рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятие политики

Работа сделанна в 2006 году

Понятие политики - Контрольная Работа, раздел Политика, - 2006 год - Политика как явление общественной жизни Понятие Политики. Многообразие Определений " Политика" — Одно Из Наи...

Понятие политики. Многообразие определений " Политика" — одно из наиболее распространенных и многозначных слов в русском языке, да и во многих других языках мира. В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь это деятельность руководителя государства, партии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненное определенной цели. Под поли­тикой понимают также искусство возможного, а нередко характе­ризуют ее как "грязное дело". Такой разброс обыденных представлений о политике связан не только с недостаточно четкими, ограниченными или же просто ошибочными знаниями о ней различных людей, но в первую очередь со сложностью, многогранностью, богатством проявлений этого феномена.

Научные трактовки термина "политика" отличаются от повсе­дневных представлений строгой логической аргументацией, обобщенностью и систематизацией, хотя и не исключают некото­рой противоречивости мнений.

Разнообразные научные определения политики могут быть систематизированы и подразделены на несколько групп, каждая из которых внутренне дифференцирована.

Критериями выделения таких групп служат используемые для характеристики политики общие исследовательские подходы: социологический, субстан­циальный (выясняющий материю, основу явления) и системный, а также акцентированные в определениях политики ее важнейшие конституирующие качества и функции в обществе.

В соответствии с этими подходами можно выделить три группы определений по­литики: социологические, субстанциальные и научно сконструи­рованные, связанные со специфической интерпретацией политики. Социологические определения политики, основываясь на социологическом подходе, характеризуют ее через другие общественные явления: экономику, соци­альные группы, право, мораль, культуру, религию.

В соответствии с отражаемой сферой общества их можно подразделить на экономичес­кие, стратификационные (социальные), правовые, этические (норма­тивные) и т.д. Экономические определения политики, наиболее ярко представ­ленные в марксизме и других концепциях экономического детерми­низма, характеризуют политику как надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики, ее потреб­ностей и интересов. Политика как специфическая область общест­венной жизни в этом случае утрачивает свою самостоятельность, сохраняя лишь относительную, ограниченную автономию. В целом же она определяется объективными экономическими законами, не зависящими от воли политических авторов (субъектов). Определения политики в духе экономического детерминизма подчеркивают лишь один из важнейших источников политики.

Обычно они гипертрофируют влияние экономических потребностей на политику, недооценивают ее самостоятельность. Опыт истории, и прежде всего более чем 70-летнее существование командно-административного социализма, свидетельствует, что не только экономика оказывает сильное влияние на политику, но и последняя может выступать по отношению к экономике командной, главен­ствующей силой.

Поэтому с точки зрения науки представляется более плодотворным рассматривать взаимоотношение экономики и политики как взаимодействие равнозначных и равноправных областей общественной жизни. Важной составной частью социологических определений политики являются ее стратификационные дефиниции.

Он трактуют политику как соперничество определенных общественных групп: классов и наций (марксизм) или же заинтересованных групп (А. Бентли, Д. Трумэн и другие). Если марксистские трактовки политики как борьбы между классами в современном мире во многом утратили свое влияние, то теория заинтересованных групп получила широкое распространение и раз­витие, и в частности она представлена в плюралистических концеп­циях демократии, трактующих политику в современном демокра­тическом государстве как соперничество разнообразных заинтересо­ванных групп, обеспечивающее баланс, равновесие общественных интересов.

В истории политической мысли, в том числе и среди современ­ных теоретиков, достаточно широко представлены правовые концеп­ции политики. Они считают политику, государство производными от права и прежде всего от естественных прав человека, которые лежат в основе публичного права, законов и деятельности государ­ства. Яркий пример правовой концепции политики — ее контр­активистские ("общественного договора") теории, представленные такими видными мыслителями, как Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо, Кант. Суть этих теорий состоит в трактовке политики и прежде всего государства как специализированной деятельности по охране присущих каждому человеку от рождения фундаментальных прав: на жизнь, свободу, безопасность, собственность и т.д. В современной научной литературе широко представлены и противоположные правовым концепциям политики теории.

Они рассматривают право как порождение политики, важнейшее средство ее реализации, инструмент создания стабильного политического порядка.

Право непосредственно создается государством и основано на политической воле и государственной целесообразности. В политологии до сих пор остается спорным вопрос "связано ли право лишь исключительно с существованием государства или же ему органично присущи некоторые черты (и особенно принцип справедливости), которые вытекают из догосударственного права и предшествуют государственному праву". Правовая трактовка политики непосредственно примыкает к ее этическим (нормативным, ценностным) дефинициям.

Это ярко проявляется в концепциях, признающих догосударственное существование естественного права в форме моральных принципов человеческого сообщества. В целом же нормативные понятия политики - важное направление ее социологической трактовки. Используемый в них нормативный подход предполагает рассмотрение политики исходя из идеалов, ценностей, целей и норм, которые она должна реа­лизовать.

Анализируемая под этим углом зрения, политика представ­ляет собой деятельность, направленную на достижение общего блага. Ее высшей ценностью является общее благо, включающее такие более частные ценности, как справедливость, мир, свобода и др целью —служение этому общему благу, нормами — конкретные правила, законы, ведущие к его достижению. Нормативная трактовка политики возникла в глубокой древ­ности. Так, еще Аристотель считал политику высшей формой жизнедеятельности человека, поскольку через нее во взаимоотно­шениях между людьми утверждается справедливость и достигается благо каждого. "Справедливость, — писал он, — имеет место толк политической жизни, потому что весь строй политического общежития держится на праве". Нормативные трактовки политики имеют как сильные, так и слабые стороны.

Их достоинство состоит в том, что в них выражается гуманистический идеал, в соответствии с которым должна строиться политика. Такой идеал ориентирует участников политики на общественно ценное поведение.

В то же время нормативный под­ход оперирует достаточно многозначными, не всегда четко опре­деленными категориями, допускающими возможность различной трактовки общественного блага. Тем самым создаются предпосылки для маскировки, камуфлирования корыстных интересов различных политических сил. Слабость данного подхода проявляется также в большом рас­хождении понимания политики как деятельности по достижению общего блага и реальности, которая свидетельствует о широком распространении в политике эгоистической мотивации.

Кроме того, не все действия по обеспечению общего блага являются полити­ческими. Многие люди совершают общественно полезные, благород­ные поступки, движимые нравственными или же религиозными мотивами. Несмотря на отмеченные недостатки — нормативный подход, отражая важный аспект политики, имеет полное право на существо­вание. В нем выражается стремление людей, общества окультурить, гуманизировать и рационализировать политику, внести в нее нравственное начало.

В нормативных трактовках отражается влияние на политику нравственности, культуры, религиозных ценностей. Поэтому нормативные дефиниции политики, наряду с экономи­ческими, стратификационными и правовыми, входят в группу ее социологических трактовок. Вторая наиболее распространенная группа дефиниций политики - субстанциальные определения. Они ориентируется на раскрытие той первоосновы, ткани, из которой состоит политика. В этой группе определений существуют несколько трактовок политики.

Самая распространенная из них — это трактовка политики как дейст­вий, направленных на власть: ее обретение, удержание и использо­вание. Политика, писал М. Вебер, это "стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает". Некоторые из сторонников "властного" подхода к политике акцентируют внимание на искусстве, технике, способах и средствах борьбы за власть и ее использования.

Так, один из основателей политической науки, Н. Макиавелли, еще в 1515г. характеризовал политику как "совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно исполь­зовать ее < > Итак, политика есть обращение с властью, заданное обстоятельствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций". "Властные" определения политики отражают ее сущность, важнейшее конституирующее качество.

Они конкретизируются и дополняются с помощью институциональных дефиниций. Последние характеризуют политику через организации, институты, в которых воплощается и материали­зуется власть, и прежде всего через важнейший институт — госу­дарство. Политика предстает в этом случае как "участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства". Некоторые из институциональных дефиниций политики отмечают возросшую роль в ней негосударственных институтов и прежде всего партий.

Так, вождь Коммунистической партии Китая Мао Цзедун, отражая главенствующую роль компартии в социа­листическом государстве, определял политику как "исходный пункт всех практических действий революционной партии. Она выражается в процессе этих действий и их результатах". Если "властные" и институциональные трактовки политики видят ее основу во власти и ее носителях-организациях, то антро­пологические определения пытаются отразить ее более глубокий источник, коренящийся в природе человека.

С этой точки зрения, политика — форма общения людей, способ коллективного существо­вания человека. Обоснование антропологического понимания поли­тики дал еще Аристотель. Он считал, что человек — существо полити­ческое, поскольку он — существо коллективное. Нормальная жизнь человека, удовлетворение его многообразных потребностей и обре­тение счастья возможны только при общении с другими людьми.

Высшей, по сравнению с семьей или же селением, формой такого общения и выступает политика. Ее превосходство над предполитическим общением состоит в том, что она представляет собой общение в государстве свободных и равных людей по нормам права, воплощающего справедливость, одинаковое отношение ко всем гражданам. С помощью политики, государства в общении людей достигается гармония. Современные антропологические концепции политики разделя­ют не все идеи Аристотеля, однако, как и он, считают политику органически присущей человеческому роду, укорененной в коллек­тивной природе человека, в общественном разделении труда и выте­кающем из этого сложном и противоречивом взаимодействии инди­видов.

Антропологические трактовки политики значительно обогащаются и дополняются ее конфликтно-консенсусными дефинициями. "Политическая теория, — пишет известный француз­ский политолог Морис Дюверже, — колеблется между двумя драма­тическими противостоящими интерпретациями политики. В соответ­ствии с одной политика является конфликтом, борьбой, в которой те, кто обладает властью, обеспечивают себе контроль над обществом и получение благ. В соответствии с другой точкой зрения политика представляет из себя попытку осуществить правление порядка и справедливости < > означает обеспечение интеграции всех граждан в сообщество". Конфликтные дефиниции политики акцентируют внимание на противоречиях, которые лежат в основе политики, определяют ее динамику.

С точки зрения таких противоречий политика рас­сматривается как деятельность по насильственному и мирному разре­шению конфликтов. Хотя общую окраску политике придает конфликт, она обычно невозможна без определенного консенсуса, согласия ее участников, основанного на их общей заинтересованности в общест­венном порядке, на признании правомерности власти и необходи­мости подчинения закону и т.п. Особенно важна роль консенсуса, объединяющего политических субъектов фактора в демократическом государстве, где предотвра­щение и разрешение конфликтов осуществляется на базе признания подавляющим большинством граждан таких основополагающих ценностей, как свобода личности, права человека, воля большинства, а также автономия и право на собственное мнение меньшинства.

Как отмечает известный американский политолог С. Ф. Хантингтон, при полном отсутствии социальных конфликтов нет политики, а при полном отсутствии социального консенсуса, общественной гар­монии невозможны политические институты.

Специфическую интерпретацию и развитие конфликтно-консенсусные трак­товки политики получили у видного немецкого политолога Карла Шмитга.

Нередко его концепцию поли­тики рассматривают как самостоятельное, оригинальное направление в понимании "политического". Согласно К. Шмитгу, политика не имеет собственной основы, субстрата. «"Политическое" способно черпать свою силу из различных областей общественной жизни, из религиозных, экономических, нравственных и других противоречий. Оно характеризует не какую-то собственную, специфическую сферу жизнедеятельности, но только степень интенсивности объединения (ассоциации) или разъединения (диссоциации) людей, мотивы которых могут быть религиозными, национальными (в этническом или куль­турном смысле), экономическими или другими и в различные време­на вызывают различные соединения или разъединения». Политическое качество возникает в результате "уплотнения" общественных противоречий, их осознания как отношений "друзей" — "врагов". Враг — это кто-то "чужой", представляющий угрозу данному субъекту или его интересам, друг же — это союзник, помощ­ник в достижении целей.

К. Шмитг придает отношениям "друг — враг" конституирующее, создающее политику значение, оставляя в тени объективные основы политической дифференциации людей. На наш взгляд, его концеп­ция хорошо объясняет субъективное переживание политики, ее эмо­циональную мотивацию.

Однако отношения "друзья — враги" — это лишь один из важнейших аспектов политики, далеко не охваты­вающий всего ее содержания.

Динамический, процессуальный характер политики раскрывают ее деятельностные определения. Они характеризуют политику как процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества реше­ний. Такая интерпретация политики позволяет проанализировать важнейшие стадии ее осуществления. К таким стадиям относятся: определение целей политики, принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов для реализации этих целей; регулирование политической деятельности; контроль за ней; анализ полученных результатов и определение новых целей политики.

Деятельностная интерпретация политики широко используется, в частности, в теории политических решений. Она применяется также в телеологических трактовках политики, рассматривающих ее как деятельность по эффективному достижению коллективных целей. Как писал патриарх американской социологии Т. Парсонс, политика представляет собой совокупность "способов организации определенных элементов тотальной системы в соответствии с одной из ее фундаментальных функций, а именно эффективного коллективного действия для достижения общих в телеологических дефинициях политики подчеркиваются два ее конституирующих момента: коллективная природа деятельности (причем это деятельность крупных социальных групп: классов, на­ций, государств и т.п.) и сознательный, целенаправленный характер.

В политике частные цели индивидов "вырастают" до общегосу­дарственных. Телеологические определения политики, как это видно из харак­теристики, данной Парсонсом, широко используются в рамках системного анализа общества. С системной точки зрения политика является относительно самостоятельной системой, сложным соци­альным организмом, целостностью, отграниченной от окружающей среды — остальных областей общества — и находящейся с ней в не­прерывном взаимодействии.

Политическая система заботится о само­сохранении и призвана удовлетворять целый ряд общественных пот­ребностей, важнейшая из которых интеграция общества.

Системная интерпретация политики получила детальное обосно­вание и развитие в разнообразных теориях политических систем, первыми и наиболее значительными из которых были концепции американских политологов Д. Истона и Г. Алмонда. Рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определений, хотя и отражают важнейшие из них. Такое обилие научных характеристик объясняется прежде всего слож­ностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств и общественных функций.

Обобщая различные дефиниции, можно определить политику как деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общест­ва решений, осуществляемых с помощью государственной власти. 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Политика как явление общественной жизни

Она неразрывно связана с самыми глубокими основа­ми человеческой цивилизации.Как отмечал еще в V в. до н.в. вели­чайший ум античности Аристотель,… Политические знания и культура нужны сегодня любому челове­ку, независимо от… Поэтому сознательное формирование политической культуры как искусства совместного цивилизованного проживания людей в…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие политики

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Структура политики
Структура политики. Политика существует в различных формах — в виде мышления, речи и поведения людей. Она имеет сложное строение. В научной литературе выделяются различные аспекты и составные части

Функции политики
Функции политики. С общегосударственным, макроуровнем, политики обычно связывают ее основ­ные функции в обществе. Они характеризуют важнейшие направ­ления воздействия политики на общество. К

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги