Реферат Курсовая Конспект
Работа сделанна в 2006 году
Политическая культура - Реферат, раздел Политика, - 2006 год - Министерство Образования И Науки Украины Национальный Технический Университет...
|
Министерство образования и науки Украины Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт» Кафедра политологии Реферат по курсу «политологии» по теме «Политическая культура» Выполнила Студентка IV курса Группы ЛА-31 Клименко Т.В. Проверила Лобанова И.В. Киев-2006 Содержание Вступление. 1.Политическое сознание. 2.Тенденции развития политической культуры. 3. Этносы, культура и политика. 4. Анализ политической культуры. 1.Поведенческий подход. 2. Субъективистский подход. 3.Интерпретационный подход. Вывод. Литература.
Вступление Культура охватывает все, что создано человеческим трудом, включая материальные и нематериальные продукты человеческой деятельности. Во-вторых, значение слова «культура» означает улучшение и облагораживание человеческих обычаев и способов поведения. В-третьих, термин «культура» употребляется в более узком значении, включая высшие создания человека, такие как науку, искусство, религию, литературу, политические и социальные идеи. Термин «политическая культура» часто встречается на страницах публицистики, где в последнее время она чаще всего упоминается в связи с ее дефицитом в повседневной жизни. При этом политическая культура в обыденном понимании трактуется весьма произвольно.
Неоднозначность ее понимания можно отчасти объяснить происходящими в обществе процессами, переоценкой прежних представлений на многие общественно-политические явления.
Хотя выявление специфических культурных признаков тех или иных политических систем старо, как сама политическая наука, современному употреблению термина "политическая культура" около сорока лет. Впервые он был предложен Г.Алмондом в статье "Сравнительные политические системы" , где автор определил политическую культуру как "специфический образец ориентаций к политическому действию". Каждая политическая система, утверждал он, функционирует в рамках специфического образца такого рода ориентаций, следовательно, для каждой из систем существуют определенные ограничения, учитывая которые, можно прогнозировать дальнейшее политическое развитие.
Политика как сфера деятельности людей также является одной из форм культуры, сквозь призму культуры оцениваются многие аспекты политической жизнедеятельности. Политическая культура отражает, во-первых, качественное состояние политической жизни, уровень ее демократизма, эффективность функционирования политической системы. Во-вторых, — способ деятельности людей в сфере социально-политических отношений.
В-третьих, — определенный уровень социально-политической активности, степень компетентности граждан, участвующих в политической деятельности. Давая общую характеристику политической культуры, можно сказать, что она представляет собой определенный тип поведения людей в сфере политики, сложившиеся механизмы и способы отношения к власти и ее реализации.
По своей сути политическая культура разнородна в различных социальных системах. Политическая культура оценивается не только по вертикальному, но и по горизонтальному измерению. Нельзя представлять социальный прогресс как явление поступательного восхождения от одной формации к другой, от одного типа культуры к другому, более высокому: от средневековья к буржуазности, от буржуазности к социализму. Было бы ошибкой утверждать, что средневековье выше античности; это разные типы культуры.
Каждому обществу соответствует свой тип политической культуры, обусловленный историческими особенностями. Не вдаваясь специально в их классификацию, для примера можно назвать три «чистых типа политической культуры»: 1) патриархальная политическая культура, в которой у граждан отсутствует интерес к политической системе; 2) подданическая политическая культура, которая отличается сильной ориентацией на политическую систему, но слабым участием в ее функционировании; 3) активистская политическая культура, когда граждане заинтересованы не только в том, что им дает политическая система, но также и в том, что они могут играть активную роль в этой системе. 1. Политическое сознание. Политическая жизнь общества представляет собой процесс и результат политической деятельности различных социальных групп, слоев, личностей и создаваемых ими политических институтов.
Этот процесс, характер поведения субъектов в политической жизни определяется множеством факторов, среди которых экономические, социально-классовые, национальные, а также идеологические, социально- психологические, культурные.
Поскольку в философском аспекте общественное сознание рассматривается как отражение общественного бытия, политическое сознание выступает как отражение политического бытия, т. е. формируется под воздействием всей системы политической жизни, практики политических отношений. Кроме этого, характер политического сознания, как и сама политическая жизнь, во многом предопределяется складывающимися в обществе социально-экономическими, историческими, национальными, культурными и другими предпосылками.
Необходимо отметить, что политическое сознание — не пассивное отражение политического бытия. Оно способно опережать практику, прогнозировать развитие политических процессов, а также оказывать огромное воздействие на политическую жизнь, а через нее — на все другие сферы общественной жизни, определять направленность политической деятельности социальных общностей и индивидов.
Поэтому в практике управления общественными процессами важно учитывать состояние политического сознания как общества в целом, так и отдельных классов, слоев, групп, стремиться к достижению консенсуса в политических позициях, способствовать формированию такого сознания, которое наиболее полно выражает потребность социального прогресса страны. Политическое сознание — явление весьма сложное, связанное с противоречивым характером развития всех сторон жизни.
В нем можно выделить несколько уровней. Оно может выступать на уровнях эмпирического и теоретического, обыденного и научного, идеологического и социально-политического. Неоднородно оно и по социальным функциям. Политическое сознание может быть консервативным или радикальным, реформистским или революционным и др. Политическое сознание необходимо подразделять на эмпирическое (обыденное) и теоретическое. Первое характеризует непосредственно практический опыт субъекта, второе — совокупность идей и взглядов класса, социального слоя или группы людей, возникающих непосредственно из будничной жизни. Оно отличается от первого тем, что в его содержании имеются идеологические и теоретические элементы.
Обоим присущи ярко выраженные социально-психологические черты: чувства, настроения, эмоции, импульсивность, острота восприятия политических процессов и действий, что придает им особую динамичность, гибкость, способность чутко реагировать на изменившиеся политические условия.
Политическое теоретическое сознание представляет более высокий уровень. Это совокупность идей, взглядов, учений, возникающих на основе научного исследования политических отношений, процессов, институтов и проникновения в их сущность, выявления глубинных взаимосвязей и противоречий, закономерностей развития. Теоретическое сознание выступает стержнем политической идеологии. Политическая идеология — целостное, систематизированное отражение на теоретическом уровне коренных интересов определенного класса, нации, социальной группы, связанных с борьбой за власть и ее осуществление в защиту данных интересов.
Необходимо различать теоретический и идеологический уровни политического сознания. Наука дает знание о предметах или явлениях действительности, будучи совершенно беспристрастной, объективной. Идеология, давая знание, вместе с тем выражает определенное социальное отношение к предмету знания. Это обусловлено социальными интересами классов, с позиций которых в идеологии отражается действительность.
Нередко можно встретить термин «массовое сознание», который употребляется обычно социологией. Массовое сознание — это широкая совокупность самых различных духовных образований на уровнях психологии и идеологии, эмоций и логики, обыденного и теоретического знания, рациональных и далеких от науки представлений. Появление массового политического сознания связано с ростом массы людей, участвующих в политической жизни, неоднородным составом участников, усложнением социальных политических отношений в современных условиях.
Политическое сознание является ядром политической культуры личности. Именно оно определяет содержательное богатство политической культуры личности, ее направленность и ценностную ориентацию; направляет политическое действие личности и «указывает» ей на средства и методы политической деятельности, образующие политическую культуру. Политическая культура аккумулирует особый исторический опыт людей и передает его от одного поколения к другому, способствует внедрению его в повседневную практику людей, выражаясь в их политическом сознании и поведении.
Вот почему следует данный феномен рассматривать как диалектическое единство политической активности, сознательности и культуры деятельности в области политики. 2.
Сегодня люди заинтересованно реагируют на происходящие политические ... В-третьих, для становления новой политической культуры характерна откр... В результате манипуляций сознанием у людей теряется самостоятельная оц... Политическая культура рациональна по своей природе, поэтому она не мож... Конечно, легче, как делают некоторые, перечеркнуть и предать анафеме в...
В коммунистических обществах, по этой логике, вообще отсутствовали как... К этой методологической ошибке добавлялась и другая: зачастую реально... Односторонняя приверженность бихевиоризму проявилась и в другом недос... Естественное поле . 12).
приложения этой концепции — мир западных демократий, где легко осуществим сбор эмпирических данных, необходимых для верификации любой гипотезы относительно степени распространения в обществе тех или иных политических ценностей.
Недостаток реальных данных, действительно, стал серьезным препятствием для использования модели гражданской культуры при изучении политической жизни коммунистических стран, но преимущества данного подхода показались советологам все же более значительными. Теоретическая дисциплина может считать себя подлинной наукой только в том случае, если ее принципы имеют универсальное применение, поэтому не стоит удивляться тому факту, что использование политико-культурного подхода при изучении советского опыта приветствовалось бихевиористами и вызвало немалый интерес и у части несоветологов.
Субъективистский подход к политической культуре стал общепризнанным в советологии на протяжении 70-80-х годов, постепенно вытесняя господствовавший ранее поведенческий подход. Исследования по советологии, используя, таким образом, большее число источников, стали признанной и весомой частью политической науки. К середине 80-х годов представление о том, что репрессивная ориентация советского государства обусловлена российской политическо-культурной традицией, приобрело популярность настолько, что Уайт, редактор ведущего в этой области журнала "Советские исследования" (в настоящее время — "Исследования Европы—Азии"), отмечал даже: "едва ли в чем-то еще существует такое искреннее согласие ученых" . 4.3.Интерпретационный подход. Хотя доминирующими подходами к политической культуре оставались "поведенческий" и "субъективистский", в науке постепенно получил признание иной подход, называемый "символистским" или "интерпретационным". Его развивали такие ученые, как А.Вилдавский, Л.Диттмер, Х.И.Виарда и Р.Такер. Интерпретивисты давали более широкое определение культуре, чем их оп-поненты-бихевиористы.
Согласно Такеру, такое расширенное толкование 48 призвано было переориентировать науку о политической культуре с анализа политических систем как отражения форм поведения (для бихевиорстов психологические предпочтения граждан могут быть интерпетированы только через анализ образцов их реального политического поведения) к их восприятию как "комплексов реальных и идеальных культурных образцов". Иначе говоря, интерпретивисты предполагали, что образцы политических действий граждан и их настроения оказывают влияние друг на друга, и политическая культура формируется путем их сочетания. Как пишет К.Гиртц: "Веря вместе с Максом Вебером, что человек является животным, опутанным сетями значимости, которые он сам сплел, я считаю культуру этими сетями, поэтому анализировать ее должна не экспериментальная наука, занимающуая поиском закона, а интерпретирующая наука, ищущая значение". Такое постбихевиористское определение политической культуры восходит к антропологии.
Не ограничивая политическую культуру субъективной ориентацией в политике, антропологи исследуют ее как "изученный и передающийся путь жизни". Этот "путь жизни" имеет "откровенные" аспекты, например, образцы поведения, наблюдаемые в обществе, и аспекты "тайные", включающие в себя те знания, отношения и ценности, которыми обладают члены сообщества и которые они передают из поколения в поколение.
Антропологический подход к политической культуре требует выяснения ценностных детерминант сознания на более длительном интервале времени.
Диттмер рассматривает знание о политической культуре как "раздел политической науки касающийся контекста значения политического действия" но не "непосредственно действия за исключением тех, которые влияют или некоторым способом воздействуют на контекст значения". Ученые, рассматривавшие специфическое поведение наиболее существенной функцией политической культуры, оценивали интерпретирующий подход как "простую политическую этнографию". Вывод. Концепция "политической культуры" имела в качестве одной из своих задач увеличить политическую активность общественной науки, условно говоря, легитимизировать экспорт демократической политики с помощью воспитания идеально соответствующей ей культуры.
Действительно, многие из последующих работ Алмонда и его коллег, С.Вербы и Л.Пая, посвященных "демократической модернизации", способствовали созданию своеобразной формулы, следуя которой западные государства могли бы оказывать поддержку демократическому развитию стран третьего мира. Алмонд признавался, что политическая суматоха, все более захватывающая мир, не позволяет изучать политику в Европе и Азии отстраненно и равнодушно, т.е. лишь "с некоторым любопытством или как интересную патологию" Хотя политическая культура наполняется сегодня новым содержанием, характеризуется специфическими чертами, но тем не менее она не может рассматриваться вне общего понятия «культура», трактовка которого в литературе имеет, как отмечалось выше, много значений.
Интерпретирующий подход к политической культуре открывает новые и лучшие, на мой взгляд, перспективы для оживления в том числе и постсоветских исследований, устраняя два основных недостатка господствующего подхода — представления, а во-первых, об однородной и стабильной, а не многоликой и изменчивой политической культуре, во-вторых, о возможности измерить степень распространения тех или иных ценностей в обществе посредством количественного анализа образцов поведения.
Литература. 1.Альмонд Г Верба С. Гражданская культура и стабильность // Полис 1992 № 4 С.122-134. 2.Кейзеров Н.М. О соотношении гражданской и политической культуры // Соц полит. науки 1991 № 7 С.121-128. 3.Современные зарубежные исследования политико-правовой культуры России: Сб. обзоров /АН СССР ИНИОН М 1988 134 с. 4.Разумов А. Историческое сознание - политическая культура // Коммунист 1991 № 4 С.6-17. 5.Щегорцов В.А. Политическая культура: модели и реальность М.: ИНИОН, 1990 171 c.
– Конец работы –
Используемые теги: Политическая, Культура0.052
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Политическая культура
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов