Связь между формами политического устройства

Связь между формами политического устройства. Олигархия власть немногих, становясь властью одного, превращается в деспотию, а становясь властью большинства в демократию.

Царство вырождается в аристократию или политию, та в олигархию, та в тиранию, а тирания в демократию. 3.17 Назначение государства. Государство есть масса граждан, которая довлеет себе для удовлетворения всем потребностям своей жизни. Многие люди эти потребности сводят к материальным, для чего они должны оказывать друг другу профессиональные взаимные услуги. Но цель государства не в этом. Она и не в том, чтобы защищать людей от взаимной несправедливости.

Государство выполняет эти экономические и юридические функции, создавая людям условия жизни, но цель человеческого общежития состоит не просто в том, чтобы жить, а гораздо более в том, чтобы жить счастливо, а потому цель государства есть счастье жизни. Итак, государство есть такая форма общежития, которая с целью вполне счастливой жизни, как для семейств, так и для целых поколений жизни совершенной, вполне себе довлеющей, государство есть общество людей равных, соединившихся между собою с целью возможно наилучшей жизни.

Аристотель государственник. Государство для него совершеннейшая форма жизни, такая форма, в которой общественная жизнь достигает высшей степени благосостояния, среда счастливой жизни. Государство, далее, служит общему благу, т.е. справедливости. Аристотель признает, что справедливость есть понятие относительное, тем не менее, он определяет ее как общее благо, которое возможно лишь в политической жизни.

Справедливость цель политики. Царство, аристократия и полития правильные формы потому, что там одно лицо, меньшинство или большинство. Тирания, олигархия и демократия, неправильные формы политического устройства, потому что там власть будь то одно лицо, меньшинство или большинство служит лишь своим интересам. См. там же, с. 164 3.18 Критика идеального государства Платона. В отличие от Платона Аристотель различает идеальную, абсолютно наилучшую, форму государственного устройства и ту, которая возможна в действительности, которая более удобна и более общая для всех государств.

Принципиальные же возражения сводились к трем 1 Платон переступил пределы должного единства, стремясь упразднить всякое многообразие. Но для государства требуется не единство как таковое, но единство многообразии, причем единство менее сжатое предпочтительнее единства более сжатого. 2 У Платона благо целого не предполагает благо частей, а напротив, в целях блага государства он отнимает у своих воинов счастье, но если воины лишены счастья, то кто же будет счастлив Это, конечно, не ремесленники и не вся это масса рабов.

Между тем отношение счастливого целого к частям своим не то же, что отношение четного к своим частям. Четное может принадлежать целому, не заключаясь ни в одной его части, а счастливое не может быть в таком отношении к своим частям. 3 В отличие от Платона, который был в данном случае прозорливее, ибо видел в частной собственности источник общественного зла, Аристотель апологет частной собственности, он критикует Платона за то, что тот думал достичь совершенного государства посредством отмены последней.

Согласно Аристотелю, источник общественного зла не столько собственность, сколько беспредельность желаний человека и его алчность, причем последняя направлена также и на почести, поэтому нужно более заботиться о том, чтобы уравнять желания граждан, нежели их имущества. Чанышев А.Н. Аристотель. М. Мысль, 1981. с. 166 3.19