Исторический взгляд на изменение роли народа в обществе

Исторический взгляд на изменение роли народа в обществе. Посмотрим, как менялась роль масс в политической жизни в процессе развития человечества.

История дает нам очень много фактического материала, который позволяет проследить процесс изменения роли народа в принятие жизненно важных решений. По дошедшим до нас историческим источникам, в которых описываются начальные этапы формирования общества, можно судить, что формы участия членов общества в принятии жизненно важных и, следовательно, политических решений во многом зависели от развития и расслоения социума.

На уровне племенной организации и в самом начале формирования городской цивилизации, как только возникала необходимость принять важное решение, по специальному сигналу, например, звону вечевого колокола, созывался общий сход всех членов общества, на котором право голоса имел каждый присутствующий, единственно соблюдалась очередность по старшинству. Но значение имели не столько авторитет и возраст оратора, сколько приводимые этим оратором аргументы.

Но развитие общества сопровождается его дифференциацией, и, следовательно, возникновением групп людей, интересы которых совпадали внутри группы, но были противоположны интересам других групп. Это просто понять на отношениях ремесленника и купца. С одной стороны, они зависят друг от друга, но, с другой стороны, существует конфликт интересов производства товара и его реализации. Поэтому поддержание мира в обществе уже потребовало изменения объединяющей эти группы формы власти.

Так появляется собрание старейшин представителей различных групп населения, которые готовили решение, и выносили его на всеобщее обсуждение. Понятно, что небольшой группе, состоящей из умудренных жизненным опытом людей, всегда проще договориться. Но со временем и такое участие народа стало неудовлетворительным, потому что противоположные мнения на общем сборе населения приводили к долгим прениям, которые зачастую заканчивались взаимными оскорблениями, переходящими в драки.

Тогда был сделан следующий шаг, было введено голосование. И для принятия решения, необходимо и достаточно было набрать большинство голосов. А прения либо запрещались, либо в них участвовали заранее утвержденные представители населения. Дальнейший рост плотности населения и увеличение размеров государства сделали невозможным и такой вид управления. Возникшие противоречия в управлении государством начинают решать через делегирование полномочий группы населения своему представителю. Но так как власть давала очень много выгод, люди, претендующие на выборные должности, стали собирать около себя своих сторонников, используя для этого, как свои родственные связи, так и свое богатство, причем свои траты они с лихвой восполняли, в случае, если им удавалось заполучить власть.

Видимо собрание сторонников около того или иного политического лидера и стало прототипом возникновения различных партийных структур в обществах, основанных на принципах выборной власти. А делегировании полномочий, как вид политической власти, мы имеем и сегодня, причем независимо от формы правления и принципов государственного устройства.

Причем, все перечисленные формы участия населения в принятии решений остаются, а их роль, четко определяется количеством людей, участвующим в решении того или другого вопроса. Но одновременно, практически во всех конституциях мира остается право на всенародное решение политических вопросов референдум. И хотя референдум всегда представляет собой некоторую угрозу правящей элите, но одновременно с этим, положительное всенародное голосование делает политическое решение не только легитимным, но и обязательным для всех граждан.

Замечательной иллюстрацией этого тезиса является венчание на царство шестнадцатилетнего Михаила Романова всенародным Земским собором. Народ, испивший чашу страданий смутного времени, польской интервенции и правления временщиков-самозванцев, с радостью отдал юному Михаилу Романову всю полноту власти, ради которой Иван Грозный пролил столько крови.

И хотя в избрании Михаила Романова участвовали выбранные люди от всех слоев общества, но, по сути, оно было всенародным. Таким образом, вид власти и ее полномочия определяются существующими в обществе противоречиями. А сама власть должна делать все, чтобы, сглаживая возникающие противоречия, поддерживать целостность государства и общества. Но одновременно уже само возникновение власти подразумевает деление общества на элиту и народные массы. Понятно, что сглаживание противоречий между различными слоями населения невозможно без хитрости и изворотливости власти, и для управления государством всегда используются метод кнута и пряника и принцип разделяй и властвуй.

Очень показательным примером, подтверждающим сказанное, может служить история реформ древнегреческого мудреца Солона, которые были проведены в конце VII начале VI века до н.э. В этот период в Афинском государстве разразился экономический кризис, случившийся из-за того, что население Афин было резко разделено на два враждующих лагеря богатых граждан, сосредоточивших в своих руках собственность на землю, и беднейшее население, опутанное всевозможными долгами. Весь простой народ был в долгу у богатых одни обрабатывали землю, платя богатым шестую часть урожая, другие брали у богатых в долг деньги под залог тела их заимодавцы имели право обратить в рабство, при этом одни оставались рабами на родине, других продавали на чужбину.

Многие вынуждены были продавать даже собственных детей, и бежать из отечества из-за жестокости заимодавцев.

Как сообщает Аристотель, народ восстал против знати, и борьба была очень ожесточенной. Но в процессе продолжительной борьбы оказалось, что силы противников были примерно равны. Поэтому противные стороны через некоторое время договорились избрать посредника, приемлемого для обеих сторон, и поручить ему управление афинским полисом и издание новых законов. С этой целью и был предложен в архонты Солон. Потому что он был пожалуй, единственный человек, за которым не было никакой вины, и который не являлся сообщником богатых в их преступлениях и в тоже время не был угнетен нуждою, как бедные.

Солон взялся урегулировать положение. Он для спасения отечества прибегнул к обману обеих сторон неимущим он по секрету обещал раздел земли, а людям богатым обеспечение долговых обязательств. Его выбрали архонтом, а вместе с тем посредником и законодателем. Первым актом его государственной деятельности был закон, в силу которого существовавшие долги были прощены, и на будущее время запрещалось давать деньги в долг под залог тела. Проданные в рабство должники подлежали выкупу.

В результате Солон провел реформу, по которой были прощены долги, но земля осталась в руках богатых. Он не угодил ни той, ни другой стороне, но спас государство от гибели. И характерно, что заслуги Салона не были оценены современниками. Лишь после того, как Афины побывали под жестоким управлением тирана Писистрата, деятельность Солона была оценена по заслугам, и он был признан одним из греческих мудрецов.