Николай I. Европейское влияние на костюм аристократии

Николай I. Европейское влияние на костюм аристократии. Прочно став в XVIII в. на путь общеевропейского развития, русское дворянство, как и аристократия всей Европы, начало во всем следовать французской моде. Журналы мод, которые с XIX в. начинают регулярно выходить в России Московский Меркурий, Модный вестник, Всеобщий модный журнал, Модный магазин, а также художественно-литературные журналы Библиотека для чтения, Современник помещают французские модели.

Роскошные туалеты русской аристократии по-прежнему привозят из Парижа или шьют по модным европейским образцам. Успешно работают в этот период известные петербургские и московские швейные мастерские Ломанов, Г-жа Ольга, Бризак, Иванова, Шансо. Живопись русских художников XIX в журналы мод свидетельствуют о том, что костюм русской аристократии строго следовал во времени и в формах общему европейскому развитию.

В 30-е гг. утверждается дальнейшая пышность и помпезность русского придворного этикета и костюма. Она является своего рода отголоском жестокой реакции в общественной жизни России после расправы с декабристами в 1825 г. Царь Николай I указом от 27 февраля 1834 г. устанавливает специальную форму русского придворного костюма.

Модные французские формы механически соединяются в нем с русским орнаментом золотого и серебряного шитья, украшением драгоценностями. Цель этого псевдорусского стиля представить царское самодержавие выразителем народных интересов. В Москве и Петербурге открываются золотошвейные мастерские, где расшиваются парадные дворцовые туалеты, стоимость которых превышала 20-25 тыс. золотых рублей.