Теории происхождения и сущности государства

Теории происхождения и сущности государства. Кроме марксистской теории происхождения государства существуют и иные теории, в которых связь государства с процессами классообразования не учитывается, прежде всего, в силу выражения в них определенных идеологических представлений и интересов.

Теологическая теория довольно многоаспектна. У древних народов политико-правовая мысль восходит к мифологическим истокам и развивает представление о том, что земные порядки есть часть общемировых, космических, имеющих божественное происхождение. В русле такого понимания и освещаются в мифах темы земной жизни людей, общественного и государственного строя, их взаимоотношения между собой, права и обязанности.

Основная идея теологической теории божественный первоисточник происхождения и сущности государства вся власть от бога. Это придавало ей безусловную обязательность и святость. Основателями патриархальной теории считаются Платон и Аристотель. Платон в своем знаменитом труде Государство конструирует идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи, где есть соответствие между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой государство это обруч, скрепляющий своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви.

Идеи патриархальной теории получили развитие в XVII в. в сочинении Фильмера Патриарх, где он доказывает получение власти от бога и затем передачу е своему старшему сыну патриарху, а затем уже своим потомкам королям. Договорная теория Г. Гроций, Д. Локк, Ж. Руссо, А. Радищев и др Согласно этой теории государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в естественном состоянии, превращающего их в единое целое, народ.

На основе этого первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма государство. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов. Теория насилия Л. Гумплович. Сторонником той теории был также К. Каутский.

Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Утверждалось, что в результате такого насилия образуется единство противоположных элементов государства властвующих и подвластных, правящих и управляемых, господ и рабов, победителей и побежденных. Не божественное провидение, общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, война, борьба, опустошение, словом, насилие вот родители и повивальная бабка государства заявил Л. Гумплович. 2.