рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Кант о свободе

Работа сделанна в 2003 году

Кант о свободе - Курсовая Работа, раздел Политика, - 2003 год - Государство и право в работе И. Канта "Метафизика нравов" Кант О Свободе. Для Того Чтобы Понять Происхождение Кантовской Философии Прав...

Кант о свободе. Для того чтобы понять происхождение кантовской философии права, обратимся к событиям того времени. События во Франции, а именно великая французская революция, и на Европейском континенте усилили давно созревавший интерес Канта к проблеме права. И Кант решил более близко рассмотреть этот аспект со стороны науки и философии. Кантовские учения о государстве и праве необходимо рассматривать с его философскими и нравственными взглядами.

Большое значение имели его воззрения на роль нравственных законов в жизни людей. Мораль дает внутренний закон поведения человека, в принципах права внутреннее убеждение сочетается с внешним принуждением И.Кант Основы метафизики нравственности Спб 1995, стр. 110. В результате возникает сила, регламентирующая жизнь общества, укрепляющая нравственность, спасающая человека от произвола других. Отсюда появляется понятие свободы. Есть только прирожденное одно-единственное право - свобода, независимость от принуждающего произвола другого Метафизика нравов И.Кант Спб 1995, стр. 148, поскольку она совместима со свободой каждого другого, сообразной со всеобщим законом.

В этом принципе уже заложены и другие права, прежде всего- равенство или свойство человека быть своим собственным господином Там же. Это право не зависит от физических определений конкретной личности, а связано с принадлежностью к роду человеческому. Свобода - Это потребность, но не естественная, а сугубо человеческая Гулыга А. Кант М 1977 стр.215. Она проявляется как уверенность в самопроизвольности поступков каждого из нас, я делаю то, что хочу. Однако на самом деле свобода не произвол, но необходимость особого рода, которая выражается понятием категорический императив безусловное долженствование.

Безусловный долг в качестве обоснования воли представляет собой единственное условие возможности свободы он освобождает от внешних зависимостей - чувственных склонностей, соображений пользы, страха перед любыми внешними волепонуждающими И.Кант Основы метафизики нравственности Спб1995, стр.102 инстанциями, в том числе и государством. Отсюда можно проследить либералистское наклонение теории Канта. Он говорит, что каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью, личность не есть орудие осуществления каких либо планов, даже благородных планов общего блага.

Человек субъект нравственного сознания, в корне отличный от окружающей природы в своем поведении должен руководствоваться велениями нравственного закона.

Закон априорен, не подвержен влиянию никаких внешних обстоятельств и потому безусловен категорический императив, который имеет абстрактно-обязательный и формалистический характер. На человека должно смотреть как на цель потому, что каждый человек, будучи носителем свободной воли и нравственного закона, столь же велик и неисчерпаем, как космос. Отсюда и взгляд на право как на условие общественного бытия автономных и ценных по своей сущности личностей, способ обеспечения равной для всех свободы.

Как уже писалось выше, именно с этого момента Кант обращается к категорическому императиву. А значит, именно с этого момента начинается кантовская идея общественного прогресса. А общественный прогресс, как уже известно, это переход от худшего к лучшему, а следовательно, это заключение общественного договора, с передачей прав и свобод государству. Но для начала разберем понятия моральности и легальности эти определения также можно назвать императивами.

Они называются моральными и подразделяются на собственно нравственные и юридические. Если поступок определяется нравственным мотивом, то он морален, если же его содержание просто внешне соответствует требованиям закона, то он легален. Нравственные законы, или законы свободы являются всеобщими, но эта всеобщность совсем иного рода, нежели у законов природы. Обратимся непосредственно к разделению на категорический императив. Следует различать императивы, направленные на достижение определенной цели, и те, который этим не обусловлены, говорит Кант. Первые он называет гипотетическими А.Гулыга Кант М 1977, стр.178 поступок обусловлен целью и предписывается как некое средство вторые - категорическими.

Моральный поступок И.Кант Критика практического разума Спб 1995 стр.219- следствие категорического императива человек не стремится при этом достичь никакой цели, поступок необходим сам по себе. Цели гипотетического императива могут быть двоякими. В первом случает, человек точно знает, что ему нужно, и речь идет только о том, как осуществить намерение.

Императив выступает в качестве правила умения. Во втором случае цель имеется, но весьма туманная. Дело касается счастья человека. Гипотетический императив приобретает здесь форму советов благоразумия. Также Кант выдвинул категорический императив И.Кант Метафизика нравов Спб 1995 стр.272, согласно которому каждый человек обладает абсолютной ценностью и не должен быть инструментом в чьих-либо намерениях.

Государство должно опираться на право и согласовывать с ним все свои действия. По определению Канта право есть совокупность условий, при котором произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся наличие принудительного осуществления законом, гарантируемый статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общество перед законом, разрешение споров в судебном порядке. История политических и правовых учений Москва, Юр. лит-ра, 1991год, 307 стр. Две вещи наполняют нашу душу всегда новым удивлением и благоговением, писал Кант. И они подымаются тем выше, чем чаще и настойчивее занимается ими наше размышление.

Это звездное небо над нами и моральный закон в нас. На человека должно смотреть как на цель потому, что каждый человек, будучи носителем свободной воли и нравственного закона, столь же велик и неисчерпаем, как космос. Отсюда и взгляд на право как на условие общественного бытия автономных и ценных по своей сущности личностей, способ обеспечения равной для всех свободы.

Категорический императив Кант называл законом нравственной свободы и употреблял эти понятия как синонимы. Философ приводит две основные формулы категорического императива. Первая гласит Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом И.Кант Основы метафизики нравственности Спб1995 стр.110 под максимой здесь понимается личное правило поведения. Вторая формула требует Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству И.Кант Основы метафизики нравственности Спб 1995 стр.110. Несмотря на различие формулировок, по сути, они близки друг другу в них проводятся идеи достоинства личности и автономии нравственного сознания.

Как известно, больше внимания уделял первой формулировке. Наиболее прочная опора нравственности, единственный источник категорического императива - долг. Только долг, а не какой-либо иной мотив придает поступку моральный характер. По мнению Канта человек обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью, является субъектом нравственного сознания, отличным от окружающей среды.

Поведение человека зависит от нравственного закона. Этот закон Кант и назвал категорическим императивом. 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Государство и право в работе И. Канта "Метафизика нравов"

Выбор темы, можно объяснить, прежде всего, двумя мотивами. Во-первых, потому что, правовое государство в трактовке Канта есть идеальная… При этом право он трактовал как справедливость, воплощенную в законах государства, как обеспеченные государством…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Кант о свободе

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Кант об общественном договоре
Кант об общественном договоре. Если мы обратимся к Кантовской теории общественного договора, то мы также проследим связь между этими двумя понятиями. На основе категорического императива был

Политические аспекты теории Канта
Политические аспекты теории Канта. Правовое государство Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах раз

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги