Понятие политики

Понятие политики. Многообразие определений " Политика" — одно из наиболее распространенных и многозначных слов в русском языке, да и во многих других языках мира. В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь это деятельность руководителя государства, партии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненное определенной цели. Под поли­тикой понимают также искусство возможного, а нередко характе­ризуют ее как "грязное дело". Такой разброс обыденных представлений о политике связан не только с недостаточно четкими, ограниченными или же просто ошибочными знаниями о ней различных людей, но в первую очередь со сложностью, многогранностью, богатством проявлений этого феномена.

Научные трактовки термина "политика" отличаются от повсе­дневных представлений строгой логической аргументацией, обобщенностью и систематизацией, хотя и не исключают некото­рой противоречивости мнений.

Разнообразные научные определения политики могут быть систематизированы и подразделены на несколько групп, каждая из которых внутренне дифференцирована.

Критериями выделения таких групп служат используемые для характеристики политики общие исследовательские подходы: социологический, субстан­циальный (выясняющий материю, основу явления) и системный, а также акцентированные в определениях политики ее важнейшие конституирующие качества и функции в обществе.

В соответствии с этими подходами можно выделить три группы определений по­литики: социологические, субстанциальные и научно сконструи­рованные, связанные со специфической интерпретацией политики. Социологические определения политики, основываясь на социологическом подходе, характеризуют ее через другие общественные явления: экономику, соци­альные группы, право, мораль, культуру, религию.

В соответствии с отражаемой сферой общества их можно подразделить на экономичес­кие, стратификационные (социальные), правовые, этические (норма­тивные) и т.д. Экономические определения политики, наиболее ярко представ­ленные в марксизме и других концепциях экономического детерми­низма, характеризуют политику как надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики, ее потреб­ностей и интересов. Политика как специфическая область общест­венной жизни в этом случае утрачивает свою самостоятельность, сохраняя лишь относительную, ограниченную автономию. В целом же она определяется объективными экономическими законами, не зависящими от воли политических авторов (субъектов). Определения политики в духе экономического детерминизма подчеркивают лишь один из важнейших источников политики.

Обычно они гипертрофируют влияние экономических потребностей на политику, недооценивают ее самостоятельность. Опыт истории, и прежде всего более чем 70-летнее существование командно-административного социализма, свидетельствует, что не только экономика оказывает сильное влияние на политику, но и последняя может выступать по отношению к экономике командной, главен­ствующей силой.

Поэтому с точки зрения науки представляется более плодотворным рассматривать взаимоотношение экономики и политики как взаимодействие равнозначных и равноправных областей общественной жизни. Важной составной частью социологических определений политики являются ее стратификационные дефиниции.

Он трактуют политику как соперничество определенных общественных групп: классов и наций (марксизм) или же заинтересованных групп (А. Бентли, Д. Трумэн и другие). Если марксистские трактовки политики как борьбы между классами в современном мире во многом утратили свое влияние, то теория заинтересованных групп получила широкое распространение и раз­витие, и в частности она представлена в плюралистических концеп­циях демократии, трактующих политику в современном демокра­тическом государстве как соперничество разнообразных заинтересо­ванных групп, обеспечивающее баланс, равновесие общественных интересов.

В истории политической мысли, в том числе и среди современ­ных теоретиков, достаточно широко представлены правовые концеп­ции политики. Они считают политику, государство производными от права и прежде всего от естественных прав человека, которые лежат в основе публичного права, законов и деятельности государ­ства. Яркий пример правовой концепции политики — ее контр­активистские ("общественного договора") теории, представленные такими видными мыслителями, как Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо, Кант. Суть этих теорий состоит в трактовке политики и прежде всего государства как специализированной деятельности по охране присущих каждому человеку от рождения фундаментальных прав: на жизнь, свободу, безопасность, собственность и т.д. В современной научной литературе широко представлены и противоположные правовым концепциям политики теории.

Они рассматривают право как порождение политики, важнейшее средство ее реализации, инструмент создания стабильного политического порядка.

Право непосредственно создается государством и основано на политической воле и государственной целесообразности. В политологии до сих пор остается спорным вопрос "связано ли право лишь исключительно с существованием государства или же ему органично присущи некоторые черты (и особенно принцип справедливости), которые вытекают из догосударственного права и предшествуют государственному праву". Правовая трактовка политики непосредственно примыкает к ее этическим (нормативным, ценностным) дефинициям.

Это ярко проявляется в концепциях, признающих догосударственное существование естественного права в форме моральных принципов человеческого сообщества. В целом же нормативные понятия политики - важное направление ее социологической трактовки. Используемый в них нормативный подход предполагает рассмотрение политики исходя из идеалов, ценностей, целей и норм, которые она должна реа­лизовать.

Анализируемая под этим углом зрения, политика представ­ляет собой деятельность, направленную на достижение общего блага. Ее высшей ценностью является общее благо, включающее такие более частные ценности, как справедливость, мир, свобода и др целью —служение этому общему благу, нормами — конкретные правила, законы, ведущие к его достижению. Нормативная трактовка политики возникла в глубокой древ­ности. Так, еще Аристотель считал политику высшей формой жизнедеятельности человека, поскольку через нее во взаимоотно­шениях между людьми утверждается справедливость и достигается благо каждого. "Справедливость, — писал он, — имеет место толк политической жизни, потому что весь строй политического общежития держится на праве". Нормативные трактовки политики имеют как сильные, так и слабые стороны.

Их достоинство состоит в том, что в них выражается гуманистический идеал, в соответствии с которым должна строиться политика. Такой идеал ориентирует участников политики на общественно ценное поведение.

В то же время нормативный под­ход оперирует достаточно многозначными, не всегда четко опре­деленными категориями, допускающими возможность различной трактовки общественного блага. Тем самым создаются предпосылки для маскировки, камуфлирования корыстных интересов различных политических сил. Слабость данного подхода проявляется также в большом рас­хождении понимания политики как деятельности по достижению общего блага и реальности, которая свидетельствует о широком распространении в политике эгоистической мотивации.

Кроме того, не все действия по обеспечению общего блага являются полити­ческими. Многие люди совершают общественно полезные, благород­ные поступки, движимые нравственными или же религиозными мотивами. Несмотря на отмеченные недостатки — нормативный подход, отражая важный аспект политики, имеет полное право на существо­вание. В нем выражается стремление людей, общества окультурить, гуманизировать и рационализировать политику, внести в нее нравственное начало.

В нормативных трактовках отражается влияние на политику нравственности, культуры, религиозных ценностей. Поэтому нормативные дефиниции политики, наряду с экономи­ческими, стратификационными и правовыми, входят в группу ее социологических трактовок. Вторая наиболее распространенная группа дефиниций политики - субстанциальные определения. Они ориентируется на раскрытие той первоосновы, ткани, из которой состоит политика. В этой группе определений существуют несколько трактовок политики.

Самая распространенная из них — это трактовка политики как дейст­вий, направленных на власть: ее обретение, удержание и использо­вание. Политика, писал М. Вебер, это "стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает". Некоторые из сторонников "властного" подхода к политике акцентируют внимание на искусстве, технике, способах и средствах борьбы за власть и ее использования.

Так, один из основателей политической науки, Н. Макиавелли, еще в 1515г. характеризовал политику как "совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно исполь­зовать ее < > Итак, политика есть обращение с властью, заданное обстоятельствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций". "Властные" определения политики отражают ее сущность, важнейшее конституирующее качество.

Они конкретизируются и дополняются с помощью институциональных дефиниций. Последние характеризуют политику через организации, институты, в которых воплощается и материали­зуется власть, и прежде всего через важнейший институт — госу­дарство. Политика предстает в этом случае как "участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства". Некоторые из институциональных дефиниций политики отмечают возросшую роль в ней негосударственных институтов и прежде всего партий.

Так, вождь Коммунистической партии Китая Мао Цзедун, отражая главенствующую роль компартии в социа­листическом государстве, определял политику как "исходный пункт всех практических действий революционной партии. Она выражается в процессе этих действий и их результатах". Если "властные" и институциональные трактовки политики видят ее основу во власти и ее носителях-организациях, то антро­пологические определения пытаются отразить ее более глубокий источник, коренящийся в природе человека.

С этой точки зрения, политика — форма общения людей, способ коллективного существо­вания человека. Обоснование антропологического понимания поли­тики дал еще Аристотель. Он считал, что человек — существо полити­ческое, поскольку он — существо коллективное. Нормальная жизнь человека, удовлетворение его многообразных потребностей и обре­тение счастья возможны только при общении с другими людьми.

Высшей, по сравнению с семьей или же селением, формой такого общения и выступает политика. Ее превосходство над предполитическим общением состоит в том, что она представляет собой общение в государстве свободных и равных людей по нормам права, воплощающего справедливость, одинаковое отношение ко всем гражданам. С помощью политики, государства в общении людей достигается гармония. Современные антропологические концепции политики разделя­ют не все идеи Аристотеля, однако, как и он, считают политику органически присущей человеческому роду, укорененной в коллек­тивной природе человека, в общественном разделении труда и выте­кающем из этого сложном и противоречивом взаимодействии инди­видов.

