рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Политическая мысль древней Руси

Работа сделанна в 2001 году

Политическая мысль древней Руси - Реферат, раздел Политика, - 2001 год - Политическая мысль в средние века Политическая Мысль Древней Руси. Как И В Европе, Начальная Стадия Политическо...

Политическая мысль древней Руси. Как и в Европе, начальная стадия политической мысли России отличалась тем, что она не отделялась от религиозной, растворялась в синкретическом видении мира общины. В древних источниках княжеская власть виделась отцовской, праведной.

Так, в Поучениях XII в. В. Мономаха говорится об ответственности князя за авторитет власти, проводимую политику, судебное разбирательство, успехи в воинском деле. В. Мономах завещал быть милосердным и правосудным, не позволять сильным погубить человека. В Молении Даниила Заточника XII XIII вв. выделяется другая сторона княжения - каким должен видеться князь Он должен быть заботливым отцом и в то же время грозным для врагов и подданных. Источник власти идентифицируется с божественным началом, и в этом суть политической мысли Руси и средневековой Европы.

Однако на Руси сильной оказалась тенденция идентификации основы власти с согласием властвующих и подданных. В Повести временных лет Нестора XI XII вв. есть легенда о том, как на Русь призвали варяжских князей. Легенда как бы выполняла реальную политическую роль, рассказывая об исторической независимости Киева от византийских императоров, которые претендовали на всевластие во всем православном мире. Уже со времен Древней Руси росло сознание, что в основе государства должно лежать согласие.

Активность незнатных граждан России в годы шведско-польской интервенции, подъем национального самосознания народа привели к идее избрания царя всей землей. Мысль о народно-избранном царе противоречила старому убеждению о божественном происхождении власти, но одновременно положила начало русской традиции соборности, общинности. В новом принципе глас народа - глас божий объединялось теологическое и мирское видение власти.

Если соборность и можно назвать демократией, то только в общинном смысле слова. Соборность исключала Я, предлагала только МЫ, исключала несогласие и тем более оппозицию, но предполагала авторитарность. Соборность по сути своей основана на полновластии большинства, которое может обернуться и тиранией большинства. Власть идентифицировалась с отцом, тотемом и решением вопросов всем миром. Соборность и авторитаризм - два гармонично подпирающих друг друга начала в равной мере исключающих автономию, ограничение простора власти.

Идеология русской государственности развивалась в обстановке независимости от внешних политических центров и растущих национальных интересов. В Слове о законе и благодати Иллариона XI в. говорилось о независимости Киева от Византии. Утверждалось, что время богоизбранности Царьграда, притязаний Византии на создание вселенской церкви и империи прошло, что Русь не нуждалась в чьей-либо опеке. По мере усиления роли государства, с переходом византийской ветви христианства на Руси в русское православие идея государственной и церковной независимости перерастает в осознание особой миссии России в отношении православия во всем мире. В XVI в. сформировалась теория Москва - третий Рим. Сложилась важнейшая идеологическая основа согласия и определения границ государственных интересов.

Если для средневековой Европы была характерна политическая конкуренция, острая борьба между королем и церковью за первенство, то в России всегда был прочный союз царя и церкви.

Обычно княжение и царствование идеализировалось в летописях, всевластие царей рассматривалось незыблемым принципом, вмешательство церкви в дела государства недопустимым. Однако царь в свою очередь должен всегда знать пределы своего волеизъявления. И. Волоцкий XVI в. считал, что царь, простирающий руки на церковные земли - дьявол. Последствия союза царской власти и церкви сказались неоднозначно на политическом развитии России. Такой союз укреплял центральную власть, государственность, но одновременно лишал Русь важного источника развития - критики власти.

Церковь находилась в основном под властью князей и царей. Это ограничивало ее возможности в критике власти. Критика в адрес царской власти прозвучала только раз и то из-за рубежа. Видимо, не случайно. Критика изнутри была обречена и уже потому невозможна. Курбский XVI в признавая полновластье царя, в то же время считал, что царь должен советоваться со своими вельможами, оставлять за боярином право отъезда, если он был недоволен царем.

Курбский увидел опасность в политике Ивана IV, который опирался на опричнину, состоящую из малоизвестных и малоимущих, жаждущих крови именитых бояр. Своей политикой Иван IV разрушал жизненно необходимый для государственности социальный слой. Однако критика Курбского не возымела какого-либо значения в политике. Это была никому не известная критика одиночки, к тому же из-за бугра. Но критика, прозвучавшая в Молении, предупреждала об опасности доверяться боярам, о необходимости защиты всех от думцев.

Идея существования вредного и опасного сословия между отцом князем и детьми народом отражала двойственное отношение народа к власти. Неприкосновенность личности князя, впоследствии царя, сосуществовала с откровенным недоверием к боярству, потом к воеводам, дворянам, якобы искажавшим волю царя. В этом недоверии выражалась и критика властей и скрывалась опасность правового нигилизма в отрицании основ государственности. Русская аристократия выставлялась врагом и царя, и дворян, и крестьян.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Политическая мысль в средние века

Это объясняется тем, что постоянно изменяется как материя, так и дух политического, политических институтов. История политологии процесс… Политическая наука немыслима без традиции, в рамках которой она развивается. … А также других факторов.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Политическая мысль древней Руси

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Идея теократического господства в учении Августина Аврелия
Идея теократического господства в учении Августина Аврелия. Августин Аврелий философ, влиятельный проповедник и политик католической церкви, родился на севере Африки. Его отец был римским па

Политическое учение Фомы Аквинского
Политическое учение Фомы Аквинского. XIII в. век наивысшего могущества Римской церкви. В это время происходит окончательное становление средневековой религиозной догматики. Этим церковь обязана Фом

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги