рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Отражение политики правительства Саратовской области по проблемам межнациональных и межконфессинальных отношений

Работа сделанна в 2007 году

Отражение политики правительства Саратовской области по проблемам межнациональных и межконфессинальных отношений - раздел Политика, - 2007 год - Политика правительства Саратовской области по проблемам межнациональных и межконфессиональных отношений Отражение Политики Правительства Саратовской Области По Проблемам Межнационал...

Отражение политики правительства Саратовской области по проблемам межнациональных и межконфессинальных отношений. На современном этапе развития в России происходят коренные социокультурные, политические и экономические изменения в общественной жизни.

Подъем национального самосознания привел к тому, что одной из новых реальностей современного развития России стало так называемое религиозное возрождение.

Исторический опыт развития наиболее известных религий свидетельствует о том, что между некоторыми из них сложились отношения повышенной конфликтности. Это касается взаимоотношений христиан и мусульман с иудеями, мусульман с христианами, противоречия между православными, католиками и протестантами в христианстве, шиитами и суннитами в исламе. Сегодня, когда страны СНГ охвачены пламенем межнациональных конфликтов, а число погибших в них исчисляется сотнями тысяч, когда по стране скитается пол миллиона беженцев, проблемы связанные с управлением и функционированием государственной власти в полиэтнических обществах особенно важны.

В многонациональном государстве необходимо осуществление со стороны власти особого вида деятельности, направленного на удовлетворения специфических интересов национальных общностей. Однако в этой сфере до сих пор преобладают импровизации и догматические конструкции. В Саратовской области проживает 111 национальностей, из которых самыми крупными группами являются русские - 88, 1% от всего населения, украинцы – 2,9%, казахи - 2,7%, татары - 1,9%, мордва – 0,7%, чуваши – 0,6%, белорусы – 0,6%, немцы – 0,5%, армяне – 0,4 1. Столь пестрая национальная картины, предусматривает и поликонфессиональноть региона.

Что касается, религиозного состава, то на октябрь 2002 года в Главном управлении Минюста РФ по Саратовской области зарегистрировано 244 региональных объединения, принадлежащих к 19 конфессиям: православные, мусульмане, католики, лютеране, иудеи, буддисты, старообрядцы, баптисты, адвентисты седьмого дня, харизматические церкви, пятидесятники, Свидетели Иеговы, евангелисты, религия Богемы, мормоны, новаопостольская вера, церковь Божьей Матери Державная, кришнаиты 2. Полиэтнический состав Саратовского региона вызывает живой интерес к проблемам межнациональных отношений на территории области. Политика правительства Саратовской области по проблемы межнациональных отношений получила свое развитие в 1997 году. Первым программным документом, обобщающим опыт национальной политики в регионе, стала «Концепция национальной политики Саратовской области», утвержденная постановлением правительства области 28 мая 1997 года 3. В дальнейшем на ее основе были разработаны: «Программа социального и национально – культурного развития Саратовской области на 1998 -2001 годы»4.Последним принятым в правительстве документом по вопросам межнациональных отношений в Саратовской области стала «Областная целевая программа национально-культурного развития народов в Саратовской области (2003 – 2006 годы)»5. Анализ материалов газеты «Аргументы и факты.

Саратовское приложение» позволил выявить определенную тенденцию, в освещении информации в период с 2003 по 2006 год. Публикации в газете в основном носят аналитический характер. Статьи направлены на рассмотрение межнациональных конфликтов между лицами кавказской национальности и скинхедами (5 статей), затрагиваются вопросы миграционной политики в области (4 статьи) и всего одна публикация посвящена вопросу политики правительства в сфере межнациональных отношений в Саратовской области.

Но при этом следует отметить, что в области межрелигиозного взаимодействие «Аргументы и факты.

Саратовское приложение» проводят тактику сближения конфессий на территории региона (2 статьи). Для Саратовской области, преимущественно населенной мусульманами и христианами, осмысление проблемы преемственности и новаторства культуры в панораме нынешнего столетия невозможно без понимания роли и значения этических ценностей христианства и ислама.

Христианство и ислам две наиболее распространенные и влиятельные религии современности.

При всем их различии ислам признает библию (как и Тору) Священной Книгой. При различии формальных моментов поведения верующих, христианство и ислам в отношении этической стороны дают массу совпадений. По этому поводу статья «Мусульмане вышли на улицу» опубликованная в «Аргументах и фактах. Саратовское приложение» представляет собой яркий пример, желания мусульман интегрироваться в общественно - политическую жизнь Саратовской области.

Мусульмане вышли на улицы города Саратова с лозунгом «Нет – исламофобии», «мусульманам становиться обидно, что кто–то начинает относиться к исламу как к чему-то опасному и враждебному».6 Ведь совокупность качеств, осуждаемых исламом гордыня, лицемерие, клевета, коварство, клятвопреступление, гнев – практически совпадают с теми же качествами, которые осуждает христианство (отметим, что эти качества безотносительны к конкретной окружающей среде). «Мусульмане устроили акцию не для власти, а для простых людей» - указывает автор статьи 7. Немаловажным моментом в скреплении межрелигиозных отношений, стали события 30 июня 2004 года опубликованные в статье О. Винса «Саратов – столица мормонов», когда «впервые за всю историю епархии на Театральную площадь вышли священнослужители и верующие они протестовали против строительства мормонского храма на улице М. Горького.

Владыка Лонгин просил губернатора и мэра не допускать появления мормонского храма, он сообщил чиновникам, что от прихожан поступает много жалоб по этому поводу. По мнению православных мормоны своей религией подрывают основы православия в обществе». Для нас интересен тот факт, что в борьбе против строительства храма приняли участия и мусульмане.

Имам Бибарсов - представитель духовного управления мусульман заявил: «Что мормоны у верующих (мусульман) ассоциируются с США и ее внешней политикой, к которой мусульмане относятся отрицательно»8. Помимо религиозных организаций в решении проблемы, приняли участие активисты светских представительств, они критиковали мормонов и православных, «активисты высказывались за светское государство и против использования Церковью административного ресурса»9. Но, по словам Владыки Лонгина: «Акция не носила политического характера»10. По материалам данной статьи мы можем сделать вывод о том, что взаимодействие ислама и христианства формируют инициативу противодействия сектантской экспансии, которая происходит снизу и тормозит угрозу появления деструктивных культов.

Таким образом, этическое ядро обрастает конкретными социальными рекомендациями.

Этика становиться практическим руководством на преемственности двух религиозных систем (ислам и христианство). Субъект этики социализируется, без отказа от изначальных ценностей сохраняются вариативность их развития, закономерность в идеи преемственности пророчеств и их соответствии конкретным историческим условиям.

Преемственность позволяет выделить феномен веротерпимости без обязательного миссионерства, обогащающий этическую систему. Этот феномен является условием сосуществования религий. Сохраняется единство нравственных ориентиров, позволяющее найти организующий момент в любой социальной обстановке, независимо от преобладания конкретной религиозной системы. Снимается противоречие пульсирующей динамики социального развития и этического консерватизма, так как данная система является открытой.

Одной из немаловажных проблем, которые освещает газета «Аргументы и факты. Саратовское приложение» является вопрос о миграционной политике провидимой в области. Предыдущий губернатор Саратовской области Д.Ф. Аяцков заявил о том, что «Саратовская область носит статус «принимающей», т. е. миграционная служба проводит работу по приему, учету и временному размещению беженцев и вынужденных переселенцев, а так же оказывает им помощь и содействие в обустройстве на новом месте жительства11. Решает вопросы жилищного обустройства вынужденных переселенцев, проводится работа по выплате возвратных беспроцентных ссуд, компенсаций.

Но при столь активной деятельности, нашего правительства по вопросам мигрантов в области, из материалов «Аргументов и фактов. Саратовское приложение» видно, что миграционная политика в Саратовской области «зачастую проводится не на практической основе, а путем издания законов, указов, постановлений, по результатам низового лоббирования, полиэтнического торга или популистского жеста»12. Вновь прибывшие в нашу область беженцы и вынужденные переселенцы сталкиваются с проблемами оформления и получения российского гражданства.

При этом число прибывших в Саратовскую область мигрантов официально на 2003 год составляет 7100 человек в год, при этом тенденция переселения из года в год сокращается от 50 до 100 человек13. Приток мигрантов в нашу область компенсирует демографический спад в регионе. «На 2006 год в области число умерших превысило число родившихся в два раза. В таких условиях особую роль приобретают миграционные процессы, 2,5 миллиона переселенцев в Саратовскую область прибыло из Казахстана, Узбекистана, Киргизии.

Но в Озинках, в Ивантеевском, Краснокутском, Питерском районах отмечают миграционную убыль в город – люди уезжают из родного края. Но при этом миграционный прирост населения компенсируется естественным потоком мигрантов из бывшего СССР до 10%».14 Таким образом, мы можем сделать вывод, что, не смотря на сложный паспортно-визовый режим, наша область еще долгое время будет носить статус «принимающей» области.

А свое демографическое положение пополнять за счет иммигрантов, этим самым, расширяя и без того, многонациональный состав своей территории. Наиболее распространенным материалом в газете, стали статьи о неправомерных действиях организации скинхедов на территории области. При чем возникновение одной публикации провоцирует последующий ряд изданий, направленных на подобную тематику.

При этом в каждой статье указано, что разбои и нападения скинхедов, «возникали на фоне национальной нетерпимости»15. В основном преступные действие представителей организации скинхедов совершались после массовых мероприятий: футбольных матчей, рок концертов и как заключают эксперты, характер преступлений носил отпечаток «расовой нетерпимости»16. Постоянная череда нападений на представителей национальных меньшинств в Саратовской области не выявила тенденции уменьшения преступлений с 2003 по 2006 год, прикрываясь пьяными драками, и разборками, вызванными на бытовой почве, в области практически ежемесячно происходят столкновения между коренным населением и лицами не русской национальности.

При этом национальные меньшинства явно не довольные сложившимися обстоятельствами стали вести себя таким же образом по отношению к коренному населению. Ярким примером такого поведения могут послужить события в Саратове на набережной Космонавтов произошедшие 27 сентября, «когда в драке между семью спецназовцами из 20 отряда войсковой части 7463 и двадцатью кавказцами, прозвучали обидные слова в адрес спецназа, а уже через неделю по Саратову поползли слухи, о том, что драка произошла на национальной почве. Опровергать слухи ни кто не стал. Однако представители правоохранительных органов списали все на статью 111 часть 4 и 213 часть 2 «умышленное причинения тяжкого вреда здоровью»17. При чем, по словам следователя (фамилия которого в статье не указана): «Все бандиты были разной национальности»18. После столь неприятных событий в Саратове, еще в одном городе Саратовской области произошло столкновение между представителями армянской и русской национальности местом очередных баталий, стал Вольск, события в нем происходили по сценарию Саратова.

И опять, по словам следователя Вольской прокуратуры В. Советова: «Столкновение не является межнациональным конфликтом.

В Вольске случилась пьяная драка, в неадекватном поведении люди вряд ли вспоминают о каких либо национальностях»19. В проанализированных нами статьях, мы не вольно наталкиваемся на вопрос. Почему деятельность скинхедов в нашей области носит характер «расовой нетерпимости» и несет за собой оттенок неприязни к организации скинхедов, при чем наличие в области такой группы лиц официально «Министерством из Москвы не запрашивается», следовательно, деятельность такой организации в нашей области не зафиксирована20. А само слово скинхед, именно скинхед ни хулиган, ни бандит или убийца (Скинхеды - термин, употребляемый в статьях относительно правонарушителей, и естественно ассоциирующийся у простого читателя газеты, с человеком, проводящим негативные действии относительно представителей других, не русской национальности лиц) формируется в нашей области средствами массовой информации.

С такой же легкостью, в опусах журналистов, саратовских СМИ к числу «скинхедов» можно приписать и представителей национальных меньшинств, которые направляют свою агрессию в сторону русского этноса.

При этом ситуации и причины такого поведения у данных представителей ни чем не отличаются от действий, так называемых, скинхедов: массовое мероприятие, распитие алкогольных напитков не обдуманно сказанные слова или действия - итог, драка с печальным окончанием.

Но при этом действие представителей национальных меньшинств почему-то получают характер бытовых драк и хулиганских разборок. Таким образом, мы можем сделать вывод, что особую роль в формировании межэтнических конфликтов играют националистические настроения, присутствующие в том или ином обществе. В западных изданиях под национализмом обычно понимают любое выражение национальных интересов, национального самосознания.

В отечественной же литературе национализм, чаще всего отождествляется с термином «шовинизм» и характеризуется этноцентризмом, проповедью национальной исключительности и разжиганием национальной вражды и ненависти к другим этносам, которые наделяются отрицательными признаками и характеристиками.

Национализм является конфликтным фактором и может вызвать насилие в том случае, если одна из сторон создает из другой стороны образ врага. Возникновение и распространение идей национализма на территории Саратовской области, достаточно опасно для ее полеэтнического состава, поэтому формирование толерантного сознания в области этнонациональных отношений предполагает активное разрушение тех стереотипов восприятия представителей других народов, которые зачастую рисуют СМИ. Относительно вопросов, касающихся политики Правительства Саратовской области по проблемам межнациональных и межконфессиональных отношений, в анализируемом нами источнике, была зафиксирована всего одна публикация.

И, безусловно, ее издание не было связано никак с принятием или осуществлением «Областной целевой программы национально-культурного развития народов в Саратовской области (2003 – 2006 годы)». Публикация поступила в печать, в связи с приездом в область делегации из Башкортостана.

По заявлению одного из представителей делегации, поводом к прибытию в Саратовскую область послужило: «Создание в Саратове торгово-экономического представительства министерства промышленности внешних связей и торговли Республики Башкортостан». Торгово-экономического представительства в городе Саратове было создано по инициативе президента республики Башкортостан и при активной поддержки бывшего губернатора Саратовской области Д.Ф. Аяцкого. В Российской Федерации существует шесть башкирских представительств, седьмое было открыто в городе Саратове.

Следует отметить, тот факт, что создание торгово-экономического представительства говорит «о признании результатов большой работы саратовских башкир по укреплению и развитию всесторонних взаимовыгодных отношений»21. Это явление положительное, потому что в итоге налаживается долговременное сотрудничество и дружеские связи не только между Саратовской областью и правительством Республики Башкортостан, «теперь не порвутся незримые нити, связывающие Саратовских Башкир с родной землей и национальной культурой»22. Председатель башкирского курултая в Саратовской области М. Аблязов заявил о том, что проблемы и нужды малых народов на территории Саратовской области никогда не остаются без внимания губернатора (Д.Ф. Аяцкого) и областного правительства23. Так же господин М. Аблязов сетовал за укрепления дружбы народов Саратовской области развитие русской культуры, как основополагающему элементу в отношениях между национальными меньшинствами с коренным этносом. «Если русский народ будет развивать свою культуру и язык, то получат свое развитие культура и язык представителей других национальностей»24. Таким образом, национальные меньшинства ощущают свою свободу и проявление национальных особенностей и интересов, а так же поддержку со стороны Правительства области, не чувствуют себя ущемленными в правах на территории Саратовской области.

К тому же дружба сотрудничество и взаимопомощь, с представителями национальных меньшинств на территории области выступают залогом всестороннего укрепления культурных, экономических связей и взаимовыгодного сотрудничества между Саратовской областью и другими странами и республиками.

Заключение Проанализировав публикации, размещенные в региональных СМИ по вопросам межнациональных и этнорелигиозных отношений в городе Саратове и Саратовской области, мы можем сделать следующие выводы. На основе практической работы по материалам газеты «Аргументы и факты.

Саратовское приложение» можно проследить общую тенденцию подачи информации, которая основана на следующих принципах: - проблемы межнациональных и этнорелигиозных отношений в СМИ, в основном располагаются на первых, вторых страницах издания; - в результате появления одной статьи определенной тематики, касающейся межнациональной и межконфессиональной направленности, в газете возникает череда публикаций подобного содержания; - статьи в основном носят аналитический характер, за редким исключением – это интервью; - особое внимание в публикациях уделяется проблемам межнациональных конфликтов и иммиграционным процессам на территории Саратовской области.

Нужно также отметить, что ряд статей в светском периодическом издании посвящен религиозной тематике.

На общем фоне обозначенных проблем всего одна статья освещает политику Правительства Саратовской области в отношении проблем межрелигиозных и межконфессиональных отношений в период с 2003 по 2006 год. Следует отметить, что периодическое издание «Аргументы и факты.

Саратовское приложение» достаточно ярко освещает проблемы межрелигиозных и межконфессиональных отношений в Саратовской области. Характерной особенностью публикаций является, особый уклон в сторону межнациональных конфликтов, что, на наш взгляд, не способствует стабилизации дружеских взаимоотношений между представителями полеэтнического состава Саратовской области, а только усиливает конфликтность. В свою очередь представители традиционных религиозных организаций в своих устремлениях сетуют за сближение конфессий и сопротивления общему врагу, различным деструктивным культам, подрывающим основы традиционного уклада представителей коренных этносов.

Так же следует отметить, что в публикациях газеты «Аргументы и факты. Саратовское приложение», достаточно объемно и насыщенно освещены вопросы миграционной политики в Саратовской области, особенно важные, как и для вновь прибывших представителей других государств, так и для коренных жителей Саратовской области.

Но на фоне столь обширного материала по проблемам межрелигиозных и межконфессиональных отношений в Саратовской области, в публикациях за период с 2003 по 2006 год, всего лишь одна статья посвящена вопросу политики Правительства Саратовской области. Следует отметить, что в это же временя в области, была принята и осуществлялась Областная целевая программа национально-культурного развития народов в Саратовской области (2003 – 2006 годы), к тому же в области ежегодно проходит конгресс ассамблеи народов Саратовской области.

При этом в статьях периодического издания «Аргументы и факты. Саратовское приложение», по этому поводу не было отмечено ни одной публикации. Таким образом, можно сделать вывод, о том, что проанализированные в работе публикации газеты «Аргументы и факты. Саратовское приложение», в недостаточном объеме освещают проблемы межнациональных и межконфессиональных отношений на территории Саратовской области. Следовательно, население области, остается не информированным, в вопросах регионального законодательства по проблемам межнациональных отношений а, стало быть, не видит проблем национальных меньшинств.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Политика правительства Саратовской области по проблемам межнациональных и межконфессиональных отношений

Для стран с устоявшимися демократическими традициями, прежде всего европейских это аксиома, не нуждающаяся в доказательствах.В известном смысле,… Россия не исключение. Если, что и выделяет ее в череде государств, для которых… Сформировалась особая конгломерация народов области, во многом более лояльная и терпимая друг к другу, по сравнению с…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Отражение политики правительства Саратовской области по проблемам межнациональных и межконфессинальных отношений

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги