Основные вопросы типологии государств

Основные вопросы типологии государств. Первые попытки типизации государств были предприняты еще Аристотелем, который считал, что основными критериями разграничения государств являются, во-первых, количество властвующих в государстве и, во-вторых, осуществляемая государством цель. Попытки типизации государств предпринимали также Г. Елинек, Г. Кельзен, Р. Макайвер, Р. Дарендорф и др. Под типом государства понимаются взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными признаками.

До последнего времени вопросы типологии государств рассматривались преимущественно с позиций формационного подхода.

Суть его состоит в том, что в основе типизации государств лежит категория общественно-экономической формации, основанной на том или ином способе производства, отражающей соотношение базиса и надстройки, классовой сущности, целей, задач и функций государства с позиции его социального назначения. Известная триада К. Маркса делит мировую историю на три макроформации первичную архаичную, вторичную экономическую, третичную коммунистическую, получившие название общественных.

Основными критериями такой классификации являются, во-первых, наличие или отсутствие частной собственности во-вторых, наличие или отсутствие противоположных классов в-третьих, наличие или отсутствие товарного производства.

Следовательно, государственно-организованное общество элемент экономической общественной формации, в рамках которой выделяются соответствующие способы производства азиатский, античный, феодальный, буржуазный. В этом случае в основу деления истории социального развития положена идея естественноисторического процесса смены одной общественно-экономической формации другой. Наряду с формационным подходом к решению вопроса типологии государств широко применяется цивилизационный подход, в основе которого тоже лежит идея соотношения государства и социально-экономического строя с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития.

В самом общем виде понятие цивилизация можно определить как социокультурную систему, включающую как социально-экономические условия жизнедеятельности общества, так и этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

Цивилизация, е ценности влияют не только на социальную, но и на государственную организацию общества. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в е рамках. 2.2