Революционные общественно-политические взгляды А. Н. Радищева

Революционные общественно-политические взгляды А. Н. Радищева. Восстание Пугачева, европейская просветительская мысль, уроки революционной войны в Америке и революционная ситуация во Франции способствовали возникновению в русском просветительстве революционного направления.

Этот перелом в истории русской общественной мысли связан с А. Н. Радищевым 1749-1802 гг с его знаменитой книгой Путешествие из Петербурга в Москву. Радищев писал, что крестьянин заклепан в узы и в законе мертв.

Дворяне заставляют крестьян шесть раз в неделю ходить на барщину, взимают с них непосильные оброки, лишают их земли, применяют дьявольскую выдумку месячину. Помещики истязают крестьян розгами, плетьми, батожьем или кошками, сдают в рекруты, ссылают на каторгу, продают в оковах как скот. Ни один крепостной крестьянин не безопасен в своей жене, отец в дочери А. Н. Радищев. Избранные сочинения. М 1949, стр. 79, 80, 120-121, 198, 226 Помещики оставляют крестьянину только то, чего отнять не могут, воздух, один воздух. Из этого Радищев делал вывод о необходимости совершенного уничтожения рабства и передачи всей земли крестьянину делателю ее. Еще дальше своих предшественников Радищев пошел в понимании связи между крепостничеством и самодержавием.

Самодержавие защищает интересы вельмож и великих отчинников, в органах управления и судах царят крепостнические порядки. Он первым среди русских мыслителей подчеркнул, что религия и церковь являются одним из важнейших орудий угнетения народа.

Радищев твердо верил, что после революционного уничтожения крепостничества из крестьянской среды скоро бы исторгнулися великие мужи для заступления избитого племени но были бы они других о себе мыслей и права угнетения лишенны. Радищев наполнил понятие патриотизм революционным содержанием. Настоящим патриотом, по Радищеву, может считаться лишь тот, кто всю свою жизнь и деятельность подчиняет интересам народа, кто борется за его освобождение, за установление предписанных законов естества и народоправления.

По Радищеву, самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние. Он утверждал, что истина и справедливость не живут в чертогах царских, что одежды царя и его приближенных замараны кровью и омочены слезами народа, поэтому тщетны надежды просветителей на мудреца на троне. Мысль Радищева шла дальше Нет и до окончания мира примера, может быть, не будет, чтобы царь упустил добровольно что-либо из своей власти Там же, стр. 3, 100-102, 13-14 Своими произведениями Письмо другу, Беседа о том, что есть сын отечества, Житие Федора Васильевича Ушакова и Путешествие из Петербурга в Москву Радищев готовил читателей к восприятию идеи о необходимости революции.

В оде Вольность, наиболее важные строфы которой он включил в Путешествие, Радищев выступил с подлинным гимном в честь будущей победоносной революции. Как величайший праздник человечества он рисует день, когда возникнет рать повсюду бранна, будут ликовать склепанны народы и торопиться в крови мучителя венчанна омыть свой стыд. Праздником будет день, когда победит восставший народ.

После революции и казни царя, по мысли Радищева, на престол воссядет народ и воцарится вольность - вольность дар бесценный источник всех великих дел. Он высоко ценил Кромвеля за то, что тот научил, как могут мстить себя народы, и Карла на суде казнил. Издавая Путешествие из Петербурга в Москву, запрещенное в России, Герцен писал о его авторе Он едет по большой дороге, он сочувствует страданиям масс, он говорит с ямщиками, дворовыми, с рекрутами, и во всяком слове его мы находим с ненавистью к насилью - громкий протест против крепостного состояния А. И. Герцен.

Собрание сочинений, т. XIII. М 1958, стр. 273 Требуя полного освобождения крестьян, указывая на революционный путь к нему, Радищев не исключал при этом и путь реформ сверху. В этом не было ни отступления от своих основных взглядов, ни проявления либеральных иллюзий и колебаний. Он имел в виду реформы, которые не укрепляли бы существующий строй, а ослабляли бы его, ускоряли его гибель.

Он разработал план постепенного осуществления мероприятий, которые должны завершиться совершенным уничтожением рабства. Однако Радищев мало верил в то, что помещики, эти звери алчные, пиявицы ненасытные, согласятся на проведение реформ или что их осуществит монарх. Он грозил помещикам что рабы, тяжкими узами отягченные, яряся в отчаянии своем разобьют железом главы своих ненавистных господ А. Н. Радищев.

Избранные сочинения, стр. 217, 221 Радищев считал, что революция не пустая мечта Взор проницает густую завесу времени, от очей наших будущее скрывающую. Я зрю сквозь целое столетие, писал он. Екатерина II понимала, какую опасность для самодержавно-крепостнического строя представляет критика крепостничества, сочетающаяся с провозглашением революционных идей, одобрением стихийных крестьянских бунтов и выступлением с революционной программой.

С именем Радищева связан особый этап революционной, республиканской мысли в России. Идя вслед Радищеву, затравленному самодержавием Возвращенный Павлом I из сибирской ссылки Радищев, надломленный и обманутый демагогическими жестами Александра I, покончил с собой 11 сентября 1802 г радищевцы его современники и последователи приняли эстафету из его рук и передали ее поколению Пестеля и Рылеева, Грибоедова и Пушкина. Если плеяда великих французских просветителей идеологически подготовила буржуазную революцию в Западной Европе, то Радищеву выпала великая честь выступить идеологом начинающегося революционного движения в России. 10