Три прирожденных права личности в Трактате о государственном правлении

Три прирожденных права личности в Трактате о государственном правлении. Локк формулирует три основных прирожденных права личности, к-рые индивиды признают друг за другом в естественном состоянии и к-рые затем гарантируются самим гос-вом это право на жизнь, свободу и собственность lives, liberties and estates.

Эти три права образуют конституционный базис правового порядка и впервые делают возможным законодательство, не стесняющее, а эмансипирующее по своему основному смыслу - законодательство, сама возможность которого была непредставима для традиционного юридического мышления. Локк пишет Целью закона является не ограничение, а сохранение и расширение свободы.

Она представляет собою свободу человека располагать и распоряжаться как угодно своей личностью, своими действиями и всей своей собственностью.

Тройственная правовая формула Локка вошла во многие раннебуржуазные конституции и явилась клеточкой, из к-рой развилось более дифференцированное содержание прав человека и гражданина. В трактате Локка право на свободу, право на жизнь и на собственность не выступают как внешние друг другу, рядоположенные принципы.

Они представляют собой элементарную систему прав, где норма с необходимостью отсылает к другой. В конечном итоге речь идет об одном о признании людей полноценными субъектами обмена, независимыми товаровладельцами, воля к-рых пронизывает их товары. Право на свободное распоряжение собственностью выступает при этом как итоговое, результирующее, а право на свободу и жизнь - как предпосылка.

Локк положил труд в основу всякого частного владения, что позволило ему слить воедино три основных прирожденных права личности. Труд, нацеленный на достижение индивидуального благополучия и выгоды, признается Локком определяющей формой человеческой жизнедеятельности, к-рую в первую очередь имеет ввиду право на жизнь. Нарушением права на жизнь является. По Локку, уже всякое закабаление индивида, всякое насильственное присвоение его производительных способностей.

Не убийство как таковое, а рабство, т.е. экономич. состояние, при к-ром один человек получает в полное распоряжение жизненные силы другого и волен совершить над ним все что угодно вот, что прежде всего ставится под запрет локковским правом на жизнь. 4. Компромисс между абс. монархией и республикой Локк включил личную свободу в состав понятия собственность гражданина. Всякое правительство само обязано подчиняться этим з-нам. что Локк и подкрепил требованием отделения исполнительной власти от законодательной.

Все эти мысли, изложенные во втором Трактате о гос-ном правлении, по сути дела обосновывали необходимость свержения Якова II. А поскольку конституц. парламентарная монархия является, по Локку, наилучшим из гос-ных устройств, то выход революции за пределы требований ее установления он считал ошибочным и опасным, ведущим к страшным потрясениям. Два трактата о гос-ном правлении подводили теоретич. фундамент под назревавший и свершившийся переворот 1688г. Локк направлял своих читателей к выводу, что революция против монархич. деспотизма - это верх гражданского разума и справедливости, но дальнейшие революц. преобразования для Англии бессмысленны.

Получалось, что народ Англии, избавившись от королевского произвола, чем полностью исчерпывают свое право на революцию и принцип его суверенитета, тем самым утрачивает практический смысл. Компромиссная позиция между абсолютной монархией и республикой, к-рую отстаивает Локк в Двух трактатах опиралась на реальные политич. условия, вскоре завоеванные дворянско-буржуазным блоком.

В своей политич. программе Локк конкретизирует эту позицию как теорию разделения властей. Теория вполне соответствовала политич. практике после 1688 г. когда к рулю правления пришли виги и затем исполнтьельная власть попеременно стала попадать в руки, то торийских. то вигских министерских кабинетов. Согласно принципу разграничения прерогатив, верховная, законодательная власть принадлежит буржуазному парламенту, к-рый решает вопросы по воле большинства.

Эта воля по Локку закрепляет буржуазно понимаемые свободы совести, слова, печати, собраний и. разумеется, частной собственности. Исполнительная власть, включающая в себя судебную, военную и федеративную т. е. сношения с др. государствами, передается кабинету министров и лишь отчасти королю. Все эти полномочия четко определяются и регулируются законами, строго контролируются парламентом. 5. Проблема веротерпимости С политической концепцией Локка были тесно связаны его взгляды на вопросы религии и веротерпимости.

Если в Опытах о законе природы истинной моралью считалась та, что заложена в божьих заповедях, то из Опыта о человеческом разумении и Разумности христианства вытекает, что только соотнесение веры с подлинной моралью могло бы оправдать первую. Локк оказался на пороге кантовского вывода, что для возникновения морали в боге нет необходимости, хотя для ее укрепления вера в бога может пригодиться. Локк ратует не за разумное христианство, а за мораль, свободную от религиозного фанатизма и проникнутую широкой веротерпимостью.

И если бы церковь перестала воевать против такой морали, лучшего желать и не требовалось бы. Как автор Разумности христианства, Локк продолжает оставаться сторонником идеи отделения церкви от государства. Остается Локк сторонником веротерпимости. свободы от преследований на всех лиц, однако советует не предоставлять полноты гражданских прав католикам и атеистам. Что касается общего принципа веротерпимости, то он соответствовал политич. линии нового режима на прекращение религиозных распрей.