Политико-правовые идеи утопического социализма XVI-XVII столетия

Политико-правовые идеи утопического социализма XVI-XVII столетия.

Введение Еще во времена античности отдельные представители передовой общественно- политической мысли пытались заглянуть в общество будущего, основанного на принципах равенства. Однако первые социалистические учения появились в эпоху первоначального накопления капитала. Они теснейшим образом были связаны с движением угнетенных масс за свое социальное освобождение.

Утопический социализм выступает идеологической основой этих движений. Но не все учения о будущем обществе относятся к утопическому социализму, т.к. существуют определенные признаки, позволяющие отнести то или иное учение к социалистической утопии. Среди этих признаков можно выделить наличие идеи ликвидации эксплуатации, достижения не только политического, но и социального равенства, всеобщей обязанности трудовой деятельности, целенаправленного воспитания, общественной собственности и др. История утопического социализма делится на три больших этапа ранний утопический социализм эпохи первоначального накопления капитала XVI - начало XVII века утопический социализм эпохи буржуазных революций и становления капитализма XVII - XVIII века утопический социализм эпохи утверждения капитализма конец XVIII начало XIX века. Критерием такого деления является классовая обусловленность возникновения социалистических теорий, обоснованная классиками марксизма-ленинизма.

Я рассмотрю лишь первый этап этого развития.

В XVI - XVII веках в экономической и общественно-политической жизни Западноевропейских стран происходят значительные сдвиги, которые характеризуются процессом первоначального накопления капитала, разложением феодальных отношений, обесцениванием крестьян, возникновением промышленных мануфактур и появлением наемных рабочих. Возрождение античного наследия повысило интерес к книге Платона Государство. Развитие идей Платона об общности имуществ привело к появлению произведений, заложивших основы социализма Нового времени.

Существенным новшеством теорий раннего социализма было умозрительное распространение общности имуществ на всех граждан а не только философов и воинов как у Платона, а также обоснование демократических учений в государствах, базирующихся на общественной собственности. Появляется и прогрессивное общественное течение - гуманизм. Гуманисты выступали против религиозного аскетизма, за свободу личности, за удовлетворение человеком земных потребностей.

Однако они отрицательно относились к революционному движению масс, были далеки от них. И лишь отдельные представители гуманизма открыто встали на сторону угнетенных. К ним относится основоположник утопического социализма Томас Мор 1478-1535, который одним из первых понял, что основой эксплуатации человеком человека является частная собственность на орудия и средства производства. В своей работе Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия 1576г. он не только критикует современные ему социально-экономические отношения, но и дает изображение такого общества, где господствует общественная собственность.

Т. Мор одним из первых на рационалистической основе решает проблему организации общественного потребления путем создания демократического централизованного государства посредством внедрения общественного производства. Наряду с выдающимися догадками об устройстве будущего общественного строя, организации социально-политической жизни, учению Мора присущи черты наивности и примитивизма, идеализируем патриархальную семью, допускай рабский труд, терпим к религии, уравнительность в распределении.

Другие произведения Мора не столь значительны, как Утопия, принесшая ему всемирную славу. Последующие теоретики раннего социализма испытывали на себе сильное влияние Утопии, в том числе и новых идей о государстве и праве. Другим основоположником утопического социализма по праву считается итальянский монах Тосмано Кампанелла 1568-1639. В произведениях Т. Кампанелла подвергаются критике феодальные отношения и сопутствующие им такие явления, как праздность, леность, тунеядство, отвергает частную собственность и противопоставляет ей общественную.

Несмотря на всю наивность и утопичность суждений Кампанелла, некоторые его положения заслуживают серьезного внимания. К ним относятся воспитание любви и уважения к труду выбор сферы трудовой деятельности в соответствии со склонностями и способностями усиление роли общественных, государственных органов в воспитании подрастающего поколения эмансипация женщин.

Утопию Т. Мора и Город Солнца Т. Кампанелла объединяет то, что они создавались в соответствующих условиях периода первоначального накопления капитала и разложения феодальных отношений, их авторы являются наиболее яркими представителями раннего утопического социализма. В их взглядах отражалась идеология освободительного антифеодального движения наиболее угнетенной части народа - крестьянства и предпролитариата.

Л и т е р а т у р а Мор Т. Утопия М, 1953, Кампанелла Т. Город солнца М 1954 Мелье Ж. Завещание М, 1964 Маркс К Энгельс Ф Соч. т.4 Э.С. Рахематулин История социалистических учений Казанский ГУ, 1989 История политических и правовых учений Учебник под ред. О.Э. Лейста М. 1997.