Возвращение бороды при Александре

Возвращение бороды при Александре. III. Русский царь Александр III, вступивший на престол в 1881 году, подчеркивая верность обычаям предков, носил окладистую бороду.

Николай II также продолжил эту традицию, правда, стриг бородку по последней моде, на английский манер. К середине ХХ веке мужчины зачастую отращивали бороду, подражая своим кумирам политическим деятелям, писателям, артистам. Борода, сумевшая пережить все затейливые повороты истории и изменявшая по воле моды длину и форму, и в современном мире нового тысячелетия продолжает оставаться явлением далеко не редким. Советское время.

Эпоха пролетариата. Октябрьская революция изменила социальный состав общества, ликвидировав класс дворянской и буржуазной аристократии. Вместе с ними исчезли роскошные туалеты, не приспособленные к трудовой деятельности. Крестьянский и городской костюм рабочих, служащих, интеллигенции стихийно приспосабливался к новым, суровым особенностям военного и гражданского труда и быта тех лет. Красный цвет, цвет знамени революции, приобрел в этот период важнейшее символическое значение в декоративном решении костюма.

Кожаные мужские и женские куртки комиссаров, руководителей рабочих, партийных и молодежных организаций, солдатские гимнастерки с широкими кожаными ремнями, френчи, сатиновые темные косоворотки с городскими пиджаками основная одежда мужчин. Для костюма того времени было характерно полное отсутствие декоративных излишеств галстуков, кружевных отделок, оборок, брошек, колец. Даже шляпы, сумки, яркий цвет в одежде воспринимались как буржуазные элементы, враждебные духу нового коммунистического быта. Предельная скромность и строгость пролетарского костюма объяснялась тем, что, разрушая старый мир гнета и насилия, революционеры отрекались от всего, что хотя бы в какой-то мере напоминало о нем. Красноармейская форма Одним из первых массовых костюмов была красноармейская форма. В 1918 г. создается специальная комиссия по выработке формы РККА, которая объявляет конкурс на лучшие образцы военной одежды.

В конкурсе приняли участие художники-живописцы В. Васнецов, Б. Кустодиев и другие, которые использовали в своих творческих поисках русский исторический костюм.

Через год проекты новой формы были утверждены шлем, шинель, рубаха, кожаные лапти. Как в конструктивном, так и в декоративном решении авторы эскизов шли от русского кафтана и рубахи. Старинные мотивы отделки петлицами сочетались с символическим красным цветом обшлагов, воротника и звезды на шлеме. Шлем также повторял древнерусскую форму шолома с бармицей. Его историческая и национальная основа, подчеркнув героизм и романтику образа, вскоре получила современное боевое имя буденовки и просуществовала вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Но так же следует учесть, что в СССР поначалу ношение шляпы не одобрялось - буржуйские штучки. Даже Ленин, который в российской прессе был язвительно именован господином в котелке, после революции надел пролетарскую кепку. За ним и остальные вожди водрузили на голову кепки и картузы. Исключения были - к примеру, Молотов.

Но он все-таки был министром иностранных дел, приходилось соответствовать. Так продолжалось до Хрущева, который шляпу носил и этим задавал тон бесчисленной номенклатуре. Даже советским туристам, выезжающим в Европу, стали выдавать шляпы из зеленого велюра. Туристы их стыдились, но носили - об этом пишет Даниил Гранин, участник первого советского круиза на пароходе вокруг Европы. К середине 60-х мужское население страны настолько удалось приучить к шляпе, что даже на дорожном знаке Осторожно, пешеход, нарисованном в 1965 году, этот самый пешеход был нарисован в шляпе.

До этого он был в кепке. И окончание шляпного периода символизировал тот же знак - в 1978 году пешеход остался вовсе без головного убора.