Антропологические трактовки политики значительно обогащаются и дополняются ее конфликтно-консенсусными дефинициями. "Политическая теория, — пишет известный француз­ский политолог Морис Дюверже, — колеблется между двумя драма­тическими противостоящими интерпретациями политики. В соответ­ствии с одной политика является конфликтом, борьбой, в которой те, кто обладает властью, обеспечивают себе контроль над обществом и получение благ. В соответствии с другой точкой зрения политика представляет из себя попытку осуществить правление порядка и справедливости < > означает обеспечение интеграции всех граждан в сообщество". Конфликтные дефиниции политики акцентируют внимание на противоречиях, которые лежат в основе политики, определяют ее динамику.

С точки зрения таких противоречий политика рас­сматривается как деятельность по насильственному и мирному разре­шению конфликтов. Хотя общую окраску политике придает конфликт, она обычно невозможна без определенного консенсуса, согласия ее участников, основанного на их общей заинтересованности в общест­венном порядке, на признании правомерности власти и необходи­мости подчинения закону и т.п. Особенно важна роль консенсуса, объединяющего политических субъектов фактора в демократическом государстве, где предотвра­щение и разрешение конфликтов осуществляется на базе признания подавляющим большинством граждан таких основополагающих ценностей, как свобода личности, права человека, воля большинства, а также автономия и право на собственное мнение меньшинства.

Как отмечает известный американский политолог С. Ф. Хантингтон, при полном отсутствии социальных конфликтов нет политики, а при полном отсутствии социального консенсуса, общественной гар­монии невозможны политические институты.

Специфическую интерпретацию и развитие конфликтно-консенсусные трак­товки политики получили у видного немецкого политолога Карла Шмитга.

Нередко его концепцию поли­тики рассматривают как самостоятельное, оригинальное направление в понимании "политического". Согласно К. Шмитгу, политика не имеет собственной основы, субстрата. «"Политическое" способно черпать свою силу из различных областей общественной жизни, из религиозных, экономических, нравственных и других противоречий. Оно характеризует не какую-то собственную, специфическую сферу жизнедеятельности, но только степень интенсивности объединения (ассоциации) или разъединения (диссоциации) людей, мотивы которых могут быть религиозными, национальными (в этническом или куль­турном смысле), экономическими или другими и в различные време­на вызывают различные соединения или разъединения». Политическое качество возникает в результате "уплотнения" общественных противоречий, их осознания как отношений "друзей" — "врагов". Враг — это кто-то "чужой", представляющий угрозу данному субъекту или его интересам, друг же — это союзник, помощ­ник в достижении целей.

К. Шмитг придает отношениям "друг — враг" конституирующее, создающее политику значение, оставляя в тени объективные основы политической дифференциации людей. На наш взгляд, его концеп­ция хорошо объясняет субъективное переживание политики, ее эмо­циональную мотивацию.

Однако отношения "друзья — враги" — это лишь один из важнейших аспектов политики, далеко не охваты­вающий всего ее содержания.

Динамический, процессуальный характер политики раскрывают ее деятельностные определения. Они характеризуют политику как процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества реше­ний. Такая интерпретация политики позволяет проанализировать важнейшие стадии ее осуществления. К таким стадиям относятся: определение целей политики, принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов для реализации этих целей; регулирование политической деятельности; контроль за ней; анализ полученных результатов и определение новых целей политики.

Деятельностная интерпретация политики широко используется, в частности, в теории политических решений. Она применяется также в телеологических трактовках политики, рассматривающих ее как деятельность по эффективному достижению коллективных целей. Как писал патриарх американской социологии Т. Парсонс, политика представляет собой совокупность "способов организации определенных элементов тотальной системы в соответствии с одной из ее фундаментальных функций, а именно эффективного коллективного действия для достижения общих в телеологических дефинициях политики подчеркиваются два ее конституирующих момента: коллективная природа деятельности (причем это деятельность крупных социальных групп: классов, на­ций, государств и т.п.) и сознательный, целенаправленный характер.

В политике частные цели индивидов "вырастают" до общегосу­дарственных. Телеологические определения политики, как это видно из харак­теристики, данной Парсонсом, широко используются в рамках системного анализа общества. С системной точки зрения политика является относительно самостоятельной системой, сложным соци­альным организмом, целостностью, отграниченной от окружающей среды — остальных областей общества — и находящейся с ней в не­прерывном взаимодействии.

Политическая система заботится о само­сохранении и призвана удовлетворять целый ряд общественных пот­ребностей, важнейшая из которых интеграция общества.

Системная интерпретация политики получила детальное обосно­вание и развитие в разнообразных теориях политических систем, первыми и наиболее значительными из которых были концепции американских политологов Д. Истона и Г. Алмонда. Рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определений, хотя и отражают важнейшие из них. Такое обилие научных характеристик объясняется прежде всего слож­ностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств и общественных функций.

Обобщая различные дефиниции, можно определить политику как деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общест­ва решений, осуществляемых с помощью государственной власти. 2.