рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Образ Государя Противоречия между идеалом и действительностью

Работа сделанна в 2001 году

Образ Государя Противоречия между идеалом и действительностью - Курсовая Работа, раздел Политика, - 2001 год - "Государь" Н. Макиавелли: титан Возрождения или тиран гуманизма? Образ Государя Противоречия Между Идеалом И Действительностью. У Макиавелли З...

Образ Государя Противоречия между идеалом и действительностью. У Макиавелли зарождаются мысли осмыслить как можно более глубоко и всесторонне человеческую историю, историю человеческого общества в его деяниях и свершениях и учрежденных правах, свободах и обязанностях, словом осмыслить историю, как осуществление и осознание становления и прогресса свободы. Главная задача, которую Макиавелли ставил сформулировать нормы политического поведения на основе опыта своей эпохи, а также древнего времени.

Макиавелли рассматривал опыт как нечто живое и конкретное.

Политическая жизнь для него это, прежде всего люди, группы людей, народы правители и их взаимоотношения по поводу власти. Он поставил в центр своего внимания политического человека. Это человек, на каких ступенях иерархической лестницы он ни стоял бы, наделен разумом, волей, интересами. Он подтвержден влиянием, и сам старается влиять.

Макиавелли полагал, что любой человек во все времена наделен одними и теми же страстями, желаниями, волей. Только человек представляет собой константу, что позволяет выводить общие законы политической жизни, характерные для всех времен и народов. Все другие элементы политического процесса чрезвычайно подвижны у Макиавелли. Вот одно из рассуждений Макиавелли на этот счет изучая события наших дней и прошедших времен, мы находим, что во всех государствах и у всех народов существуют одни и те же стремления Однако во все времена, повторяются те же бедствия и смуты, потому что историческими соображениями пренебрегают.

Читающие историю не умеют делать из нее выводов, или выводы эти остаются неизвестными правителям Здесь выражена главная мысль политической философии Макиавелли, которая проходит в неизменном виде через все его работы. Макиавелли наблюдал общество, в котором невозможно было вырваться за пределы порочного круга политических отношений, где у честного человека не было достойного выбора либо ты угнетатель, либо ты угнетенный, третьего не дано либо ты захватываешь чужие территории, порабощаешь чужие народы, рушишь другие государства, либо это делают с тобой, с твоим государством, с твоим народом.

Понадобилась целая историческая эпоха, а точнее, не одна, а несколько эпох, чтобы политическая деятельность и политическая власть обрели высокое общественное предназначение. Переходя непосредственно к обсуждению идей Государя Николо Макиавелли, хочется отметить удивительную многогранность и неоднозначность этой книги.

Множества смысловых слов, открывающихся при внимательно чтении этого произведения, хватило бы на объмистый том, а не на короткое эссе, в котором Макиавелли смог уместить все свои идеи. На первый взгляд Государь является своеобразным руководством по управлению государством, сборником алгоритмов типа если хочешь получить результат А - соверши действие Б. Причм как в любом хорошем руководстве автор приводит примеры наиболее часто совершаемых ошибок и их возможных последствий, рассматривает оптимальные пути достижения желаемой цели, и этот труд интересен уже с точки зрения удачного сочетания богатого личного опыта с глубоким анализом соответствующих теме античных источников.

Оценивая Государя как учебник для начинающих политиков, можно отметить и чткую логичность изложения, и умение называть вещи своими именами, то есть отказ от стыдливых попыток прикрыть прозу жизни красивыми, но лживыми словами, а то и просто обойти стороной неприятные, но, тем не менее, неизбе6жные реалии, возникающие при управлении страной.

Таким образом, Государя можно считать хорошим практическим трудом он обобщает опыт прошедших веков и современные ему политические события, содержит оригинальные выводы и полезные рекомендации опытного практика, специалиста в свом деле. Для своего времени безусловно необычен и нов подход к политике как к ещ одной отрасли человеческого знания в этом же стиле мог быть написан труд по медицине или, допустим, химии если, конечно, такое понятие как химия тогда вообще существовало, и, как мне кажется, очевидной сильной стороной этого произведения является то, что его можно рассматривать как сборник пусть не универсальных, но полезных рецептов политической кухни.

Но чисто практический подход сочетается в Государе с теоретическими изысканиями, то есть отвечая на вопрос как, Макиавелли пытается одновременно объяснить почему в жизни государства происходят те или иные явления он ставит цели, к которым должен стремиться правитель, и даже пытается предложить некую идеальную модель управления страной и соответствующего ей идеального главу государства. Макиавелли отдат себе отчт в том, что имеется большое различие между тем, что существует в жизни, и тем, что должно быть. Ибо расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, нежели на благо, так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру.

Из чего следует, что государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности.

Никколо Макиавелли. Государь. с.23. Внутри Государя Макиавелли рассматривает, каким должен быть государь, чтобы вести народ к основанию нового государства. Этот идеал воплощается для него в кондотьере, который являет собой некий символ коллективной воли. Утопическим элементом политической идеологии Макиавелли следует считать то, что государь был чисто теоретической абстракцией, символом вождя, идеальным кондотьером, а не политической реальностью.

Здесь можно отметить первое внутреннее противоречие данного произведения. Уже из названия и далее, из всего текста становится ясным, что единственно возможным разумным государственным устройством Макиавелли считает только монархию не по названию, но по внутренней сути, то есть власть одного сильного человека - не деспотизм, но тиранию - чистое страшное господство, необходимое и справедливое, коль скоро оно конституирует и сохраняет государство.

Таким образом, для Макиавелли высшей целью политики вообще и государственного деятеля в частности является создание нового и при этом жизнеспособного государства тогда, когда это необходимо, или поддержание и укрепление существующего строя там, где это возможно. В данном случае цель - жизнь страны - оправдывает практически любые, лишь бы приводящие к успеху, средства, даже если эти средства не укладываются в рамки общепринятой морали.

Более того, для государства не имеет силы понятие о хорошем и дурном, позорном и подлом, о коварстве и обмане оно выше всего этого, ибо зло в нм примирено с самим собой. Но в то время как разум Николо Макиавелли не видит альтернативы единоличной власти сильного человека, сердце его определнно тяготеет к республиканским идеалам, ища их воплощения и в древних республиках, и в современной ему Флоренции.

Макиавелли явно стремится заботиться о благе народа, причм он даже находит этому вполне практическое объяснение для государей - ибо недовольный, презирающий своего вождя народ - это более страшная угроза для любого правителя, нежели самый сильный внешний враг. Первая заповедь и первейший долг государя - это внушить своим подданным если не любовь во-первых, это довольно сложно и не слишком наджно в силу присущей людям неблагодарности, а, во-вторых, не подкреплнная грубой силой любовь может быть легко предана, то хотя бы почтение, основанное на уважении, восхищении и примитивном страхе.

Макиавелли настойчиво убеждает, что сильное государство можно получить только неустанно заботясь о благе народа. Именно в этом смысле Макиавелли понимает идею демократии, для него идеальным государственным устройством является то, которое обеспечивает благо большинства. При этом в качестве приемлемого средства борьбы с противниками Макиавелли упоминал даже физическое устранение непокорного и опасного меньшинства, лишь бы только эта акция действительно была необходимой, и имела более - менее законный вид в глазах остальных граждан.

Самой большой угрозой спокойному правлению Макиавелли считал скрытое недовольство народа и, как следствие этого возникновение различных заговоров и тайных обществ. Понимая, что заговоры легче предотвратить, нежели раскрыть, Макиавелли предлагает для этого в Государе различные рецепты как для только что завованных созданных, так и для унаследованных государств.

Особенно интересно в этом свете положение о воспитании народа. Соответственно ему, государь должен стремиться к тому, чтобы народ если уж и боялся, то уважал своего правителя, к тому, чтобы большинство было довольно своей жизнью и законами, к тому, чтобы не допускать злоупотреблений своей властью - например, не посягать на честь и имущество обычных граждан. Таким образом, идеальный князь добивается сознательной поддержки народа, и Макиавелли настойчиво призывает добиваться активного согласия народных масс на единственно возможный в то время вид демократии - абсолютную монархию, разрушающую феодальную и сеньориальную анархию.

Здесь, я думаю, вполне уместно будет сделать замечание о ещ одном противоречии между идеалами и действительностью. Для Николо Макиавелли важной общественной ценностью являлась свобода в широком понимании этого слова. Свобода важна и для государства в целом - страна должна уметь сохранять свою независимость свобода необходима для любого общественного слоя - так, по мнению Макиавелли, беднейшие слои населения имеют неотъемлемое право защищаться от посягательств со стороны привилегированных классов на свои права, свободы и имущество свобода важна и для отдельного гражданина - свобода совести, свобода выбора своей судьбы, свобода от страха за свою жизнь, честь и состояние. Но сами по себе эти два понятия - свобода и абсолютная монархия - сочетаются довольно плохо.

Не находя выхода из этого противоречия, Макиавелли заключает, что лучшей из теоретически возможных форм правления является смешанная, то есть та, где различные слои и классы населения следят друг за другом, за соблюдением законов и сохранением свобод.

Так, не в Государе, но в близком ему произведении - Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия - Макиавелли говорит, что именно смешение правления царей, оптиматов и народа сделало совершенным государственное устройство Римской республики до времн Гракхов.

Совершенным идеалом, по мнению Макиавелли, является та форма правления, при которой один человек может получить неограниченную власть только тогда, когда остро требуются решительные и незамедлительные действия, в случае войны, например. В остальное же время решения об управлении государством должны приниматься коллегиально, с участием как можно большего числа заинтересованных сторон. И именно ясно осознавая всю утопичность этой идеи, Макиавелли, сознательно выбрал оптимальный из возможных в то время способов управления государством.

Также Макиавелли исследует причины дурных человеческих склонностей и поступков. Дурные человеческие страсти, с одной стороны, объясняются биологической природой этого существа, едва вышедшего из животного состояния. Другая причина относится уже к человеку как к общественному животному и объясняется свойствами государства. Тираническая власть, по Макиавелли, стимулирует худшие из человеческих страстей жажду господства, взаимную ненависть правителей и угнетенных, низменную зависть мелких тиранов к более крупным, склонность к заговорам, смутам, беспорядкам, интригам и другим подобным действиям.

Начав с рассуждений о природе человека, Макиавелли делает шаг вперед в направлении анализа природы целых социальных групп и политических структур. Он рассматривает их наподобие живых организмов, в свою очередь, наделенных свойствами, страстями и волей. Поэтому-то он склонен давать социально-политические характеристики не только человеку, будь то правитель или подданный, но и таки социальным группам, как аристократы, дворяне, плебеи, народ, и даже таким структурам, как государство, общество.

Социальные слои и группы он делит главным образом по признаку богатства и участия в политической власти. Правитель, дворянство, народ эти три основных компонента политической власти располагают различными правилами и играют в зависимости от этого различную роль на политической арене. Все они активны, как участники процесса политической жизни, и каждый из них обнаруживает свои страсти, стремления, волю, направленные в первую очередь на расширение своей доли участия во власти или на высвобождение от господства.

Государи жаждут усиления своей власти над подданными, расширения своих завоеваний аристократы стараются усилить свое господство над народом и, если возможно, укрепиться за счет государя народ хочет главным образом высвобождения от чрезмерных уз власти. Признавая низменность природы человека, Макиавелли в то же время отмечает изменчивость природы больших социальных общностей.

Масса, народ, аристократия, общество отнюдь не константы. Напротив, они меняются под влиянием политической жизни. Раз изменившись, они сами создают условия своего политического существования образуется некая цепь зависимости и взаимодействия между обществом и формами политической власти.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

"Государь" Н. Макиавелли: титан Возрождения или тиран гуманизма?

При этом мы пытаемся найти этому человеку место среди других известных нам людей, оценивая каждое его достоинство или недостаток. Но в данном случае началом отсчета является для нас некий усредненный, обычный… Что делать в случае, когда именно какая-то характерная особенность человека проявляет себя как его талант Тогда в…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Образ Государя Противоречия между идеалом и действительностью

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Оборона государства от внешних и внутренних врагов
Оборона государства от внешних и внутренних врагов. Среди прочих практических проблем в Государе Макиавелли рассматривает и вопрос обороны государства от внешних и внутренних врагов. Против

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги