Политическая идеология

w Московский Государственный Технический Университет имени Н.Э.Баумана. PWw РЕФЕРАТ тема ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ студент Легеньков П.В. группа ИУ7-51 кафедра политологии преподаватель Левадный Н.П. Москва,1996. PwA Содержание. Введение 2 Глава 1. Кризис советской политической идеологии 3 Глава 2. Современная политическая идеология 8 Примечания 13 Список используемой литературы 13 PwA Введение. По поводу термина.Политическая идеология - система идей, представлений, поня- тий, выраженная в различных формах общественного сознания в фи- лософии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, рели- гии. Идеология является отражением общественного бытия в созна- нии людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему прогрессивная идеология или препятствуя ему реакционная идеология.

В классовом общест- ве идеология всегда является классовой. Идеологическая борьба является одной из основных форм классовой борьбы наряду с борь- бой политической и экономической.

Глава 1. Кризис советской политической идеологии. Уже в хрущевскне годы наметился кризис советской политической идеологии. Но это был еще кризис лишь той формы идеологии, какая сложилась в сталинские годы и была связана с сочинениями самого Сталина. В брежневские годы мощный идеологический механизм, соз- данный и работавший под руководством Суслова, предпринял усилия преодолеть этот кризис.

И он многого добился. Началась критика сталинской вульгаризации философии. Достижения науки хлынули в идеологию. Стала доступной западная философия и культура. Все это способствовало улучшению репутации идеологии. Но вместе с тем, это вело к снижению авторитета марксизма-ленинизма, оттес- нение его на задний план в рамках самой идеологии. В какой-то мере преодолев недостатки сталинском формы идеологии, сусловский идеологический аппарат одновременно способствовал подготовке бо- лее, обширного идеологического кризиса - кризиса марксизма-лени- низма как идеологии коммунизма вообще. В брежневские годы стало открыто осознаваться резкое расхожде- ние между идеологической картиной реальности и самой реаль- ностью, между идеалами коммунизма и объективнымн тенденциями эволюции реального коммунизма, между интеллектуальным уровнем образованной части общества и идеологией.

Идеология фактически перестала быть руководством к действию для властей. Хотя они прикрывались фразами из идеологии, практически они поступали совсем иначе. Идеологический цинизм уничтожил остатки идеологи- ческой веры. В сталинские годы доминировала убежденность в том, что комму 4 - нистический социальный строй несет с собою освобождение трудя- щихся от зол капитализма и что трудящиеся поддадутся обаянию коммунистического земного рая. В брежневские годы активная часть советского населения, включая представителей власти, которые на- чали делать карьеру в хрущевские годы, сделала для себя открытие огромного исторического значения.

Она на своем опыте почувство- вала то, что коммунистический социальный строй не является тем земным раем, каким его изображают в советской идеологии и пропа- ганде.

На смену убежденности в истинности идеологии пришло чисто прагматическое отношение к ней как к необходимому средству обра- ботки и организации общественного сознания. На смену идеологи- чески опосредованному отношению к реальности пришло непосредс- твенное, лишенное субъективных иллюзий и лишь маскируемое идео- логией.

Горбачевская политика гласности углубила и расширила идеологи- ческий кризис. Началось безудержное и бесконтрольное словоблу- дие, саморазоблачение, оплевывнние всех святынь советской исто- рии, очернение советскои реальности. Все истины марксизма-лени- низма были подвержены сомнению и осмеянию. Всякая защита истин его рассматривалась как признак реакционности н отсталости. Ста- ло неприличным произносить само слово коммунизм. Было отменено обязательное изучение марксизма-ленинизма во многих учебных за- ведениях, сокращено время на него, сокращены или ликвидированы совсем соответствующие семинары, школы, курсы.

Короче говоря, с марксизмом-ленинизмом обошлись чуть ли не как с враждебным идео- логическим учением. Одновременно началось столь же безудержное заимствование идей из западной идеологии. Стремление выглядеть западнообразно и заслужить похвалу на Западе стало определяющим - 5 - в речах и в реформаторской суете самого Горбачева, а также всех прочих реформаторов и идеологов перестройки.

Важнейшей особенностью идеологического кризиса является то, что неверие в марксистские идеалы и отказ от марксизма-ленинизма как от руководства к действию захватил самые верхи правящего слоя. Дискредитация идеологии стала стимулироваться сверху такого советская история еще не знала. Причем марксизм-ленинизм при этом не был осмыслен и преодолен на научной основе, а просто отодвинут как нечто уже непригодное ни для пропаганды, ни для принятия важных решений.

И это несмотря на то, что положения марксизма-ленинизма могли бы как никогда послужить путеводной звездой в современной запутанной ситуации в мире. Коммунисты предали марксизм-ленинизм именно тогда, когда на нем стоило нас- таивать особенно упорно. Характерным примером варварского обращения со своей же, марк- систско-ленинской идеологией может служить то, что горбачевцы стали рассматривать свои реформы как революцию, причем - как ре- волюцию, осуществляемую сверху, по инициативе высшего руководс- тва, можно сказать - по инициативе лично Горбачева и под его контролем.

Инициатива сверху лишь дала толчок кризису - власть потеряла контроль за ходом событии. Сейчас речь идет об идеоло- гическом осмыслении проишедшего. Употребление выражения револю- ция в применении к ситуациям такого рода, как была в Советском Союзе, простительно западным деятелям культуры, журналистам и политикам, не имеющим строгих ограничений в словоупотреблении.

Некогда поднаторевшие в марксизме советские партийные аппаратчи- ки и оправдывающие их активность марксистско-ленинские теоретики начинают так легко обращаться с важнейшими категориями государс 6 - твенной советской идеологии, то невольно закрадывается сомнение а в своем ли уме эти люди Давно ли они, сдавая экзамены по марксизму-ленинизму, сами настаивали на том, что революционный путь принципиально отличается от реформаторского, что социальная революция есть способ перехода от изжившей себя общественно-эко- номической формации к более прогрессивной.

Конечно, как говорит- ся, своя рука владыка. Высшая советская власть является высшей властью и в идеологии. Она может позволить себе иногда пококет- ничать фундаментальными понятиями подвластной идеологии. Тем бо- лее это так лестно - войти в историю в качестве революционера, причем - революционера особого рода, совершившего переворот, можно сказать, в одиночку. Что за человечище Маркс, Ленин и Сталин вместе взятые были неспособны на такое.

А о Хрущеве и го- ворить нечего мелочь Но дело в том, что и идеология имеет свои законы, неподвласт- ные даже таким революционерам, как Горбачев. И нарушение этих законов не может пройти безнаказанно даже тем, кто хозяйничает в идеологии. Легкомысленное обращение с фундаментальными понятиями и положениями идеологии на самой вершине власти послужило зара- зительным примером, и массы людей, как-то причастных к идеоло- гии, ринулись в антимарксизм. И впереди всех бежали дезертиры марксизма, которые, по идее, должны были бы защищать его до пос- леднего слова. Новое мышление горбачевцев переросло в бездумную и безответственную болтовню, чреватую тяжелыми последствиями.

Впечатление такое, будто огромная историческая бомба попала в руки шалунов и недоумков, и те принялись колотить по ней чем по- пало и ковыряться в ней с намерением полюбоваться на предполага- емый фейерверк 7 - Отказавшись от марксистско-ленинской идеологии как от руко- водства к действию, горбачевское руководство, однако, не сделало таким руководством науку.

Это не значит, что оно не привлекло к себе на помощь профессиональных ученых. Наоборот, оно привлекло их в огромном количестве, освободив их от всяких идеологических пут и позволив писать и говорить все, что им придет в голову. Но беда в том, что у этих ученых помощников и советников Горбачева просто не оказдлось необходимой науки, которая могла бы быть на- дежным наставником действий власти. Бесчисленные советские уче- ные за много десятков лет существования коммунизма оказались неспособными создать науку об этом типе общества, отвечающую критериям современной науки.

Важнейшим препятствием на пути соз- дания такой науки была все та же государственная идеология. Вся- кие попытки идти по этому пути рессматривались как враждебная клевета на советское общество н преследовались. И теперь, когда это препятствие отпало, советские ученые стали в спешке высказы- вать свои кустарные и скороспелые суждения, включая в них заимс- твованные на Западе идеи, что породило чудовищный интеллектуаль- ный хаос в горбачевском окружении.

В кратчайшие сроки было сочи- нено огромное количество всяческой чепухи. Бесчисленные шарлата- ны и безответственные болтуны, включая титулованных советских академиков, бывших советских диссидентов, удравших на Запад за славой и комфортом, и западных советологов, настолько засорили и замутили интеллектуальную атмосферу в обществе, что только пол- ное игнорирование производимой ими галиматьи и доверие к просто- му здравому смыслу еще могло бы наставить руководство на путь истинный.

Но, увы, всякие здравые суждения стали рассматриваться как проявления консерватизма, брежневизма и даже сталинизма 8 - Только ничем неограниченная чушь, облекаемая в наукообразную форму, имела какие-то шансы быть замеченной. Глава 2.

Современная политическая идеология

Начав с серии бессмысленных насильственных реформ и потерпев на этом п... Подчерки- ваю искусственый и насильственный характер этих преобразован... Это достигается путем разрушения блоков страны, а также путем дезинтег... Я выше употребил слово якобы, так как эти очаги экономи- ки суть лишь ... Я утверждаю, что исключительной является историческая судьба Запада, а...

Примечания

Примечания 1 Словарь иностранных слов, указ. лит с.239. 2 Зиновьев А.А указ. лит с.487. 3 там же, с.488.

Список используемой литературы

Список используемой литературы 1 Зиновьев А.А. Кризис коммунизма М.Центполиграф, 1994. 2 Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия М.Изд-во АПН, 1989. 3 Словарь иностранных слов. Под ред. И.В.Лехина и др М. Советская энциклопедия, 1964. 4 Антонов-Овсеенко А.В. Сталин без маски М.Вся Москва, 1990. SA Все права защищены.

Ни одна часть этого произведения не может быть воспроиз- ведена любым копировальным способом, а также издана без письменного согласия автора.

Мнения, изложенные в реферате, не обязательно совпадают с мнениями автора. Распечатка производилась на принтере Электроника-МС6312м. Приношу глубокие извинения за качество печати.

Легеньков Петр.