Золотой век политической и правовой мысли Западной Европы в

Золотой век политической и правовой мысли Западной Европы в. веке Общественно-политическая жизнь конца XVIII-XIX вв. находилась под влиянием Великой французской революции. Господствующей была буржуазная идеология либерализма, социальную базу которой составляли предприниматели, часть чиновничества, лица свободных профессий, профессу¬ра. У либерализма оказалось много противников: консерва¬торы, социалисты, анархисты.

Не все они были против частной собственности, но все считали источником зла - государст¬во и буржуазное законодательство.

В описываемый период сложились два течения в теории позитивизма, которые кратко изложены в данной работе. § 1. Юридический позитивизм Буржуазные революции в европейских странах привели к преобразованию правовых систем, приспособив их к регулированию товарно-денежных отношении.

Юридическое мировоззрение воплотилось в действующем, позитивном праве. И тогда буржуазные теоретики начали отказываться от теории естественного права. Отказ от пред¬ставления о существовании рядом с позитивным правом естествен¬ного права, требующего его воплощения в законодательстве есть юридический позитивизм.

Произошло отождествление права с законом. Отождествление права с законом преследовало идеологические и практические цели: защитить позитивное право от критики. Коль скоро позитивное право есть право существующего гражданского общества, то эти законы критиковать нельзя, их надо выполнять. Всё вернулось на круги своя! Позитивисты изначально отрицали иное право кроме позитив¬ного. В их поле зрения - не обычай, а закон, установленный влас¬тью, происхождение и обоснование закона - не дело правоведе¬ния. Одним из первых в разработке теории юридического позити¬визма был англичанин Джон Остин. Свои идеи он из¬ложил в. Дж. Остин считал, что термин «право» используется в самых различных случаях, что мешает точному определению предмета юриспруденции. И поэтому он выделяет юриспруденцию в чистом виде, как науку о праве.

Он имеет дело с законами или правом в собственном смысле этого слова, не рассматривая, плохи они или хороши.

В таком понимании приказ власти обязателен для выполнения. Первостепенное значение для юриспруденции имеет формальная логика. Естественное право есть только предположение и если его принимать, то оно несет анархию. Тогда как позитивное право - гармонию, безопасность, создает прочный правопорядок. Немецкий юрист Карл Бергбом считал, что сущность любого права состоит в том, что оно действует. Он рассматривал право как нечто логически законченное и беспробельное.

И источник права - в суверенной власти, в государственной воле. Отсюда Бергбом дела¬ет вывод о верховенстве закона. «Отказом от оценочных суждений» юридический позитивизм выводил за пределы правоведения не только всю критику права, но и проблему его совершенствования. Вся теория юридического по¬зитивизма основана применительно к правовому государству. К то¬му же проблематично обеспечить законность правотворческой дея¬тельности государства, если само оно сила, творящее право.

Юридический позитивизм отвергает права чело¬века вместе с теорией естественного права. Че¬ловек признавался лишь физическим лицом. На началах юридического позитивизма строились концепции либе¬ральных государствоведов, анализирующих и комментирующих институты публичного права на основе формально-догматической методологии. Характерным представителем этого направления был француз¬ский юрист: Адемар Эсмен. Главным в его учении бы¬ло обоснование условий функционирования парламентского прав¬ления - наличие двух партий.

Эсмен был против провозглашения права на материальное обеспечение, образование, труд, поскольку считал достаточным наличие индивидуальных прав для развития способностей человека. Он полагал, что депутат не зависит от из¬бирателей и неподотчетен им, так как формирует общую волю, а не округа. Избирательное право предоставить следует только «способ¬ным», поэтому он был против избирательных прав для женщин, выступал за ценз оседлости и имущества и высокий возрастной ценз. Таким образом, юридический позитивизм - это правовая обо¬лочка капиталистических отношений. В теоретическом плане он был основой формально-догматической юриспруденции с ее де¬тальной разработкой правовых форм товарообмена, беспробельности правового регулирования товарно-денежных отношений, точ¬ности определения юридических ситуаций и процедур. § 1.2.