Государство и удел

Государство и удел. Другая линия противостояния, прошедшая через все средние века между общенациональным государством, которое представлял, как правило, король и княжеством, провинцией, территорией, которые представлял местный сеньор.

В те времена нации в современном смысле этого слова не существовало провансальцы отнюдь не считали себя такими же французами, как парижане, а флорентийцы с негодованием отвергли бы всякое сравнение с миланцами. Чем же было понятие Франция или Италия, и зачем вообще оно нужно было людям, живущим в замкнутом мирке, который сам себя всем обеспечивал Ответ достаточно неожиданный почти во все Средневековье государство - это общность не социальная и экономическая, и даже не столько политическая, как культурно - историческая.

В нем жила память о Римской империи как об идеальном общественном устройстве. Церковь также всемерно поддерживала понятие христианского государства государи были для нее светским отображением божественной власти хотя, конечно и менее совершенным, чем отображение церковное.

Лояльность к государству и лояльность к местному сеньору могли буквально тянуть человека в противоположные стороны. Так было перед Столетней войной на западе Франции, где люди были исторически и культурно французами, но несли вассальные обязательства по отношению к английскому королю. Это было одной из причин войны. 3.7 ВЛАСТЬ СОВЕТСКАЯ И ВЛАСТЬ ДУХОВНАЯ В темные века светская власть церкви была суровой необходимостью. С укреплением феодальных сеньоров они стали оспаривать эту власть сначала у местных епископов, а затем - короли у папы. Н этой почве произошли самые острые конфликты Средних веков.

Например, трехдневное стояние германского императора Генриха на коленях перед папским замком в Каноссе, и наоборот, семидесятилетнее пленение пап в Авиньоне под властью французского короля. Стандартная проблема выбора средневекового человека - кому подчиняться - в этих случаях стояла особенно остро. Короли иногда просто убивали своих видных подданных, сделавших выбор в пользу Рима. Папы отвечали анафемой, что в те времена серьезно подрывало акции отлученного даже не столько в глазах собственных подданных, лишенных привычных треб, сколько перед всегда готовыми к нападению соперниками.

Претензии пап на первенство над государем базировались на так называемом даре Константина - документе, которым этот знаменитый римский император даровал церкви эту власть. Документ оказался поддельным, но в те времена этого никто не знал. Несмотря на постоянную борьбу, духовная и светская власть, как и все остальные пары полюсов в Средневековье, были нужны друг другу.

Германские императоры своими войсками некоторое время поддерживали папский домен в Италии. Светская власть обеспечивала авторитет и безопасность церкви на местах, князья вносили богатые вклады в монастыри. Со своей стороны церковь давала королям духовную санкцию богопомазанности, так необходимую им в борьбе со своими могучими вассалами. В целом, взаимодействие этих сил давало эффективную систему управления - аналог современного разделения властей.

Это поддерживало и политическую целостность Европы. 3.8 ГОРОД, ЗАМОК И ДЕРЕВНЯ Город, замок и деревня - три полюса, к которым тяготели три основных светских сословия Средневековья светских, потому что церковь была на всех трех полюсах. Замок - место обитания феодалов, деревни вокруг него - место обитания крестьян как свободных, так и крепостных - сервов, город - гнездо нарождавшегося нового сословия купцов и ремесленников.

Эти три полюса были в напряженных отношениях между собой. Замок родился еще в темные века, как средство держать под контролем деревенскую округу. Для нее он - кровосос, постоянно требующий барщинных работ и поставок продуктов к концу средневековья все это было заменено деньгами. Но и защитник от постоянной угрозы разорения воинственными соседями, и судья в имущественных спорах, и единственный источник недостающих орудий производства. Для замка деревня - источник экономической, а значит и политической силы, но и смутная угроза бунтов, которые совершались с характерной для тех времен жестокостью.

Впрочем, крестьяне покушались на данный от Бога порядок только в самых отчаянных случаях. Замок и деревня - две половинки единой экономической системы, на которой стояло все средневековье. Для города на раннем этапе замок - нянька, хоть и суровая. Город мог возникнуть только там, где местный сеньор мог обеспечить ему защиту. Конечно за это приходилось платить, и немало.

Но замок отвечал первыми заказами на предмет ремесла. Первые купеческие экспедиции с дарами местной земли тоже загружались в замках. Со временем город стал для замка и соперником, и соблазном. Соперником потому что выманивал своей свободой крестьян и больше не возвращал их феодалам. Например, крепостной, проживший в городе год и один день считался свободным. Кроме того, город быстро стал опасной военной силой. С другой стороны, в городе сосредотачивались для феодала все источники предметов роскоши и средств на ее приобретение, а со временем и источники кредита на жизнь.

Все это привело к тому, что крупные феодалы стали переселяться в город и строить в нем дворцы - городские замки. Постепенно города стали для деревенской округи такими центрами, какими раньше были замки. Крестьяне стали везти продукцию не в замок, а на рынок в город. Противостояние центра с периферией стало не социальным, а культурным горожане черпали гордость в противопоставлении себя неотесанной деревенщине. 3.9