Беатриче и Джемма

Беатриче и Джемма. Большую роль в жизни Данте сыграла его юношеская любовь к Беатриче Портинари (в замужестве деи Барде). Это неразделенное чувство, прошедшее через всю жизнь Данте, очень сильно повлияло на молодого человека и, в частности способствовала его становлению как поэта.

Впервые он увидел её на празднике девочкой одних с ним лет; это его первое автобиографическое воспоминание.

Он и прежде ее видал, но впечатление именно от этой встречи обновилось в нём, когда девять лет спустя (в 1283 г.) он увидел ее снова уже замужней женщиной и на этот раз увлекся ею. Она становится на всю жизнь «владычицей его помыслов», прекрасным символом того нравственно поднимающего чувства, которое он продолжал лелеять в ее образе, когда Беатриче уже умерла (1290), а сам он вступил в один из тех деловых браков, по политическому расчету, какие в то время были в ходу. Спустя три года после ее смерти, Данте собрал стихотворения написанные им в 1823-1293 годах и наиболее связанные с Беатриче, снабдив их комментариями.

Так появилась его книга «Новая жизнь». Семья Данте держала сторону флорентийской партии Черки, враждовавшей с партией Донати; Данте женился (до 1298 г.) на Джемме Донати.

Когда Данте был изгнан из Флоренции, Джемма осталась в городе с его детьми, храня остатки отцовского достояния; она - тип честных жен, сидящих у колыбели. Данте слагал тогда свои песни в прославление Беатриче, свою «Божественную комедию», и в ней Джемма не упомянута ни словом.

В последние годы он жил в Равенне; вокруг него собрались сыновья, Якопо и Пьетро, поэты и будущие его комментаторы, и дочь Беатриче; Джемма была еще жива, но вдали от семьи.

Бокаччо обобщил все это: будто Данте женился по принуждению и уговорам и в долгие годы изгнания ни разу не подумал вызвать к себе жену.1 Беатриче определила тон его чувства, опыт изгнания - его общественные и политические взгляды, их архаизм. 1.4