Происхождение государства

Происхождение государства. Государство, как отмечалось, не единственная форма общежития. Другие формы семья и селение. Они предшествуют государству, которое по отношению к ним выступает как конечная цель. Первая форма общежития семья.

Несколько семей образуют селение. 3.8 Государство. Государство возникает из нескольких селений. Власть в государстве это продолжение и развитие власти главы семьи. Так как власть главы семьи монархическая, царская, то и первая форма политического устройства патриархальная монархия царство Подобно тому, как всякою семьею управляет старейший в роде в качестве царя, так и дальнейшее расселение семьи вследствие родства ее членов между собою находится также под управлением царя. Однако существуют и другие формы политического устройства. См. там же, с. 158 3.9 Многообразие форм политического устройства.

Многообразие форм политического устройства объясняется тем, что государство есть сложное целое, множество, состоящее из многих и разных, неподобных частей. У каждой части свои представления о счастье и средствах его достижения каждая часть стремится власть в свои руки, установить свою форму правления. Кроме того, одни народы поддаются только деспотической власти, другие могут жить и при царской, а для иных нужна свободная политическая жизнь.

Но главная причина в том, что во всяком государстве происходит столкновение прав, ибо на власть претендуют и благородные, и свободные, и богатые, и достойные, а также вообще большинство, которое всегда имеет преимущества перед меньшинством. Поэтому и возникают, сменяют друг друга разные политические устройства. При изменении государства люди остаются теми же самыми, меняется лишь форма управления. Аристотель делит политические устройства по количественному, качественному и имущественному признакам.

Государства различаются прежде всего тем, в чьих руках власть у одного лица, меньшинства или большинства. И одно лицо и меньшинство и большинство могут править правильно и неправильно. Кроме того, меньшинство или большинство может быть богатым или бедным. Но так как обычно бедные в государстве составляют большинство населения, а богатые меньшинство, то деление по имущественному признаку совпадает с делением по признаку количественному.

В результате получается шесть форм политического устройства три правильные монархия, аристократия и полития и три неправильные тирания, олигархия и демократия. См. там же, с. 159 3.10 Монархия. Монархия древнейшая, первая и самая божественная, форма политического устройства. Аристотель перечисляет виды царской власти, говорит о патриархальной и абсолютной монархии. Последнее допустимо, если в государство есть человек, который превосходит абсолютно всех других.

Такие люди бывают, и для них нет закона такой человек как бог между людьми, попытаться подчинить их закону смешно, они сами закон. 3.11 Аристократия. Аристократия, однако, предпочтительнее царства. При аристократии власть находится в руках немногих, обладающих личными достоинствами, и она возможна там, где личные достоинства ценятся народом. Так как личное достоинство обычно присуще благородным, то при аристократии правят благородные, евпатриды. 3.12