Политическая концепция в учении Джона Локка

Политическая концепция в учении Джона Локка 1. Конструкция естественного права и концепция происхождения государства. 2. Интерпретация равенства. 3. Три прирожденных права личности в Трактате о государственном правлении 4. Компромисс между абсолютной монархией и республикой 5. Проблема веротерпимости Заключение 1. Конструкция естественного права и концепция происхождения гос-ва. Свои политич. взгляды и установки Локк обосновывал при помощи философии истории, ядром к-рой были учения о естественном праве и общественном договоре.

По мнению Локка, изначально существовало естественное состояние людей, однако это не была Гоббсова война всех против всех. В этом состоянии царила взаимная доброжелательность, т.к. каждому хватало плодов земли и воды и каждый мог накопить достаточную для него собственность. Иначе говоря, частная собственность существовала задолго до установления государственной власти и независимо от ее возникновения.

Локк развивал положения, ранее высказанные др. англ-ми деятелями времен революции середины 17 в. Локковская конструкция естественного права - это уже не просто система теоретич. постулатов, предназначенная для объяснения преднайденного. Это прямая декларация неотчуждаемых прав, совокупность к-рых мыслится как основной закон вновь учреждаемого разумного общ-ного строя. На учение Локка прямо опирается конституц. практика североамериканских штатов, их знаменитые билли о правах.

Локк был первым в истории философии, участвовавшим в составлении первоучредительного государственного акта по рекомендации Шефстбери он написал конституцию для Северной Каролины, к-рая в 1669г. была одобрена собранием народных представителей и вступила в силу. Естественное состояние характеризуется Локком как совокупность отношений свободы, равенства и взаимной независимости людей. Его идеализированные представления означали апологию буржуазной, но отнюдь не феодальной собственности ведь последняя, по Локку, не отвечает требованиям свободы и доброжелательности.

В этих представлениях находил свое выражение и принцип буржуазного индивидуализма равенство людей в смысле их равного права на личную инициативу вовсе не предполагало у Локка требований уравнения собственности. Такие требования были характерны для радикально-демократич. идеологов революц. лет вроде Джона Лильберна, но Локк их отвергал. В разгар революции левеллеры выдвинули и другую идею - о подотчетности правительств народу, согласно общественному договору.

Эта идея зафиксирована в трактате поэта Джона Мильтона Права и обязанности короля и правителей 1649. Учение об общественном договоре, идеалистич. по исходным посылкам, но прогрессивное для своего времени, использует и Локк. Его мотивом пронизан уже Локков Опыт о веротерпимости 1667, и оно направляется философом против феодально-теократич. концепций, что со всей резкостью выражено в Двух трактатах о государственном правлении.

Можно сказать, что достаточно широкие демократич. слои доросли до адекватного понимания философско-правовых идей, и с др. стороны. сама новаторская философия права развилась до такой степени, чтобы принять в себя ряд правосознательных запросов, стихийно вызревших в массовом движении 16-17 вв. Т.обр учение Локка впервые угадало и аналитически прояснило буржуазно-демократич. законодательную волю. а эта последняя впервые узнала себя самое в принципах локкианского естественного права.

Обосновывающая учение об общественном договоре теория естественного права содержалась в незавершенном наброске Опытов о законе природы. И хотя теория Локка в нач. 60-х годов еще не сложилась, уже видна ее связь с его философско-историч. построениями никаких политико- моральных врожденных идей знаний нет, но опыт направляет мысли людей на открытие их прирожденных прав, возможностей и обязанностей. В этой не опубликованной при жизни философа работе свободная воля господа как источник благочестивых социально значимых моральных предписаний как бы конкурирует с необходимо возникшим естественным з-ном самосохранения, к-рый с благочестием не имеет ничего общего и связывается с ним только искусственно.

Эта двойственность преодолевается победой з-на природы, и, хотя в Двух трактатах о гос-ном правлении к з-ну природы и разума добавляется изредка ссылка и на его божественную санкцию, она уже не имеет здесь ровно никакого содержательного значения требования человеч. природы диктуют все. Основной целью вступления людей в общество является стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью, а основным орудием и средством для этого служат з-ны, установленные в этом общ-ве первым и основным позитивным з-ном всех государств является установление законодательной власти точно так же первым и основным естественным з-ном, к-рому должна подчиниться сама законодательная власть, является сохранение общ-ва и каждого члена общества Локк. Избр. пр-ния т.2, с.76 Локкова концепция происхождения гос-ва из общественного договора вполне складывается только в Двух трактатах По предположению философа, в давние времена вследствие роста народонаселения появились тревожные симптомы перерастания естественного состояния в войну всех против всех. Именно в этот момент люди предпочли совместным и, возможно, молчаливым решением учредить государства и вручили первообразованным правительствам исполнительную власть.

Из анализа соотношения естественного и общественных состояний в философии истории Локка видно, что в отличие от Гоббса он считает, что общ-во сложилось или складывалось до появления государства, государство же призвано не ограничивать социальную свободу и инициативу, а гарантировать их. Верховным сувереном в гс-ве является не правительство, а нация.

Если правительство правитель поступает вопреки действующему праву и извращает з-ны или вообще не считается с ними, напр. отнимая собственность граждан и произвольно ею распоряжаясь, то подданные вправе расторгнуть соглашение с правительством и. используя право на самозащиту, подняться на насильственную революцию.

Именно в этот кратковременный период народ реально использует свой суверенитет. 2.

Интерпретация равенства

Tabula rasa, изначальное равенство детей в смысле отсутствия у них зна... Локк т.2 с. 30 .Одни стали богатыми и влиятельными, и именно они более всего заинт... Естественное состояние, каким оно изображено во втором локковском трак... такого политич.

Три прирожденных права личности в Трактате о государственном правлении

По Локку, уже всякое закабаление индивида, всякое насильственное присв... Два трактата о гос-ном правлении подводили теоретич. программе Локк конкретизирует эту позицию как теорию разделения власте... сношения с др. Как автор Разумности христианства, Локк продолжает оставаться сторонни...

Заключение 1. В области общественно-научных представлений Локк является защитником конституционной монархии, отвергает концепцию абсолютизма Гоббса. 2. В своих взглядах Локк исходит из естественного состояния общества, в к-ром вся власть и правомочность является взаимной. Один имеет не больше, чем другой. 3. Это состояние свободы, но это не состояние произвола. Хотя человек в этом состоянии имеет неконтролируемую свободу делать с собой и своим имуществом все, что угодно, он, однако, не имеет свободы погубить себя самого или какое-либо существо. 4. Ограничивает человека естественный закон, к-рый гласит, что никто не имеет права ограничивать другого в его жизни, здоровье, свободе либо имуществе.

Свобода человека, таким образом, не абсолютна. 5. Поэтому власть правителя, полученная на основе договора, не может быть абсолютной. Она ограничена именно тем, что является содержанием естественного закона. 6. Естественный закон Локка выражает основные интересы и потребности класса, от имени к-рого он выступал. 7. Значительной составной частью рассуждений Локка об упорядочении общества являются идеи о разделении власти.

Они изложены в работе Два трактата об управлении государством, где он различает власть законодательную, исполнительную и федеративную. Его обоснование разделения законодательной и исполнительной власти во многом повлияло на идеологов французской предреволюционной буржуазии. 8. От теории Локка можно начинать отсчет собственной истории юридического мировоззрения.

Естественное право Локка формулировало новый политико-юридический идеал идеал общества, в к-ром каждый человек с самого начала признается в качестве индепендента - труженика - собственника. автор Орлов Святослав Григорьевич дата 24.03.97г. уч. заведение РГГУ, историко-филологичю факультет, 1 курс предмет политология преподаватель Мадатов.