Метод философии Гегеля и его учение о государстве

Учение Гегеля о государстве и праве» Содержание 1. Введение 2. Основная часть 2.1 Гегель о праве 2.2 Гегель о государстве 3. Заключение Список используемой литературы 1. Введение Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 г. в городе Штудгарте в семье крупного чиновника.Получив в местной гимназии первоначальное образование, он был зачислен в число студентов теологического института в Тюбингене.

По окончании, с 1797 г. работал домашним учителем, далее служил директором гимназии в Нюренберге. С 1801 г. преподавал в Ненском университете. С 1816 г. Гегель – профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 г. – Берлинского, где некоторое время был и его ректором1. Уже в студенческие годы Гегель был занят творческим освоением и осмыслением достижений предшествующей политической и правовой философии. Философия права Гегеля – одна из наиболее знаменитых работ во всей истории правовой, политической мысли.

Это синтез философских и политико-правовых исследований Гегеля на протяжении ряда лет. Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. Гегель пошёл значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Он открыл и обосновал с позиции объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику, как метод познания её антиподу, метафизике, так как, по его мнению, явление не менее объективно, чем сущность. В своём учении Гегель рассмотрел идею государства и права, считая задачей науки о праве и государстве не разработку представлений о должном разумном праве и государстве, а нахождении разумного в самой действительности.

Гегель не стремился противопоставить свой политический идеал действительности, а стремился прежде всего найти разумность в самой действительности; отсюда призыв к примирению с самой действительностью, отказ от построения должного разумного права и государства и стремление оправдать как разумное существующее. Гегель первым различает гражданское общество и политическое государство, трактуя гражданское общество как опосредованную трудом систему потребностей, которая покоится на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве.

Также разделяет сословия и подразделяет политическое государство на три власти, считая подлежащее разделение властей в государстве гарантией публичной свободы.

Высшим моментом идеи государства – это то, что Гегель выделил национальную сущность государства, поделив всемирную историю мира на четыре всемирно-исторических мира, возвеличивал при этом германские народы и приукрашивая степень развитости Пруссии и других немецких государств. Основные произведения Гегеля: «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия права». В данном реферате затронуты основные вопросы Гегелевской философии о государстве и праве. 2.

Основная часть

Основная часть 2.1

Гегель о праве

Право, с точки зрения Гегеля, есть наличное бытие свободной воли. Разум, дух в области общественных отношений людей с точки зрения Гегел... Гегель признавал лишь формальное равенство людей: «Люди, разумеется, р... Предметом договора могут быть лишь только единичные вещи, ибо только о... На этой ступени, когда личность абстрактного права становится субъекто...

Гегель о государстве

субстанциальное (землевладельцы - помещики и крестьяне); 2. Развитое до своего понятия индивидуальное государство представляет соб... Государство Гегель рассматривает как осуществление подлинной свободы. Благодаря этому Гегелевское понятие о государстве приобретает сугубо м... По мнению Гегеля «нравственный момент войны не следует рассматривать к...

Заключение Итак, мы рассмотрели взгляды Гегеля на государство и право.

Задачу философии Гегель видел в том, чтобы постигнуть государство и право как продукты разумной деятельности человека, получившие свое воплощение в реальных общественных институтах.

Философия права не должна заниматься ни описанием эмпирически существующего, действующего законодательства (это предмет позитивной юриспруденции), ни составлением проектов идеальных кодексов и конституций на будущее.

Философской науке надлежит выявить идеи, лежащие в основании права и государства. Гегель включал в понятие права гораздо более широкий круг общественных явлений, чем это было принято в философии и юриспруденции начала 19 века. Политический идеал Гегеля отражал стремление немецкого бюргерства к компромиссу с дворянством и установлению конституционного строя в Германии путем медленных, постепенных реформ сверху. В учении о внешнем государственном праве (международном праве) Гегель подвергает критике кантовскую идею вечного мира. Придерживаясь в целом прогрессивных взглядов на отношения между государствами, проводя идеи необходимости соблюдения международных договоров, Гегель в то же время оправдывает возможность решения споров международного характера путем войны.

К этому он добавляет, что война очищает дух нации. В такого рода представлениях Гегеля сказалась его положительная оценка войны Германии с наполеоновской Францией.

Политическое учение Гегеля оказало огромное влияние на развитие политико-правовой мысли. Содержащиеся в нём прогрессивные положения послужили теоретической основой и дали мощный толчок развитию либеральных и радикальных концепций, в том числе младогегельянского движения. Вместе с тем в учении Гегеля была заложена и возможность его консервативной интерпретации. Гегелевская философия давала довольно широкий простор для обоснования как консервативных, так и критических оппозиционных воззрений.

Список используемой литературы: 1. Акмалова А. А. История политических и правовых учений. М 2002, с. 286. 2. Блинников А. К. Великие философы. М 1998, с. 510. 3. Большая Российская юридическая энциклопедия. М 2000, с. 810. 4.

Введение

Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Под ред. И. Т. Фролова. М 2002, с. 623. 5. Гегель. Философия права. М 1990, с. 420. 6. Дворцов А. Т. Гегель. М 1972, с. 173. 7. Исаев И. А. История политических и правовых учений. М 2003 с. 415. 8. История политических и правовых учений.

Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. М 2002, с. 688. 9. История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. В. С. Нерсесянца. М 1996, с. 816. 10. Мальковский Б. С. Учение Гегеля о государстве и современность. М 1989, с. 612. 11. Мальцев В. А. Основы политологии. Учебник для вузов. М 1997, с. 480. 12. Нерсесянц В. С. Гегелевская философия права. М. 1983, с. 511. 13. Новгородцев П. И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. СПб 2000, с. 355. 14. Овсянников М. Ф. Гегель.

М 1971, с. 223.