Деятельность С. Е. Десницкого

Деятельность С. Е. Десницкого. Одним из первых пытался выйти за рамки идеалистического понимания истории человечества профессор Московского университета С. Е. Десницкий умер в 1789 г Исторический процесс он связывал с развитием производительных сил, разделением труда и изменением форм собственности.

В этом отношении суждения Десницкого опережали взгляды современных ему французских просветителей в противовес теории общественного договора он связывал возникновение государства с имущественным неравенством. Десницкий противопоставлял феодальной собственности и феодальному государству буржуазную собственность и буржуазный строй. Он осуждал крепостное право, ссылался на Англию, где отсутствуют политические препятствия для развития сельского хозяйства, где оно производится добровольно с несказанным рвением, успехом и совершенством. Десницкий доказывал необходимость преобразования политического строя России, предлагал учредить в качестве высшего законодательного и судебного органа выборный сенат из 600 800 членов, обязанность которого состояла бы в разработке новых законов и установлении налогов, в контроле за доходами и расходами государства, в решении вопросов мира и войны.

Сенат должен был действовать непрерывно и находиться безотлучно при монархе, его члены должны были избираться па основе имущественного ценза.

Буржуазная направленность взглядов Десницкого выражалась в предложении уничтожить сословные привилегии и установить формальное равенство всех граждан перед законом, отделить административную власть от судебной, ввести независимый, бессословный, гласный и равный для всех суд с адвокатурой, присяжными заседателями и государственными прокурорами. Власть в городе, по его проекту, передавалась учреждениям, купеческим по составу. Десницкий требовал равноправия всех народов Российской империи, равноправия женщин с мужчинами, прекращения религиозных преследований, устранения вмешательства церкви в государственные дела, в вопросы науки и просвещения.

Говоря о преимуществах английских порядков, он вместе с тем не идеализировал буржуазную Англию, с которой был хорошо знаком, так как учился в университете в Глазго под руководством отца классической политической экономии Адама Смита. Десницкий писал, что в Англии нет подлинного народовластия, что там правят миллионщики, у которых даже и самое правосудие может быть нечувствительно на откупе.

Предлагая план изменения политического строя России, Десницкий все свои надежды возлагал на реформы сверху, боялся крестьянских восстаний и предостерегал, что не следует давать крестьянству повода к проявлению неповиновения. 8 Масонство Своеобразной формой идеологического наступления реакции было масонство, возникшее как антипод рационализму века Просвещения разуму противопоставлялась мистика, материалистическому пониманию законов природы алхимия и кабалистические толкования.

Масонство стремилось увести современников от социально-политических вопросов, которые ставили перед ними идеологи молодой буржуазии. Говоря о равенстве людей, масоны переносили это понятие в абстрактный мир они много рассуждали о гуманности и просвещении, но гуманность ими понималась как вспомоществование, а просвещение как средство для воспитания доброго христианина и покорного подданного.

На место феодальных норм морали они выдвигали свои столь же реакционные, но по форме более соответствовавшие духу времени. В России масонские ложи приобрели особое значение и силу в 70-х 80-х годах, когда в них хлынула широким потоком дворянская интеллигенция. Конечно, притягательной силой для них были не мистический ритуал и не алхимические опыты, а масонское учение о религиозно-нравственном совершенствовании, о послушании и братстве людей всех сословий. Этим они хотели заменить идеи общественного равенства и классового антагонизма, воскрешавшие в их памяти крестьянские волнения.

Видный масон тех лет И. В. Лопухин писал в 1780 г что французские просветители разум свой соделывают орудием погубления людей В какое несчастие повергся бы человеческий род, если б удовлетворилось их пагубное желание и если б могли подействовать змеиным жалом начертанные книги их. Тогда, говорит он, крестьяне вышли бы из повиновения и не совершали больше человеколюбивые дела, т. е. перестали бы производить хлеб для дворян И. В. Лопухин.

Рассуждение о злоупотреблении разума некоторыми новыми писателями и опровержение их вредных правил. Соч. россиянином. М 1780, стр. 5-7 Среди масонов удивительно уживались набожность с вольнодумством, просветительство с крепостнической идеологией. Именно эта особенность масонства привела к тому, что при общей его реакционной направленности в нем порой возникали и развивались прогрессивные начинания. Известно, что в окружении московских розенкрейцеров 80-х годов развернулась огромная для своего времени просветительская деятельность Н. И. Новикова, принесшая широкому читателю сотни новых общеобразовательных книг и переводов классиков мировой культуры.

И тем не менее масонство отрицательно сказалось на развитии передовой общественной мысли в России. Это видно хотя бы на примере того же Новикова в 80-х годах, когда он уже стал масоном, из его изданий почти полностью исчезли острые общественно-политические вопросы, которые он так смело ставил в своих журналах в конце 60-х - начале 70-х годов. 9