Идейные истоки тоталитаризма

СИЛЛАМЯЭСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ Кафедра социальных дисциплин студент 2-го курса Евгений Зеленый Идейные истоки тоталитаризма Курсовая работа Руководитель Юри Вернерович Таммару Силламяэ 2002. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Сравнение социально-политической ситуации 1.1 Италия 1.2 Германия 1.3 Сравнение 12 ГЛАВА 2. Сравнение германского нацизма и итальянского фашизма 2.1 Различия 1.1 Разница между национал-социализмом и фашизмом 1.2 Отношение фашизма и нацизма к государству, к его целям 1.3 Различия по национальному вопросу 1.4 Сходства 20 ГЛАВА 3. Прогноз о возможностях рецидивов тоталитаризма 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 Северная Корея и др. Этот список можно еще продолжать, он постоянно меняется какие-то страны появляются в этом списке, кто-то его покидает Какие разные страны, но всех их, на разных исторических этапах объединяет одно понятие Тоталитаризм В своей работе я стремился узнать - из-за чего в 1920-1940х годах возникли и заняли ведущую позицию такие движения как фашизм в Италии и национал-социализм в Германии и возможны ли повторы такой ситуации в будущем.

Оба этих движения являются разновидностями тоталитарных режимов.

Чтобы начать рассматривать эти режимы, необходимо сказать несколько слов, что же такое тоталитаризм в целом.

Термин произошл от латинского слова totalis, что означает весь, целый, и был введн в 20-х годах итальянскими критиками Б. Муссолини. В последствии и сам Муссолини использовал этот термин для определения фашистского государства. Журнал Социально-гуманитарные знания 1999 г. 1 Ю. Г. Сумбатян - Политология. Тоталитаризм - политический феномен XX века Вообще значение термина тоталитаризм вызывает много споров. Некоторыми он отнесен к определенному типу государства, диктатуры, политической власти, другими - к общественно-политическому строю, третьими - к социальной системе, охватывающей все сферы общественной жизни, либо к определенной идеологии.

Чем отличаются понятия социальная система и общественно-политический строй Но все признают то, что при тоталитаризме нет места для личности, нет ни е свобод, ни прав, и все стороны общественной жизни подчинены государству.1 По-моему мнению, тоталитаризм это, прежде всего идеология, которая может на определнной почве взрасти и превратиться в общественно-политический строй определнного государства с авторитарно-диктаторской системой.

Поэтому в ходе своей работы я подразумеваю под термином тоталитаризм не чистую идеологию, а идеологию плюс систему, которую она произрастила. Каковы же основные черты тоталитаризма Во первых, тоталитаризм это тотальная идеология диктатора, которая должна быть словно библия для верующего, должна быть чтима и, которой должны подчиняться все личности в государстве, без исключения.

Во-вторых, тоталитарный режим это полный контроль государства над всеми сторонами жизни отдельных индивидуумов. Это тотальный контроль над средствами массовой информации, экономикой, политикой и профессиональной деятельностью и даже над личной жизнью и душами людей. У человека при такой диктатуре нет места для его личности, для его прав и свобод. И, в-третьих, это полицейский террор.2 Г. Мирский. Ушел ли тоталитаризм вместе с двадцатым веком, Мировая экономика и международные отношения, 2002, 1, с 40-51. Использование которого беспощадно и неограниченно. Рассмотрим теперь происхождение тоталитарной идеологии и авторитарно-диктаторских систем.

Мнение некоторых ученых2, что корни тоталитаризма уходят в древность. Тоталитаризм существовал поначалу, как некоторое свойство души человека, желание подчинять, объединять вокруг единой цели, попирая свободу остальных. Но когда впервые проявился тоталитаризм Когда, впервые некий лидер или некая группа людей, объединила людей, лишив их прав и свобод, для достижения какой-то цели Попытка ответить на этот вопрос существует у идеологов христианства.

Дмитрий Таланцев, Христианский журнал Клад истины, Нацизм и фашизм с христианской точки зрения. По их мнению, 4500 лет назад, при строительстве Вавилонской башни возник фашизм. В Библии об этом написано так И сказали они построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли. Библия.

Ветхий Завет. Бытие 114 То есть здесь говориться как раз об объединении людей ради одной идеи в такое объединение, в котором нет места индивидууму. Как же отнесся Создатель к этому объединению В Библии написано, что Богу это крайне не понравилось, очевидно, что Бог любил каждого в отдельности и не желал подчинения одних другим Талмуд и решил он разрушить это объединение. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь вот, один народ, и один у всех язык и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать сойдем же и смешаем там язык их, так, чтобы один не понимал речи другого.

И рассеял их Господь оттуда по всей земле и они перестали строить город и башню. Библия. Ветхий Завет. Бытие 115-8 Перестали, но не навсегда. Воздвижение Вавилонской башни фашизм, повторилось в другой форме. Но теперь объединялись в связку уже не все люди Земли, а отдельные нации, люди говорящие на одном языке.

И такие объединения обычно были нацелены разрастаться за счт других народов. Нацизм им имя. Исходя из этого, можно сказать, что нацизм - это тоталитарное объединение тех клочков, на которые Бог разъединил фашизм. Понятно, что это понимание не совсем верно. И Библия, как исторический источник, не может быть надежен, хотя бы потому, что неизвестно - какой была Библия в ее первоисточнике, и можем ли мы доверять знаниям о Боге и мире древним людям, которые верили, например, в то, что Земля плоская, что в человеке живут бесы, что солнце съедает дракон или волк. Мифы Народов Мира. Энциклопедия.

В двух томах. Гл.ред. С.А.Токарев. Если воспринимать слова Библии как аллегорию или иносказание, то здесь есть некая истина, только она в том, что каждый человек должен участвовать в каком-либо деле демократично, а не подневольнически, когда нет места свободе его духа. А что же говорят историки и ученые политологи Точно определить исходную точку возникновения авторитарно-диктаторской системы и идеологии тоталитаризма не удается.

Здесь опять очень много споров и многие исследователи называют совершенно разные периоды, начиная временами деспотизма в Древнем Египте и кончая социализмом 20-го века в России. Основные черты тоталитаризма наблюдались при деспотизме и абсолютной монархии на протяжении всей истории человечества. При них, также как и при фашизме, не было места личности, люди были лишены прав и свобод. Вся власть была сосредоточена у небольшой группы избранных, которыми руководил фараон, царь, император или король, а в 20 веке фюрер, дуче, каудильо, генеральный секретарь и т.п. Как и при деспотизме и монархии, при фашизме и нацизме, или другом тоталитарном режиме были также идеология диктатора, специальные органы подавления и неограниченного всеобъемлющего государственного насилия и террора над обществом.

Первой формой тоталитаризма 20 века был государственный социализм, который построили сначала в СССР, а затем в некоторых странах народной демократии Европы и Азии. Его чертами были милитаризация экономики, господство государственной идеологии, отсутствие плюрализма мнений, социальное отчуждение личности от средств производства, экономики, политики и власти. Журнал Социально-гуманитарные знания 1999 г. 1 Ю. Г. Сумбатян - Политология.

Тоталитаризм - политический феномен XX века Другими формами тоталитаризма стали итальянский фашизм и германский национал-социализм. Именно эти две формы тоталитарных режимов я и собираюсь сравнить в своей работе.

ГЛАВА 1.

Сравнение социально-политической ситуации

Десятки предприятий в Милане, Турине и других городах перешли под упра... Выпуск промышленной продукции увеличился. 1.2 Германия История Веймарской республики являет картину острой борьб... 1.3 Сравнение В ходе анализа социально-политической ситуации в Германи... Экономика Германии в начале была в более худшем положении, но Америка ...

Сравнение германского нацизма и итальянского фашизма

Сравнение германского нацизма и итальянского фашизма 2.1 Различия 2.1.1

Разница между национал-социализмом и фашизмом

Несколько позже, Гитлер, взяв за основу идею Муссолини, развил ее на р... Отношение ко всем остальным нациям тоже имеет связь с евреями. Таким образом, Муссолини сформулировал главную идею и цель фашизма. Отношение национал-социалистов к государству было принципиально иным. Здесь заметно некоторое сходство с идеями Маркса и Ленина, которые тож...

Различия по национальному вопросу

Моя Борьба. Гитлера. Новейшая история 1917-1939. В Италии это Доктрина фашизма, а у Гитлера это Моя Борьба. ГЛАВА 3.

Прогноз о возможностях рецидивов тоталитаризма

В-третьих, тоталитарный режим - это террористическая диктатура, контро... Такие как менталитет, традиции, то, что называют восточными ценностями... Почему туда идут От потери духовности, низкой морали, плохого воспитан... Но это с глобальной точки зрения не серьезно, так как в первых существ... Разум и хорошее образование, не позволяют индивиду упасть морально и д...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Определяя тоталитаризм, каждый исследователь предлагает свое определение и понимание. Рассматривая эту проблему, сталкиваешься с плюрализмом мнений, который зачастую вдобавок сдобрен оценками. Разбираясь в этом, я прихожу к выводу, что тоталитаризм, все же, идеология, изобретаемая неким лидером, объединяющая людей под единое начало и лишающая их воли, может произвести на свет абсолютное государство с авторитарно-диктаторской системой.

Поэтому, в ходе своей работы, я подразумевал под термином тоталитаризм не голую идеологию, а идеологию плюс систему, которую она произрастила. Основными чертами авторитарно-диктаторской системы являются тотальные идеология, контроль и террор. В выводе этого понимания, я использовал обобщающий подход.

Корни этого явления нисходят к деспотизму в первых государствах древности, таких как Древний Египет и Древняя Вавилония, когда вся власть была сосредоточена в руках одного человека. Зарождение этого явления было подмечено составителями Библии, когда говориться о Вавилонской башне. Потом, видоизменяясь и приобретая различные формы, разрушенная башня доходит до двадцатого века в виде фашизма и нацизма. Итальянский фашизм и германский нацизм по признакам подходят под определение тоталитаризма и им свойственны все, перечисленные мною черты.

Возникли эти движения из-за экономического упадка и политической слабости, как в Германии, так и в Италии. Направлены они были на простой и малообразованный народ, и взывали к духу нации, который всегда легко разжечь, особенно на фоне революционных беспорядков и экономической депрессии. Началось явление европейского тоталитаризма 20-го века в Италии, а уже чуть позже Гитлер, взяв часть доктрины фашизма за основу, а часть, переработав, создал свою идеологию, изложенную им в книге Моя Борьба.

Основными изменениями Гитлера, явилось отношение к государству, он, вероятно, почерпнул его из призывов коммунистов, а также отношение к нации. Коренным образом, изменив идею Муссолини и Ленина о сотрудничестве наций, заточив е под расистскую идею о господстве одной чистой нации-расы над другими, создал национал-социализм. Что же ждт человечество в будущем. Сумеет ли оно искоренить терроризм. Думаю да, но это будет большим и великим трудом.

По пути к цели тоталитаризм будет вспыхивать то там, то здесь из-за недостатка пищи, чистой воды, плохой экологии, перенаселения, желания выделить и очистить свою нацию, по идее пройденная проблема, но вероятность повтора все же существует в странах третьего мира, например в Африке. Любая чепуха, при удачной обработке е лидером и подаче народу, может загореться ярким пламенем террористических действий. Вспомним недавние беспорядки связанные с конкурсом красоты в Африке.

Поэтому нельзя закрывать глаза на реальность, надо принимать меры искоренять тьму неведения, образовывать население, учить искать бога не в человеке и не в идоле, а в сердце, и не бросать страны третьего мира в нужде и беде. Использованная литература 1. Ю. Г. Сумбатян. Политология. Тоталитаризм - политический феномен XX века, Социально-гуманитарные знания, 1, 1999 г электронная версия. 2. Бенито Муссолини. Доктрина Фашизма. электронная версия. 3. Адольф Гитлер. Моя Борьба. Web-издательство. электронная версия. 4. Г. Мирский.

Ушел ли тоталитаризм вместе с двадцатым веком, Мировая экономика и международные отношения, 2002, 1, с 40-51. электронная версия. 5. Вольфганг Випперман. Европейский фашизм в сравнении 1922-1982, Сибирский хронограф, Новосибирск 2000. электронная версия. 6. Новейшая история 1917-1939. 10 класс. Москва, изд. Просвещение 1989. 7. Леонид Люкс. Коммунистические теоретики о фашизме озарения и просчеты. Полис, 3-4, 1991, стр. 77. электронная версия. 8. Демократия и фашизм.

Сборник статей, Москва, изд. Просвещение, 1996г. 600 с. 9. Высказывания лидеров тоталитаризма. Ряд авторов. изд. Питер, 2001 г. -565 с. 10. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие в 2-х частях. ч. 2. Кн. 2 - М Юридический колледж МГУ, 1994 г. Материалы из Internet а А. Ю.И. Игрицкий, Тоталитаризм вчера, сегодня завтра, httpwww.politstudies.rufulltext1998415.h tm Б. Слово и дело, httpwww.rjews.netberkovichSlovoiDelo.htm Intro, httpwww.olegern.netdeviltextf09text0.htm В. httpzip-rs.chat.rusud185.html Г. Дмитрий Таланцев, Нацизм и фашизм с христианской точки зрения, httpwebcenter.rugaspdmind.htm.