Понятие легитимности и принцип деления власти

Понятие легитимности и принцип деления власти. Легитимное отношение к правовым нормам страны - одно из современных представлений о сущности власти, при которой правовые нормы имеют демократическое содержание и выплывают из суверенитета народа как абсолютного первоисточника закона.

Легитимность политической власти - форма поддержки, оправдания правомерности применения власти и осуществления правления государством или отдельными его структурами и институтами. Легитимность не является синонимом законности, поскольку политическая власть не всегда опирается на право и законы, но всегда пользуется определенной поддержкой по крайней мере, части населения.

Основными источниками легитимности, как правило, выступают три основных субъекта:  население;  правительство;  внешнеполитические структуры. Разные возможности политических субъектов поддерживать определенную систему правления предусматривают разные типы легитимности власти. Самой известной является классификация типов власти, предложенная Г. Вебером:  традиционный, который опирается на веру в святость традиций и право владычествовать тех, кто получил власть по этой традиции;  харизматичный (греч. charisma - милость, благодать, Божий дар, исключительный талант), оснований на вере в сверхприродную святость, героизм или другие исключительные добродетели обладателя и созданной или полученной им власти;  рациональный (легальный), что основывается на вере в законность существующего порядка, профессионализм властных структур.

Легитимность может изменять характер и степень поддержки власти и ее институтов.

В связи с этим можно говорить о кризисах легитимности. Кризис легитимности - снижение реальной поддержки органов государственной власти или правящего режима в целом, которое влияет на качественные смены их ролей и функций. В современных условиях общественно-политического развития кризисы легитимности, вызванные неспособностью органов власти осуществлять свои функции, нелегитимными формами насилия над людьми, несостоятельностью правительства адаптироваться к динамическому изменению условий общественного развития, разрушением конституционного порядка, разрывом между конституционными нормами и практикой их воплощения, отсутствием серьезных структурных изменений.

Современный российский политолог Александр Соловьев, обобщив теоретический и практический опыт, предложил такие пути и средства выхода из кризисных ситуаций:  поддержка постоянных контактов с населением;  проведение разъяснительной работы относительно своих целей;  усиление роли правовых методов достижения целей и постоянного обновления законодательства;  уравновешенность ветвей власти;  выполнение правил политической игры без ущемления интересов сил, которые принимают в ней участие;  организация контроля со стороны организованной общественности за разными уровнями государственной власти;  укрепление демократических ценностей в обществе;  преодоление правового нигилизма населения и тому подобное.

Доминирующим принципом механизма функционирования государственной власти является принцип ее деления.

Основоположниками теории деления власти считают английского философа Д. Локка и французского просветителя, законодателя, философа Ш. Монтескье, хотя эту идею выражал еще древнегреческий историк Полибий. По этой теории, для правильного и эффективного функционирования государства должны существовать независимые одна от другой законодательная, исполнительная и судебная власти.

Это создает систему “сдерживаний и противовесов” против усиления одной ветви власти, сосредоточения власти в одном центре, злоупотребления ею способствует продуманности, взвешенности, балансу в принятии решений, а, следовательно, и действенность политического руководства и управления. Соответственно формируется особенный механизм обеспечения свободы и независимости отдельного индивидуума, его защиты. Носителем законодательной власти, как известно, является высший представительский государственный орган – парламент.

Исполнительную власть осуществляют - президент, правительство, министерства и ведомства, государственно-административные учреждения. Судебную власть - независимые суды, подчиненные только закону. В первый раз такая система власти была законодательно закрепленная в Конституции США (1787). Зафиксирована она была и в Конституции Украинской казацкой республики в 1710 г. (Конституция гетмана П. Орлика). Принцип деления власти уже закреплен в большинстве конституций стран мира. Утвердился он и в Украине.

В настоящее время говорят и о власти средств массовой информации, называя ее “четвертой властью”, а также о “власти” общественного мнения и тому подобное. Французский социолог Р. Арон считает, что власть не является глобальным, неделимым монолитом, она распылена среди многочисленных субъектов, институций. Однако практика знает политические системы, которые функционируют в условиях единства власти.

В этих системах власть (преимущественно исполнительная) сосредоточена в одних руках (политической партии, военной элиты и т.д.) и подчиняет себе все другие ветви, которые действуют формально. Это возможно при тоталитарных или жестких авторитарных режимах (фашистские, полуфашистские, военные диктатуры, абсолютные деспотические монархии и т.д.). Существует общественно-политическое течение, которое отрицает любую форму политической, экономической и духовной власти анархизм. Он не признает государство как форму организации общества, отстаивает ничем не ограниченную свободу человека как самоцель.

Такие идеи известны еще в политических работах давнего мира. Первым прибег к анализу политических и экономических форм анархизма в конце XVIII ст. английский писатель Вильям Годвин. Как общественно-политическое течение анархизм формировался в 40-70-х годах XIX ст. в странах Западной Европы. Ведущие его теоретики П Ж. Прудон, Г. Штирнер, Г. Бакунин, П. Кропоткин. Непризнание анархизмом политической власти как важного и необходимого института общественной жизни неминуемо приводит к возражению власти в целом и демократических форм ее реализации, в частности.

Однако анархизм породил и некоторые актуальные даже для настоящего идеи, отрицая деспотизм, культ единоличного правления, притеснения личности, отстаивая идеал взаимопомощи и солидарности людей, регулирующие возможности самоорганизации и саморегуляции. Следовательно, политическая власть, ее механизм должны:  обеспечить законные права граждан, их конституционные свободы;  утверждать право как стержень общественных отношений и самим уметь подчиняться праву;  выполнять функции перестройки государства (хозяйственные, культурные, социальные и др.).