Человечество как глобальная общность

Человечество как глобальная общность. Итак, именно человечество предстает в виде глобальной общности.

Термин общность предпочтительнее термина система, так как он шире и включает в себя последний, оставляя простор для осмысления человечества в качестве несистемного объекта или же объекта, которому в принципе свойственны разные типы организации и системный, и несистемный. Во всяком случае, введение термина общность позволяет избежать абсолютизации системного подхода, и это напоминает ситуацию начала 30-х годов, когда Николай Кондратьев обратился к понятию совокупность, полемизируя с системной позицией Николая Бухарина.

Понятие глобальность следует четко развести с понятием эволюция человечества, не допустить растворения первого во втором, ибо глобальность характеризует лишь один из аспектов эволюции человечества - взаимосвязанность, взаимосоотнесенность.

Наряду с этим действуют и другие механизмы - членения-дифференциации или - несколько в ином ракурсе - диверсификации. Оба этих механизма, в свою очередь, вписаны в две ветви самоорганизующейся эволюции - упорядочивания и беспорядка, и хаос тем самым являет собой особо сложную форму порядка. Итак, я сужаю понятие глобализации, отчленяя его от целостного предмета нашего исследования - человечества, и это первый шаг в развертывании концепции глобальной общности человечества.

Второй шаг состоит в определении структуры глобальной общности, или глобальности globalitй, globality как структуры. Последняя может быть описана через взаимосоотнесенность трех начал человеческого бытия природного биологического и небиологического, социального и субъектного или деятельностного. Структура или ядро воплощает, если так можно сказать, абсолютное бытие глобальной общности - в том виде, в каком она создана процессами антропосоциогенеза.

Мотором исторической динамики выступает противоречие между глобальной общностью как родовым образованием и как ее индивидуальным воплощением. Иначе говоря, основное противоречие реализуется в двух формах бытия человечества - родовой и индивидуальной - через опосредующие их различного рода совокупности социальные, этнические, конфессиональные и развертывается в смене доминант - природного и социального начал. Историю глобальной общности можно разделить - оставляя в стороне переходы - соответственно на эпохи доминирующего природного начала и доминирующего социального начала.

А ныне, в конце XX века, мы вступаем в период, когда меняется сам принцип ее структурирования - от доминирования того или иного начала к их равноположенности. Что касается субъектного начала, то оно играет решающую роль в периоды смены эпох глобальной общности, выполняя роль своего рода переключателя, который или переводит доминанту одного начала в доминанту другого, или - на нынешнем этапе - призван перевести стрелку эволюции с принципа доминирования на принцип равноположенности.

Смена принципов структурирования знаменует критический момент в эволюции глобальной общности с одной стороны, исчерпана доминантная роль социального начала, а с другой - открывается необходимость сбалансировать все три начала. Такая ситуация может означать исчерпание одной - социальной - ветви эволюции человечества и деформацию другой - природной, а также необходимость продолжения эволюции через перестройку всех трех ее ветвей социальной, биологической и небиологической.

Исчерпание и последующая реконструкция социальной ветви, ее баланс с другими ветвями отражены в феномене исторического полиморфизма возрождение культурных, этнических, религиозных общностей, который, не будучи ни архаизацией, ни демодернизацией, включает в себя эти возрожденные формы как моменты обретения историей ее подлинной полноты, как процесс восполнения и наполнения истории. Третий шаг в развертывании нашей концепции - это описание уже не ядра, а отдельных, частичных параметров глобальной общности ее организации строение, состава, отношений, типа развития.

По совокупности общих и частичных параметров эволюцию глобальной общности можно подразделить на три этапа протоглобализация - от неолитической революции до Осевого времени зарождение глобальной общности - от Осевого времени до эпохи Просвещения и индустриальной революции формирование глобальной общности - последние 200 лет до конца нашего века. Ныне, на рубеже второго и третьего тысячелетий, подходит к концу первая большая эпоха включающая в себя все три упомянутых этапа в истории глобальной общности и возникает возможность ее качественной трансформации в условиях, когда становится проблематичным само бытие homo sapiens. Переход к этой, второй эпохе глобальной общности может сопровождаться кризисом такого масштаба, с которым несопоставимы кризисы всех остальных времен неолитической революции, Осевого времени, индустриализма.

Чтобы представить себе сложность ситуации смены эпох, охарактеризуем вкратце тот аспект эволюции глобальной общности, который отражен в ее исторических типах.

Глава 2.