Черты феодализма

Черты феодализма. Старое значение бояр как землевладельцев еще удерживалось, хотя слово боярин имело смысл сановника. Вотчины были боярские и монастырские, и еще новгородских землевладельцев. Земельные владения делали военную службу обязательной. Все земледельцы, кроме новгородских, не владели землей как частной собственностью, так черносошные пользовались ей на правах общинных владений. Крестьяне снова могли переходить с земли на землю в Юрьев день, но Судебник дополнил новыми пошлинами и увеличил размер пожилого.

Число холопов стремились уменьшить. Так отменялось правило, что поступивший на службу к хозяину без ряда становился его холопом. Детям боярским запрещалось продаваться в холопы, но в дальнейшем разрешили тем кто еще не перешел на действительную службу. Судебник запрещал отдаваться в холопы за рость, и следовательно предотвращал случаи порабощения из-за нужды. Впрочем неоплатный должник после правежа отдавался в холопы, но для выплаты суммы не превышающей 15руб. Кроме того при отдаче в холопы выборные судьи делали об этом доклад царю. Беглый холоп не возвращался сразу хозяину, а ему предлагали прежде заплатить долг и если решительно не мог возвращали.

В 1550г появляются распоряжения об отмене местничества т.е должность стали давать не по сословному признаку, как в армии, так и в свету. Но в 1551г появляется распоряжение устанавливающее разницу воевод между собой, т.е. назначение воеводой, принимая во внимание службу отцов. Эти противоречия указывают на разногласия в правящей верхушке.

После господства Рады местничество вновь обрело полную силу. Выборное земское начало бурно развивалось в тот период, но когда происходили ссоры между волостями и частными лицами, и волости обращались с жалобой царю, то царь возлагал разбирательство на лиц, которых выбирали не посадские и крестьяне. Также было и когда волостные крестьяне тягались между собой, и когда малые деревни, не будучи в состоянии противостоять большинству обращались за помощью к суду наместников.

Вообще у крестьян в то время интересы представляла община, которая также сдавала налоги, а не конкретные лица. И люди, управляющиеся выборными, находились под властью царских чиновников по государственным повинностям посошная служба, городовое дело.