Добродетели в государстве

Добродетели в государстве. Впрочем, нравственная дискриминация трудящихся несколько складывается у Платона оговоркой, согласно которой все три разряда граждан государства в равной мере необходимы государству и, взятые все вместе, являют великое и прекрасное.

Другая оговорка Платона состоит в признании, что между происхождением из того или иного разряда и нравственными свойствами нет необходимой связи люди, наделенные высшими нравственными задатками, могут родиться в низшем общественном разряде, и наоборот рожденные от граждан обоих высших разрядов могут родиться с низкими душами. Наисовершейнейшее по своему строю и оттого благое государство обладает четырьмя главными доблестями 1 мудростью, 2 мужеством, 3 сдерживающей мерой и 4 справедливостью.

Под мудростью Платон понимает высшее знание или способность дать добрый совет о государстве в целом, о способе направления его внутренних дел и руководстве им в его внешних отношениях. Мудрость доблесть, принадлежащая не множеству ремесленников, а весьма немногим философам, и есть, ближайшим образом, не столько даже специальность по руководству государством, сколько созерцание занебесной области вечных и совершенных идей доблесть, в основе своей нравственная.

Только философы должны быть правителями, и только при правителях-философах государство будет благоденствовать и не будет знать существующего в настоящее время зла. Пока в городах, говорит Платон, не будут либо царствовать философы, либо искренно и удовлетворительно философствовать нынешние цари и властители, пока государственная сила и философия не совпадут в одно до тех пор ни для государств, ни даже, полагаю, для человеческого рода нет конца злу. Асмус в.ф. Античная философия.

Учеб. Пособие. Изд. 2-е, доп. М Высш. Школа, 1976, 244 с. Вторая доблесть, которой обладает наилучшее по своему устройству государство, мужество. Оно, так же как и мудрость, свойственно небольшому кругу лиц, хотя в сравнении с мудрыми этих лиц больше. Платон разъясняет, что достаточно, чтобы в государстве существовала хотя бы некоторая часть граждан, обладающих способностью постоянно хранить в себе правильное и согласное с законом мнение о том, что страшно и что нет. В отличие от мудрости и от мужества, третья доблесть совершенного государства, или сдерживающая мера, есть качество уже не особого или отдельного класса, а доблесть, принадлежащая всем членам наилучшего государства.

Там, где она налицо, все члены общества признают принятый в совершенном государстве закон и существующее в нем правительство, сдерживающее дурные порывы. Сдерживающая мера приводит к гармоничному согласованию как лучшие, так и худшие стороны.

Четвертая доблесть совершенного государства справедливость. Ее наличие в государстве подготовляется сдерживающей мерой. Благодаря справедливости каждый разряд в государстве и всякий отдельный человек, одаренный известной способностью, получает для исполнения и осуществления свое особое дело. Для Платона государство как бы макромир, которому соответствует микро мир в каждом отдельном человеке, в частности в его душе. В государстве три разряда его граждан правители, воины и работники производительного труда составляют гармоничное целое под руководством наиболее разумного класса. 3.