результатам этой работы, самой разумной представляется политика доброго сожительства и равноправного развития различных конфессий и государства.

Причем религиозный экстремизм ничем не лучше воинствующего атеизма, ибо они оба основаны на жесткой бескомпромиссности. Среди некоторых слоев нашего общества до сих пор широко распространено убеждение, что религия пустая и никчемная штука, нагромождение догм и антинаучных мировоззрений. Это общественное мнение существует, как бы, по инерции со времен социализма, и обнаруживает тенденцию к исчезновению, пусть и не очень скорому, потому что религия в наши дни все больше выступает не в виде слепой веры и фанатизма, а в качестве своеобразного морально-нравственного регулятора, поборника социальной справедливости в ее религиозном смысле, гуманистической системы воспитания, ориентированной на традиционные ценности и фундамента обустройства на этих началах земного бытия людей.

Таким образом, в религии можно увидеть механизм, позволяющий сохранить как нравственные ценности, так и национальное самосознание и укрепить солидарность между нациями и народами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ильин И.А. Собр. Соч. т.1-3. Москва 1993. 2. Козлов Н.И. Философские сказки для обдумывающих житие или веселая книга о свободе и нравственности. Москва, издательство АСТ-Пресс, Новая школа, 1997. 3. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1996. 4. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. Москва, 1993. 5. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. Репринтное издание Российского Имперского Союза-Ордена. СПб, 1992. 6. Толстой М.В. История русской церкви.

Издание Валаамского монастыря, 1991. 7. Митрополит Иоанн Санкт-Петербургский Самодержавие духа. СПб, 1994. 8. Под ред. митрополита Филарета Киевского Катехизис. Киев 1991. 9. Под ред. Фролова И.Т. Философский словарь. Москва 1987. 10. Под ред. Радугина А.А. Социология. Москва, издательство Центр, 1999. 11. Под ред. Радугина А.А. Политология. Москва, издательство Центр, 1999. 12. Под ред. Радугина А.А. Введение в религиовведение. Москва, издательство Центр, 1999. 13 . Алексеев В. Вечный соблазн сего Церковь и политика.

Независимая газета 1993, 4 нояб. 14. Антонова О Петрова А. Музыка против религии. Воспитатель атеиста М. 1988. 15. Белов Г.А. Что такое политика. Вестник МГУ 1991, N5 Гараджа В. Политика и религия. Наука и религия 1991, N3, N5 . Запасник С. Ложь в политике. Философские науки 1991, N8 Ключников Ю.В. Мораль, право, политика, как этическая сфера. Полис 1992, N1, N2. 16. Ковальский Н. Религия в мировой политике. Свободная мысль 1992, N9. 17. Мчедлов М. Религия и политика традиции и современность.

Наука и религия 1985, N1. 18. Мчедлов М. Религиозная ситуация в России реалии, противоречия, прогнозы. Свободная мысль 1993, N5. 19. Никитина А.Г. Политизация религии Вопросы философии 1994, N3. 20. Попов Л.А. Религия и мораль взаимодействие в современных условиях. Общественные науки и современность 1999, N3. 21. Саква Р. Христианская демократия в России. Социс 1993, N4. 22. Шведов В.И. Религия и политика Международная жизнь 1992, N5.

– Конец работы –

Используемые теги: политика, Религия0.052

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Политика и религия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

История мировых религий: конспект лекций История мировых религий. Конспект лекций ЛЕКЦИЯ № 1. Религия как феномен культуры Классификация религий
История мировых религий конспект лекций... С Ф Панкин...

Есть только одна раса — раса человечества, Есть только один язык — язык сердца, Есть только одна религия — религия любви
Мое отношение к религии или Что я вижу в мире Бога... Есть только одна раса раса человечества Есть только один язык язык... Есть только один Бог и Он вездесущ...

А.А. Керимов РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА
ФГАОУ ВПО Уральский федеральный университет имени первого Президента России... Кафедра теории и истории политической науки...

Кадровая политика политика НК "ЮКОС"
Ценовая политика, расширение ассортимента, улучшение качества и сокращение времени обслуживания клиентов, обеспечение послепродажного обслуживания,… При этом следует иметь в виду, что поиск и реализация тех или иных конкретных… Для того чтобы выжить и процветать организации необходимо иметь и регулярно получать соответствующее число работников…

Политика как общественное явление. Происхождение, структура, функции политики в обществе
Политика и возникла в связи с необходимостью реализации таких интересов групп...

Религия и политика. Правовое государство: теории и принципы.
Иногда эти ориентации совпадают, а иногда нет. Например, экономика и педагогика имеют совершенно разный взгляд на деньги и материальные… Первый аспект заключается в проявлении причинно-следственных связей в бытии… Второй аспект проявляется в функциональной частичной или полной замене специфических функций одной сферы другой, когда…

Внешняя политика, её содержание, характер, связь с внутренней политикой
Объяс¬няется это тем, что сама природа политики характеризуется взаимодействием и противоборством различных интересов и сил, как внутри той или иной… Поэтому важными составляющими предмета полито-логии выступает международная… Эти особенности связаны с характером международных отношений, спецификой внешней политики.Если внутри страны…

Лекция 8 Ценовая политика предприятия. Ценовая политика предприятия и этапы её формирования
Ценовая политика предприятия и этапы е формирования... Ценовая политика является составной частью общей политики предприятия и... Поведение предприятия на рынке может быть пассивным и активным что определяет и степень активности ценовой...

Демографическая политика, как элемент социальной политики государства
Целью данной работы является определение понятия демографической политики государства.В связи с этим выдвигаются следующие задачи: · дать… В качестве источников для выполнения данной работы можно выделить различные… М.: Высшая школа, 2004 а также законодательные акты Российской Федерации. 1. Понятие «демографической политики» Самой…

Религия как социальное явление. Эволюция и типы религий
Введение Содержание программы курса Философия... Введение...

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Фискальная политика и ее механизм. Особенности фискальной политики в РБ Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование… Фискальная политика является очень сильным оружием.Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе,…
  • Этимология термина религия. Определение термина религия Введение... Вопросы... Этимология термина религия Определение термина религия Теологические философские биологические и психологические интерпретации термина религия...
  • Маркетинговая политика распределения МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ЛОГИСТИКА Логистика (от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать) – это… По мнению ряда западных ученых, логистика выросла в науку благодаря военному… Однако как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX века. Логистика стала активно применяться в…
  • Внешняя политика Ивана 4 К освобождению от ханской зависимости стремились народы Поволжья - марийцы, мордва, чуваши.Решение проблемы подчинения Казанского и Астраханского… Здесь в 30 км от Казани был возведен город Свияжск, ставший опорным пунктом в… Казань была взята штурмом, который начался 1 октября 1552 г. В результате взрыва 48 бочек пороха, заложенных в…
  • Экономические воззрения и принципы экономической политики Петра I Необходимо было также создание боеспособной регулярной во­енной силы для проведения более агрессивной внешней политики и по­давления участившихся… Два с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении… Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для Рос­сии полезным, что - вредным, что -…