рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Кант об общественном договоре

Работа сделанна в 2003 году

Кант об общественном договоре - Курсовая Работа, раздел Политика, - 2003 год - Государство и право в работе И. Канта "Метафизика нравов" Кант Об Общественном Договоре. Если Мы Обратимся К Кантовской Теории Обществе...

Кант об общественном договоре. Если мы обратимся к Кантовской теории общественного договора, то мы также проследим связь между этими двумя понятиями.

На основе категорического императива был принят общественный договор. Согласно общественному договору, заключаемому в целях взаимной выгоды и в соответствии с категорическим моральным императивом, все отдельные лица, составляющие народ, отказываются от своей внешней свободы, чтобы тотчас же снова обрести ее, однако уже как членов государства. От свободы беспорядочной, необузданной переходят к свободе подлинной во всем ее объеме в правовом состоянии. Анализируя происхождение государства, Кант определяет его начало как естественное состояние, лишенное всякой гарантии законности.

Нравственный долг, чувство уважения к естественному праву побуждают людей оставить это состояние и перейти к гражданскому обществу. Переход к последнему не носит характер случайности. Акт, посредством которого изолированные индивиды образуют народ и государство, это и есть договор. Кантовское толкование природы этого договора тесно сопряжено с идеями об автономии воли, об индивидах, как моральных субъектах и т.п. Главное условие заключаемого договора обязательство любой создаваемой организации внешнего принуждения монархической ли государственности, политически объединившегося ли народа признавать в каждом индивиде лицо, которое без всякого принуждения осознает долг не делать другого средством для достижения своих целей И.Кант Метафизика нравов Спб1995 стр.319 и способно данный долг исполнить.

Общественный договор по Канту, заключают между собой морально развитые люди. Поэтому государственной власти запрещается обращаться с ними как с существами, которые не ведают морального закона, и не могут сами правильно выбрать линию поведения. Также он говорит, что общественный договор - это не исторический реальный акт, а априорный регулятивный принцип понимания гражданского права и общества.

В Метафизике нравов была предложена, кроме того, своеобразная трактовка естественного права. Следуя Руссо, Кант придерживался концепции гипотетического естественного состояния, в котором отсутствовало объективное право.

Человеку изначально свойственно одно-единственное прирожденное право свобода нравственного выбора. Из нее вытекают такие неотъемлемые моральные качества людей, как равенство, способность делиться своими мыслями, и др. В догосударственном состоянии человек приобретает субъективные естественные права, в том числе право собственности, но они ничем не обеспечены, кроме физической силы индивида, и являются предварительными. Совокупность таких субъективных полномочий Кант назвал частным правом.

Подлинно юридический и гарантированный характер частное право, по его мнению, приобретает только в государстве, с утверждением публичных законов. В соответствии с принципами априорного подхода к объяснению социально-политических явлений Кант отказался решать вопрос о происхождении государства. Он стремился преодолеть тем самым известное противоречие, свойственное концепциям естественного права, в которых образование государства путем договора представало одновременно и реальным событием прошлого, и основанием будущей идеальной организации политической власти.

Первоначальный договор выступает у него исключительно умозрительной конструкцией, призванной обосновать необходимость изменения существующего феодально-абсолютистского строя. Этот договор есть всего лишь идея разума, которая, однако, имеет несомненную практическую реальность в том смысле, что он налагает на каждого законодателя обязанность издавать свои законы так, чтобы они могли исходить из объединенной воли целого народа Метафизика нравов И.Кант Спб 1995 стр. 168. Как видим.

Кант придает общественному договору черты регулятивного принципа, позволяющего судить о справедливости конкретных законов. Идея договора служит, по его словам, безошибочным мерилом А.Гулыга Кант М19977 стр. 65 права и бесправия. В самом деле, писал он, трудно предположить, чтобы народ дал согласие на закон о наследственных привилегиях сословия господ. Такой закон, возвышающий одну часть общества над другой, представлялся ему противоправным.

Призванное гарантировать устойчивый правопорядок, государство должно строиться на началах общественного договора и народного суверенитета. Кант считал, подобно Руссо, что осуществление законодательной власти народом исключает возможность принятия законов, наделяющих граждан неравными правами. Представления мыслителя о народном суверенитете вместе с тем носили более чем умеренный характер. Прямое народоправство Руссо он заменяет представительством народа в парламенте и притом в таком, где депутатам лишь иногда разрешается отклонять требования правительства.

В дополнение к этому Кант попытался, вслед за французской Конституцией 1791 г разделить граждан на активных и пассивных по признаку хозяйственной самостоятельности, но запутался и признал теоретическую слабость своих аргументов. Он разделял граждан в зависимости от их положения в обществе, социального положения, так, например женщин и детей, а также стариков, он относил к пассивным гражданам, которые не имеют права принимать участие в политических процессах государства, т.е. они не имели права голоса, т.к. были зависимы, подобно Платону, который доверял только философам правление государством, и не давая права голоса третьему сословие, Кант отделил пассивных жителей граждан от участия в строительстве политики страны. 3. Естественное право.

Но обратимся непосредственно к праву, какие права имели граждане, и вообще как подразделялись права, и в зависимость отчего Понимание Кантом права связано со свободой личности.

Под государством Кант понимает объединение множества людей, подчиненных правовым законам И.Кант Метафизика нравов Спб1995 стр.354. Кант отказывается от традиции подразделения права на естественное и общественное от Гоббса до Локка, Монтескь и Руссо. Кант не считает естественное состояние исключающим наличие общественной связи между людьми, общество существует и в естественном состоянии, хотя государства и права нет, естественному состоянию противоположно не общественное.

А гражданское состояние в естественном состоянии общество может существовать, но только не гражданское гарантирующее мое и твое посредством публичных законов, поэтому права в естественном состоянии, и называется частным И.Кант Метафизика нравов Спб1995 стр.355. Кант делит право на три категории естественное, положительное и справедливость естественное право, которое имеет своим источником явные, априорные принципы положительное право, источником которого является воля законодателя справедливость притязание, не предусмотренное законом и потому не обеспеченно принуждением.

Кант разделял исходные положения естественного права, но они не играли для него большой роли. Тем более что Кант понимал естественное право не как присущее человеку от природы, но неотъемлемо присущее ему в силу социальной общности. Для Канта естественное право есть, неотчуждаемое право личности, которое и должно обеспечиваться государством.

Естественное право, свою очередь распадается на две ветви частное право регулирующее отношения индивидов как собственников и публичное право определяющее отношения между людьми, объеденные в союз граждан государство, как членами политического целого. Частное право - Кант порицает юридические привилегии, проистекающие из обладания собственностью, и настаивает на равенстве сторон в частноправовых отношениях. При этом признат объектом частного права не только вещи и поведение людей, но и самого человека.

Центральным институтом публичного права является прерогатива народа требовать своего участия в установлении правопорядка, путем принятия конституции, выражающей его волю. Частное право- это определение моего в правовом отношении. Понятие моего вытекает из активной, деятельно-практической направленности человеческого сознания на мир. Можно говорит Кант всякий внешний предмет моего произволения иметь моим Кант И. Метафизические начала учений о праве Спб1995 стр.350 т.е. всякий предмет моего произволения. Также частное право Кант разделяет на вещное вещь как предмет владения, личное право предмет владения - деятельность другого лица и вещно-личное право право владения - хотя и не пользования другим лицом.

А в последнее он тем временем включает брачное право, родительское, право хозяина дома. Это право вещно-личное включает в себя право владения внешним предметом как вещью, так и право пользования им как лицом. Гарантированное соблюдение всех частных прав называется, по Канту, общественной справедливостью.

Справедливость подразделяется на охранительную, взаимоприобретающую и на распределяющую. Первая устанавливается через публичной закон то, какой образ действия правомочен вторая, устанавливает, чье владение основано на праве и третья, устанавливает, что и о чем приговор суда в отдельном случае - при данном законе - сообразуется с данным законом А.Гулыга Кант М1977 стр.137. А теперь обратимся к гражданскому праву публичному. Вообще гражданское состояние характеризуется наличием публичного права писаных законов, признаваемых и соблюдаемых каким-либо народом или множеством народов и правовым равенством равенством всех перед законом.

Публичное право включает в себя право государственное и международное право, поскольку земля представляет собой не бесконечность, а замкнутую поверхность, государственное и международное право необходимо приводят к идее права государства народов, или права гражданина мира. В естественном состоянии отдельные лица, народы и государства никогда не могут быть гарантированными от насилия друг над другом, притом каждый делает на основе своего собственного права то, что ему кажется правым и благим, не завися в этом от мнения других.

Таким образом естественное состояние характеризуется как несправедливое не потому, что люди в этом состоянии строят свои отношения на одной только силе, но и в силу локальности права, отсутствия единого понятия права и правового стандарта.

Поэтому когда Кант говорил о государстве как об объединении множества людей И.Кант Метафизика нравов Спб1995 стр.486 , то он, очевидно, имел в виду правовое государство, опирающееся не на обычное право, а именно государство, с универсальным правовым стандартом, включающим в себя международное право и право гражданина мира, но об этом подробнее будет рассматриваться во второй части этой работы. Вообще сфера правовых отношений - это область особых человеческих отношений между лицами. Априорное понятие права, выводимое из предельного понятия свободы, заключает в себе представление о свободном лице как субъекте правовых отношений, предполагающих равенство в правах и обязанностях.

Если в гражданском обществе, существуют отрегулированные правовые отношения, значит, это государство будет существовать, если не унижены честь, достоинство, свобода граждан, то государство направлено на улучшение жизни людей, оно просуществует долго. Истинное призвание права надежно гарантировать морали то социальное пространство, в котором она могла бы нормально проявлять себя, в котором она могла бы беспрепятственно реализовывать свободы индивида.

В этом суть идеи Канта о моральной обоснованности права и его моральной основе. Глава 2

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Государство и право в работе И. Канта "Метафизика нравов"

Выбор темы, можно объяснить, прежде всего, двумя мотивами. Во-первых, потому что, правовое государство в трактовке Канта есть идеальная… При этом право он трактовал как справедливость, воплощенную в законах государства, как обеспеченные государством…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Кант об общественном договоре

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Кант о свободе
Кант о свободе. Для того чтобы понять происхождение кантовской философии права, обратимся к событиям того времени. События во Франции, а именно великая французская революция, и на Европейском конти

Политические аспекты теории Канта
Политические аспекты теории Канта. Правовое государство Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах раз

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги