рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения

Работа сделанна в 2008 году

Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения - раздел Политика, - 2008 год - Возникновение и развитие политических учений Политическая Мысль Средневековья И Эпохи Возрождения. В Период Средневековья ...

Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения. В период Средневековья в различных странах происходят политические процессы: первоначально создаются достаточно крупные, но слабо интегрированные монархии, которые затем распадаются на раздробленные политические образования, затем наступает фаза расцвета сословно-представительных монархий и, наконец, фаза абсолютных монархий.

Католическая: церковь безраздельно господствовала в духовной жизни Европы этого периода.

Политическая наука в руках церкви стала простой отраслью богословия, догматы религии приобрели форму законов.

Шла постоянная борьба между духовной и светской властью, вопрос приоритета одной из них стал центральным вопросом политических доктрин. Обе стороны искали и находили аргументы в свою пользу в Священном писании. Политическая мысль Средневековья восприняла и продолжила развитие ряда идей античного периода (о государстве, его формах, о его естественном происхождении и др.). Примером попыток соединения античных учений, в частности идей Аристотеля с христианскими догмами, была политическая теория Фомы Аквината (1226-1274 гг.). Блестяще образованный монах-ученый признает естественное происхождение государства, которое должно служить общему благу, но вводит различение сущности, происхождения (формы) и использования государственной власти.

Отношения господства и подчинения - сущность власти, такой порядок - от Бога. Конкретные же формы ее имеют естественное происхождение, а при использовании власти возможны и злоупотребления.

Если действия властей противоречат интересам церкви, то подданные вправе им сопротивляться. Фома Аквинат вернул в научный оборот понятие «естественный закон». В XIV-XVI вв. начинаются социально-экономические процессы, приведшие в итоге к складыванию в Европе индустриального общества. Недовольство католической церковью переросло в настоящее массовое явление, называемое Реформацией. Ее деятели в различных странах (М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин и др.) способствовали укреплению светского понимания государства, главными ценностями которого являлись бы свобода совести, свобода мысли и пр. В политических доктринах ярко проявляется гуманизм, центральной проблемой становится проблема соотношения государства и личности.

Так возникает идеология Возрождения. Великий флорентиец Возрождения Н. Макиавелли (1469-1527 гг.) первым стал рассматривать политику как особую сферу научного исследования. Он считал, что народ не играет никакой роли в государстве, правитель сам определяет цели своей политики и добивается этих целей, используя любые средства, не считаясь с нормами морали, что мораль и политика не совместимы.

Макиавелли фактически впервые сформулировал идеологию централизованной монархической власти и в знаменитой книге «Государь» дал самодержцам исчерпывающие рекомендации по завоеванию и удержанию власти. XVI в. в Европе стал временем возникновения новых политических идей. Т. Мор становится родоначальником социалистической идеологии, в своеобразной религиозной интерпретации эти идеи присутствуют и в воззрениях Т. Мюнцера.

Французский мыслитель Ж. Боден сформулировал идею государственного суверенитета. В XIV-XVI вв. по мере освобождения от татаро-монгольского владычества идет процесс объединения русских земель вокруг Московского княжества. Монах псковского Елеазарова монастыря Филофей выдвигает доктрину «Москва - третий Рим», начинает складываться политическая идеология централизованного государства.

На пути этого процесса стали амбиции православной церкви, отстаивавшей приоритет своей власти над властью московского князя. В XVI в. разгорелась идейно-политическая борьба между «нестяжателями» и «иосифлянами». Идеолог «нестяжателей» Нил Сорский учил, что монахи должны стремиться к аскетизму, отказаться от земельной собственности, жить своим трудом. Сторонники монастырского землевладения и сильной власти церкви назывались «иосифлянами» (по имени лидера движения Иосифа Волоцкого). Московские цари Иван III и Василий III, будучи заинтересованными в секуляризации, оказывали определенную поддержку «нестяжателям», но были еще недостаточно сильны для решительного разрыва с монастырями. «Иосифлянам» удалось найти компромисс с царской властью: сохранение монастырского землевладения в обмен на признание приоритета светской власти.

В середине XVI в. назрел вопрос о создании централизованного русского государства. Первым эту задачу пытался осуществить Иван IV. Идейно-политическая борьба в обществе развернулась по поводу будущего государственного устройства, а также по поводу средств проведения этой политики.

Князь А. М. Курбский выступил как сторонник сословно-представительной монархии. Он предусматривал ограничение царской власти боярской думой, осуждал массовый террор в отношении старых боярских и дворянских родов. Сторонником абсолютизма являлся И. Пересветов, призывавший царя не останавливаться перед репрессиями, опираться в своей борьбе против знати на дворянское войско.

Пересветов был сторонником внешнеполитической экспансии России на восток и юг, предлагая. царю покорить Казанское ханство. Ивану IV не удалось до конца выполнить свою историческую задачу. Чудом избежав утраты государственного суверенитета, Россия в XVII в. стала сословно-представительной монархией. Век XVII в Европе начался голландской революцией. Знаменитый голландский мыслитель Г. Гроций (1583-1645 г.г.) считается одним из создателей концепций «естественного права» и «общественного договора», которые становятся основой политических доктрин. Он считал, что существуют незыблемые естественные права человека, которые не могут быть изменены даже Богом: право быть свободным в своих действиях и убеждениях, право владения и распоряжения частной собственностью, равноправие с другими людьми, право на защиту жизни, чести и достоинства личности и др. Гроций понимает государство как добровольный общественный договор свободных людей, заключенный ради соблюдения естественных законов и общей пользы.

Вывод: Политические учения Н. Макиавелли, Ж. Бодена и особенно Г. Гроция заложили основу для рационалистической политической мысли эпохи Буржуазных революций и начала Нового времени в Западной Европе. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Возникновение и развитие политических учений

Человечеству потребовалось почти два тысячелетия опыта государственного управления обществом, прежде чем сложились возможности первых теоретических… Правда взаимоотношения земных и небесных властителей трактовалась по-разному.… Боги наделяли его всей полнотой земной власти, давая ему для ее осуществления особые внутренние силы и возможности. В…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Генезис политической мысли в Древнем Мире
Генезис политической мысли в Древнем Мире. В III-II тыс. до н. э. мышление людей еще находилось во власти мифологических представлений об окружавшем их мире. Отразилось это и на политической мысли:

Политические учения Нового Времени
Политические учения Нового Времени. Началом Нового Времени традиционно считается английская революция середины XVII в. Она разделила английское общество на сторонников короля и сторонников парламен

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги