рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социологические концепции государства и права

Социологические концепции государства и права - раздел Политика, Позитивистские политико-правовые теории Социологические Концепции Государства И Права. Перед Мыслителями Конца Xix В....

Социологические концепции государства и права. Перед мыслителями конца XIX в. стояли вопросы, рожденные гражданским обществом: противоречия и конфликты, соотношения общества и государства, социальные процессы.

Велся поиск внешних по отношению к государству и праву обстоятельств, которыми можно было обосновать правовое государство.

На помощь была призвана социология. Первым, кто сделал попытку применить идеи со¬циализма к учению о государстве и праве, был не¬мецкий юрист Рудольф фон Аурих Иеринг. Считая недостаточной «юриспруденцию понятий», формальный подход к праву, Иеринг в работе «Цель в праве» стремился дать современным ему праву и государству со¬циологическое обоснование.

Центральное понятие его теории - интерес, выраженный в праве. Он полагал, что право есть систе¬ма социальных целей, гарантируемых принуждением, под кото¬рым понималась государственная власть. Отход от формального определения права и попытки раскрыть его общественное содер¬жание связаны с апологией гражданского общества, основу кото¬рого составляет частная собственность. Поэтому частная собст¬венность вытекает из природы человека, а деньги есть апостол ра¬венства, «когда речь заходит о деньгах, смолкают все социальные, политические, религиозные и национальные предрассудки и различия». В мире, по Иерингу, все подчинено причине.

И причиной дей¬ствий людей являются цели. Достижение цели обеспечи¬вается правом. Все члены гражданского общества солидарны в сво¬их интересах и преследуют общие цели. А право, следовательно, выражает «всеобщий интерес». В работе «Борьба за право» он утверждает, что право не всегда выражало интересы общества, а развивалось стихийно и мирно.

Напротив, оно развивалось в крова¬вой борьбе классов и сословий, добивающихся закрепления в пра¬ве своих интересов. Но борьба меняет свой характер. После утверждения в праве равенства, частной собственности и др. зада¬ча государства - обеспечивать и поддерживать твердый порядок то есть существующее право. Поэтому тезис о кровавом пути пра¬ва - это речь о прошлом. Поскольку человек не всегда готов бороться за ущемление не¬значительного интереса, то Иеринг призывал к «здравому правово¬му чувству» как мотиву борьбы: «в борьбе обретешь ты праве свое». Для охраны интересов необходимо государство - общество которое принуждает. Выражая интересы германской буржуазии, поддерживая политику «железа и крови» Бисмарка, Иеринг утверж¬дал, что каждому государству свойственно стремление расширить свои границы.

В этом интерес государства, он должен ограничи¬ваться законом, то есть разумной политикой власти.

У теории Иеринга, а она получила название «юриспруденция ин¬тересов», много слабых мест. Если право тождественно охраняемо¬му интересу, то сохранится ли право, если интерес утрачен? Где ме¬ра законности, если государство связано «разумностью политики» государя? § 1.3. Спенсер Г.: «Право - основа законодательства» Значительное внимание государству и праву уде¬лял в своей социологической концепции попу¬лярный в Европе и США английский философ Герберт Спенсер. Основная его работа «Система синтетической философии», охватывающая все познанное своеобразный гимн домонополистической эпохе.

Спенсер рассматривал общество как сложный организм, разви¬вающийся по законам эволюции. Эволюция есть интеграция материи, сопровождаемой рассеянием движения; в ней материя переходит от неопределенной и несвязан¬ной гомогенности к определенной и связанной гетерогенности, в то время как сохраненное движение претерпевает параллельную транс¬формацию. Общество, взаимодействуя с окружающей средой, испытывает ее влияние и как результат складывается государство.

Первона¬чально основная обязанность государства - защита от внутренних и внешних врагов. Воинственный тип постепенно перерастает в промышленный, основанный на взаимодействии с природой. Государство - общество промышленного типа, осно¬ванное на равенстве, свободных договорах и частной инициативе. Его задача - осуществить отрицательное регулирование и это справедливо. Если до промышленного типа индивид служил обществу, то здесь общест¬во служит целям человека и в этом его главное отличие.

Таким образом, промышленный тип отождествляет¬ся с капиталистическим обществом. Но Спенсер не идеализирует капитализм, а утверждает, что это еще переходное состоя¬ние, «хотя рабочий и имеет право заклю¬чать по своему усмотрению договор, но это лишь смена одного рабства другим». Спенсер утверждал, что не государст¬во - творец права (Бентам), не законода¬тельство - источник права, а право есть основа законодательства, так как оно вы¬водится из принципа равной свободы.

Пе¬речень индивидуальных прав составляет традиционный набор либерализма: безопасность, свобода передви¬жения, совести, речи, печати, право собственности, частной предпринимательской деятельности. Но земля принадлежит обществу у ее надо национализировать. Спенсер обосновывал программу буржуазного пацифизма: ос¬новное условие достижения высшего общественного состояния есть прекращение войн; милитаризм поддерживает созданные для него учреждения, уничтожает возможность возникновения пере¬мен, направленных на установление справедливых законов; посто¬янный мир ведет к социальному улучшению.

В ходе эволюции, совершенствования людей и отношений про¬мышленный тип будет развиваться к более высокому типу общест¬ва. В итоге сложится «Союз всех высших представителей цивилиза¬ций», он завершит развитие человечества, а личные желания будут совпадать с интересами общества. Взгляды Спенсера оказали заметное влияние на развитие соци¬ологии и политической науки, особенно в англосаксонских странах, где он был одним из самых читаемых философов. Рассмотрим учения позитивизма ярких представителей каждого направления. 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Позитивистские политико-правовые теории

Уже в свете взаимосвя¬зей исторического и логического очевидно, что также и в политико-правовой сфере без истории нет теории.Сегод¬ня, когда… Заметное повышение общего интереса к истории и к историческим исследованиям в… Выбор тех или иных путей социального и политичес¬кого развития, целеустремленная борьба за будущее се¬годня более…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социологические концепции государства и права

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Золотой век политической и правовой мысли Западной Европы в
Золотой век политической и правовой мысли Западной Европы в. веке Общественно-политическая жизнь конца XVIII-XIX вв. находилась под влиянием Великой французской революции. Господствующей была буржу

Позитивистское политико-правовые теории Р.Иеринга
Позитивистское политико-правовые теории Р.Иеринга. Одной из самых заметных фигур европейской юриспруден¬ции второй половины XIX столетия был германский правовед Рудольф фон Иеринг (1818-1892). Широ

Учение Дж. Остина о праве
Учение Дж. Остина о праве. Формирование школы юридического позитивизма обычно относят к первой половине XX в. и связывают его с творчест¬вом Джона Остина, который в 1826 г. возглавил первую кафедру

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги