Формы государства

Формы государства. Отрицательный тип государства выступает в четырех формах как тимократия, олигархия, демократия и тирания. В сравнении с идеальном государством, каждая из этих форм есть последовательное ухудшение или извращение формы идеальной.

В отрицательных формах государства вместо единомыслия налицо раздор, вместо справедливого распределения обязанностей насилие и насильственное принуждение, вместо стремления правителей и воинов-стражей к высшим целям общежития стремление к власти ради низких целей, вместо отречения от материальных интересов алчность. Первой во времени из этих отрицательных форм выступила, по Платону, тимократия, т. е. власть, основанная на господстве честолюбцев. В тимократии первоначально сохранились черты совершенного строя здесь правители пользуются почетом, воины свободны от земледельческих и ремесленных работ и от всех забот материальных, трапезы общие, упражнения в воинском искусстве и гимнастика процветают. Однако со временем охотники до драгоценных металлов начинают в тайне собирать и хранить золото и серебро в стенах своих жилищ, и, при участии в этом жен, образ жизни меняется на роскошный.

Так начинается переход от тимократии к олигархии господством немногих над большинством.

Это правление, основывающееся на переписи и на оценке имущества, так, что в нем властвуют богатые, а бедные не имеют участия в правлении. В олигархическом государстве не выполняется основной закон жизни общества. По Платону, закон этот в том, чтобы каждый член общества делал свое и притом только свое. Напротив, в олигархии, во-первых, часть членов общества занимаются каждый самыми различными делами и земледелием, и ремеслами, и войной. Во-вторых, в олигархии право человека, на полную распродажу накопленного им самим имущества приводит к тому, что такой человек превращается в совершенно бесполезного члена общества, он в нем лишь бедняк и беспомощный человек.

Дальнейшее развитие олигархии приводит, по Платону, к последовательному развитию ее в еще худшую форму государственного устройства, но правление в обществе, в котором противоположность между богатыми и бедными обостряется еще сильнее, чем при олигархии. Рост возмущения бедных против богатых приводит к восстанию.

Если восстание заканчивается победой бедняков, то они часть богачей уничтожают, другую часть изгоняют, а государственную власть и функции управления разделяют между всеми оставшимися членами общества. Это и есть демократия. Наихудшей формой отклонения от идеального государства Платон признал тиранию. Это власть одного над всеми в обществе. Возникает эта власть, подобно предыдущим формам, как выражение предшествующей ей демократической формы правления. Тиран вырастает ни из чего долее, как из корня, называемого представительством.

В первые дни и в первое время он улыбается и обнимает всех, с кем встречается, не называет себя тираном, обещает многое в частном и общем, освобождает от долгов, народу и близким к себе раздает земли и притворяется милостивым и кротким в отношении ко всем. Тирану необходимо непрерывно затевать войну, чтобы простой народ чествовал потребность в вожде. Так как постоянная война возбуждает против тирана ненависть и так как граждане, способствовавшие его возвышению, будут мужественно осуждать оборот, который приняли события, то тиран, если захочет удержать власть, вынужден будет исподволь уничтожать своих осудителей, пока не останется у него ни друзей, ни врагов, от которых можно было бы ожидать какой-нибудь пользы.

Асмус в.ф. Античная философия. Учеб. Пособие. Изд. 2-е, доп. М Высш. Школа, 1976, 233с. 2.2 Идеальное государство. Исходя из этого полустата, Платон моделирует идеальное государство идеальное - в смысле соответствия идеям Платона.

Раскрывая смысл этого государства, Платон выделяет следующие его черты подобно космосу и человеческой душе, у которых есть три начала, в государстве должно быть три сословия разумному началу души соответствуют философы - правители, яростному началу - воины-охранители, деловому - земледельцы и ремесленники. Самовольный переход из низшего сословия в высший недопустим и является тягчайшим преступлением. заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие - это и есть справедливость.

Платоновское определение справедливости было призвано оправдать общественное неравенство, деление людей на высших и низших от рождения в идеальном государстве функционирует хорошо отлаженная система обучения и воспитания, которая должна способствовать воспроизводству трех сословий. Важную роль в этой системе играет не только изучение математики и философии, но и распространение благородного вымысла о том, что хотя люди и рождаются неравными, их долг как членов полюса - жить в мире, согласии и братстве аристократическая форма правления, обеспечивающая руководство государством лучшими и благородными его представителями.

Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Каждому гражданину государства справедливость отводит особое занятие и особое положение. Господство справедливости сплачивает разнообразные, и даже разнородные части государства в целое, запечатленное единством и гармонией. Это наилучшая государственная система должна, по Платону, обладать рядом черт нравственной и политической организации, которые были бы способны обеспечить государству решение самых важных задач.

Такое государство, во-первых, должно обладать силой собственной организации и средствами ее защиты, достаточными для сдерживания и отражения враждебного окружения во-вторых, оно должно осуществлять систематическое снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами в-третьих, оно должно руководить и направлять высокое развитие духовной деятельности творчества.

Выполнение всех этих задач означало бы осуществление идеи блага как высшей идеи, правящей миром. В государстве Платона необходимые для общества в целом функции и виды работы разделены между специальными разрядами его граждан, но в целом образуют гармоническое сочетание. За основу распределения граждан Платон взял различие по аналогии с разделением хозяйственного труда. В разделении труда Платон видит фундамент всего современного ему общественного и государственного строя.

Он исследует и происхождение существующей в обществе специализации и состав отраслей получившегося таким образом разделения труда. Основная мысль Платона в утверждении, что потребности граждан, составляющих общество, разнообразны, но способности каждого отдельного лица к удовлетворению этих потребностей ограничены Каждый из нас сам для себя бывает недостаточен и имеет нужду во многих. Отсюда необходимость возникновения общежития, или города, когда один из нас привлекает других либо для той, либо для иной потребности когда, имея нужду со многом, мы располагаем к сожитию многих сообщников и помощников тогда это сожитие получает у нас название города. Асмус в.ф. Античная философия.

Учеб. Пособие. Изд. 2-е, доп. М Высш. Школа, 1976, 239 с. Значение разделения труда для общества Платон рассматривает не с точки зрения работника, производящего продукт, а исключительно с точки зрения интересов потребителей. Каждая вещь, согласно Платону, производится легче и лучше и в большем количестве, когда один человек, делая лишь одно, делает сообразно со своей природой, в благоприятное время, оставив все другие занятия.

Эта точка зрения приводит Платона к тому, что в разделении труда основной принцип строения государства. См. там же, 240 с. Торговля, обмен товарами и продуктами необходимы государству не только для внешних сношений, но и вследствие того же разделения труда между гражданами государства. Отсюда Платон выводит необходимость рынка и чеканки монеты как единицы обмена. При переходе от класса работников производительного труда к классу воинов-стражей бросается в глаза то, что Платон нарушает принцип деления.

А именно нравственные черты работников хозяйства Платон ставит ниже нравственных достоинств воинов-стражей и в особенности ниже правителей государства. 2.3