Возникновение и развитие политических идей в России

Возникновение и развитие политических идей в России. Формирование государственности у славянских народов проходило на протяжении длительного времени.

В VII – VIII вв. в среднем Приднепровье образовался племенной союз живущих там славян – Русь с центром в Киеве. Это было первое славянское государство в Восточной Европе. Чуть позже образовалось другое государство - во главе с Новгородом.

В 882 году произошло их объединение в Киевскую Русь. С тех времен в наше время дошло немного письменных источников, характеризующих состояние политической мысли Древней Руси, памятью этой мысли являются летописи. Они составлялись на протяжении многих столетий, начиная с XI века, в различных городах и княжествах. Первая из летописных источников до нас дошла «Повесть временных лет», созданная примерно в 1113 году. Далее на Руси в XIV - XVI вв. произошел процесс преодоления феодальной раздробленности и формирования Русского централизованного государства, а Центром объединения русских земель стало Московское княжество.

В этот период идеологом сильной княжеской и самодержавной власти выступил писатель-публицист Иван Семенович Пересветов. Он доказывал необходимость сильной государственной власти и в то же время рекомендовал смягчать рабство и холопство. После уже в 1549 г. И. Пересветов все свои сочинения передал царю Ивану Грозному. В первой четверти XVIII века в России утвердилась абсолютная монархия. Так обоснование абсолютизма, самодержавия стало главным направлением русской политической мысли.

Эту задачу решал в своих трудах Юрий Крижанич, он был на стороне самодержавия и признавал необходимым установление ряда ограничений для монарха, чтобы тот не превратился в тирана. Во второй половине XVIII в. в России укрепился абсолютизм, и это повлияло на окончательное оформление чиновничье-дворянской монархии. В политической сфере проходили все новые, прогрессивные взгляды и теории под влиянием, в том числе и западноевропейской политической идеологии.

В то время правила Екатерина II и идеи Просветительства, особенно ее интересовали. В то время политические идеи русского Просвещения разрабатывались многими мыслителями, одним из них был выдающийся русский юрист С.Е. Десницкий. Он составил проект государственного преобразования, выступал за превращение самодержавия в конституционную монархию, ограничение власти монарха, он осуждал крепостное право.

Но в то время эти идеи не могли быть осуществимы. Политическая мысль А.Н. Радищева повлияла на дальнейшее развитие России. Он доказывал, что крепостничество и самодержавие противоречат естественному праву и общественному договору, по его мнению, они выступали главной помехой на пути хозяйственного развития России. Радищев был первым русским революционером-республиканцем по своим убеждениям. Мы можем сказать, что его воззрения оказали большое влияние на последующие поколения политический мыслителей России.

Уже в начале XIX в. в России в официальную политическую идеологию пробивались либеральные взгляды. Так возникла идея создания правового государства, она нашла свое отражение в проектах видного государственного деятеля М.М. Сперанского. Он настаивал на необходимости сделать законы государства «столь неподвижными и непеременяемыми, чтобы никакая власть не могла их переступить», разрабатывал основы конституции, предлагал создать три Сената – законодательный, исполнительный и судный.

Его планам сопротивлялось родовое дворянство, и интересы этого дворянства защищал историк Н.М. Карамзин. Н.М. Карамзин выступал против малейших пыток ограничить власть помещиков над крестьянами, по его мнению, конституция привела бы страну к гибели. Нужно сказать, что победа России в Отечественной войне в 1812 году пробудила самосознание русского народа. В это время усилилось движение против крепостничества, создалась социальная почва для организованного революционного движения.

А проявление его заключалось в выступлении декабристов. В более полном объеме политические идеи декабристов были сформулированы в произведении П.И. Пестеля «Русская правда». Теоретической основой Пестеля была доктрина естественного права, т.е. неотчуждаемых прав, он выступал за демократическую республику и категорически отвергал конституционную монархию для государственного строя России. Пестель выступал против и федеративного устройства России, т.к. считал, что это возврат к удельной системе, которая была причиной многих бедствий нашей страны.

Другой же представитель политических интересов Н.М. Муравьев считал приемлемой для России конституционную монархию. Таким образом, идеологи декабризма внесли немало нового и оригинального в политическую мысль своего времени. Их взгляды получили дальнейшее развитие в трудах последующих поколений русских мыслителей и политических деятелей. После поражения декабристов в политической жизни России наступила эпоха жестких правительственных мер по отношению к любому прогрессивному движению.

Николай I стремился задушить всякое проявление освободительной мысли. Но в 40-е годы XIX века политические взгляды проповедовал П.Я. Чаадаев, он выступал за религиозное воспитание молодежи, видя в этом залог духовного и политического развития русского народа. Он и его сторонники выступали против широкого сближения России с Западом и усвоения его экономического и политического опыта, отрицательно относились к реформам Петра I. С середины XIX в России сложилось новое направление политической мысли – революционный демократизм, который явился идеологическим и политическим выражением протестом русского крестьянства против жесткой помещичьей эксплуатации.

Самими видными представителями революционного демократизма являлись А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. Герцен был сторонником либерально-демократических взглядов и считал, что Россия стоит перед крестьянской революцией, идеологию которой он глубоко разрабатывал. Белинский же принадлежал к поколению революционеров-разночинцев, в своих произведениях он критиковал современный политический строй России, где бы ни было никаких гарантий прав человека, и даже полицейского порядка.

Чернышевский и Добролюбов разделяли свои взгляды. Творчество Чернышевского было вершиной разночинного революционного демократизма в России, он был идеологом крестьянской революции, обосновывал необходимость установления в ходе революции демократической республики с развитым самоуправлением.

Мы можем сказать, что политическая мысль в России развивалась не только в учениях русских мыслителей, но интересовала и другие народы, проживающие в нашей стране. Так судьбоносное значение для России и некоторых других стран имела политическая теория марксизма. Главным в марксизме было учение о классах и классовой борьбе, из которого с неизбежностью вытекала его политическая теория – теория диктатуры пролетариата.

Эту теорию Маркс и Энгельс определяли как политическую власть рабочего класса, устанавливаемую в результате социалистической революции и имеющую целью построение социализма. В дальнейшем учение о диктатуре пролетариата получило развитие в трудах В.И. Ленина. В этом учении он видел особую форму союза рабочего класса и крестьянства, высший тип демократии – демократии для трудящихся. Таким образом, политическая теория марксизма, целью которой было утверждение в результате социалистической революции всевластия народа, при практической реализации ее в СССР, других бывших социалистических странах привела к крупным деформациям в политической жизни народов, к установлению тоталитарных режимов и в итоге, в том виде как она была реализована, потерпела историческое поражение. 2.