Формы и механизм политической власти

Формы и механизм политической власти. Основными формами политической власти являются:  господство;  политическое руководство;  управление. Господство - это абсолютное или относительное подчинение одних людей (социальных групп) другим.

Политическое руководство и управление реализуются через принятие стратегических и тактических решений к объектам власти, через организацию, регуляцию и контроль их развития. Но практика властвования свидетельствует о существовании некорректных, а кое-где и аморальных форм и средств: подкуп, обман, обещания, шантаж, искусственные препятствия, популизм и тому подобное. Все это наносит вред истинной демократии, взрывает престиж власти, вызывает к ней недоверие народа, угрожает социальными конфликтами.

Формы политической власти различают и за критерием главного субъекта правления. К ним принадлежат:  монархия - единовластное (абсолютное или с конституционным ограничением) наследственное правление одного лица (монарха);  тирания - единоличное деспотическое правление в результате насильственного захвата власти;  аристократия - власть лучших, то есть верхушечной, знатной, привилегированной группы;  олигархия - власть немногих богатых;  тимократия - особенная форма олигархии, при которой государственная власть принадлежит привилегированному большинству, которое владеет высоким имущественным цензом, часто - военной силой;  теократия - власть церкви;  охлократия - власть толпы, которая опирается не на законы, а на мгновенные настроения и прихоти толпы, которая часто поддается влиятельные демагогов, становится деспотической и действует тиранически;  демократия - власть народа на основе закона и обеспечения прав и свобод граждан.

Современные исследователи выделяют еще власть партократии (партийной верхушки, номенклатуры), бюрократии (господство высшего государственного чиновничества, установление сверхцентрализованности, которая формализуется в государстве), технократии (решающее влияние в обществе осуществляет научно-техническая элита; господство технологического мышления). Политическая власть воплощается через механизм властных отношений.

Польский политолог Ежи Вятр предложил такую его структуру:  наличие во властных отношениях не меньше двух партнеров;  волеизъявление обладателя осуществляется в виде определенного акта, который предусматривает санкции за неподчинение его воле;  обязательное подчинение тому, кто осуществляет власть;  социальные нормы, которые закрепляют право одних выдавать акты, других - им подчиняться (правовое обеспечение). Такой механизм властных отношений, четко работая, обеспечивает оперативность и действенность взаимосвязи субъекта и объекта, реализацию функций.

Такими функциями является: 1. Интегративная (заключается в объединении социально-политических сил общества); 2. Регулятивная (направляет политическую волю масс на регуляцию жизнедеятельности общества, правотворчество); 3. Мотивационная (формирование мотивов политической деятельности, прежде всего общезначимых); 4. Стабилизирующая (нацеленность на устойчивое развитие политической системы, гражданского общества). Совершенствование и демократизация политического управления предусматривает поиск новых способов реализации власти и определены требования к ней. Учитывая, это российский политический мыслитель Иван Ильин (1882-1954) сформулировал шесть аксиом государственной власти: 1. Государственная власть не может принадлежать никому, кроме тех, кто имеет правовые полномочия.

Правосознание требует, чтобы власть воспринималась не как сила, которая порождает право, а как правомочные полномочия.

Право рождается не от силы, а только от права и всегда от естественного права.

Власть, которая не имеет правовой санкции, не имеет и правового измерения. 2. Государственная власть в пределах каждого политического союза должна быть одна. Она - единственное организованное волеизъявление, которое выплывает из единства права.

В каждом политическом союзе государственная власть, невзирая на принцип ее деления, по своей сути и цели единственная. Наличие двух государственных властей свидетельствует о существовании двух политических союзов. 3. Власть должна осуществляться людьми, которые отвечают высокому этическому и политическому цензу. Власть без авторитета хуже, чем явное безвластие. Народ, который принципиально отрицает правление лучших, является позорной толпой, а демагоги - его проводниками. 4. Политическая программа правящих может предусматривать лишь мероприятия, которые имеют общий интерес.

Ведь государственная власть призвана утверждать естественное право, а оно совпадает с общими интересами народа и каждого гражданина. 5. Политическая программа власти должна охватывать мероприятия и реформы, которые реально можно воплотить в жизнь. Недопустимо прибегать к утопическим, неисполнимым программным положениям. 6. Государственная власть принципиально связана распределительной справедливостью.

Однако власть имеет право и обязанная отступать от нее тогда, когда этого требует национально-духовное бытие народа. Практика политической жизни удостоверяет, что игнорирование этих аксиом приводит к кризису государственной власти, дестабилизации общества, конфликтных ситуаций, которые могут перерастать даже в гражданскую войну. 4.