Перелом в отношениях Рады и Ивана

Перелом в отношениях Рады и Ивана. IV. В московском правительстве произошел перелом, в котором видную роль сыграли Захарьины, внушившие Анастасии вражду к Сильвестру, а Ивану мысли о рабской зависимости от Рады. Кроме того, царя убедили, что Сильвестр черный маг, и что он завладел его волей. Сторонники сознались, что Сильвестр обманывал царя, представляясь богоугодником чудотворцем, но делал это лишь в государственных интересах.

Царь же был доверчив врагам рады, т.к. суеверен был. Сильвестра не любили многие при царе за его проницательность, мешавшему им, брать безвозмездно посулы и богатеть. В 1559г зимой Иван с больной женой совершает снова паломничество по монастырям и в это время происходит какая-то крупная размолвка между ним и СильвестромАдашевым связанная опять таки с его путешествием и принесением там благочестивых обетов. Сильвестр, овдовев, уезжает по собственной воле в далекий монастырь, а Адашев возвращается на фронт.

С уходом Сильвестра из политики время Рады было сочтено. Анастасия конечно оказала большое влияние на царя в их размолвке, ее даже сравнивали с Евдокией, а Сильвестра с Иоанном златоустом. Примирение осложнилось в 1560г смертью царицы, перепугавшейся пожара и без того тяжело болевшей, а после пошедшей на ухудшение. Царь был в отчаянии, народ считал Анастасию святой, т.к. та занималась благотворительностью. Он не взлюбил Сильвестра еще больше, потому как отношения между ним и покойной царицей были напряженными.

Противники Сильвестра, не приминули, упрекнуть его в порче на царицу. Он и Адашев попросили у царя суда над собой по этому делу, но царь испугавшись то ли правды, то ли колдовства, то ли просто желавший избавится от опекунов, ограничивавших его власть, и знавший о народной любви к ним, в Москву их не пустил. Противники Рады видя колебание царя объяснили ему, что де чувства внушенные ими, противниками, истинные, и что он только сейчас прозрел и обрел власть свою по закону.

Противниками были не только бояре и шурья, но и священники думающие о личном достоянии, такими оказались Осифляне Вассиан, уже знавший царя лично, архимандрит Левкий и Мисаил Сукин. Иван созвал собор для осуждения Сильвестра. Епископы видели неприязнь царя к подсудимому и признали того виновным, лишь митрополит Макарий выступил в защиту, заявив что судить без слушания подсудимого неправильно. Сильвестра сослали на Соловки, Адашева на фронт. Рада, официально несуществовавшая, прекратила свое таки существование в 1560г, являясь почти 13 лет правительством, правящим от имени царя. Ее преобразования совпадали с требованиями челобитных царю, составленных дворнянином Пересветовым, и были направлены в первую очередь на укрепление основ государственности, в лучшем смысле этого слова.