рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятие революции в философии

Понятие революции в философии - раздел Политика, Политические революции второй половины XX века Понятие Революции В Философии. Философия Обратилась К Революции В Момент, Ког...

Понятие революции в философии. Философия обратилась к революции в момент, когда она стала историчной, то есть отвергла фиксированные метафизические определения человека и осмыслила его сущность как становление и творчество.

Обоснование знания опытом потребовало обращения к истории как к опыту изменения, образования Bildung, к опыту нового. В то же время сразу стало ясно, что недостаточно определить человека как творящего самого себя в истории. Творение, историческое становление, само по себе неантропоморфно.

Прежде чем человек начнет творить и развиваться, дело должно уже сдвинуться с мертвой точки. Время как форма истории само должно откуда-то браться, быть каким-то образом дано. Кроме того, оно должно как-то открываться человеку, чтобы он знал о собственной свободе. Следовательно, понятие истории может строиться только из некоего чистого, берущегося ниоткуда события, единственным содержанием которого является оно само чистый дар времени, чистый сдвиг.

Вопрос о презентации времени как чистой формы возник уже в кантовской философии. Кант наложил на такую презентацию запрет, но в то же время сам почти нарушил его в учении о трансцендентальном схематизме первое издание Критики чистого разума, в аналитике возвышенного Критика способности суждения и в философии события, намеченной в Споре факультетов. По указанному в этих текстах пути пошла послекантовская традиция спекулятивной философии. Ойзерман Т. И. Иммануил Кант как радикальная ревизия метафизики и ее новое содержание Вопросы философии 1992 11 С. 119. Наиболее четкую формулировку чистого созерцания времени можно найти в Примечаниях к Софоклу Фридриха Гёльдерлина.

В переломный момент трагедии не остается ничего, кроме условий времени и пространства. По Гёльдерлину, две части трагедии разделяет и соединяет пустая метафора или пустой транспорт - перенос, который ничего не переносит. Понятие простого, чистого события bloІes Geschehen возникает далее в Науке логики Гегеля.

Гегель Г.В.Ф. Наука логики Т. 3 М 1972 С. 101. Сам термин событие Ereignis попал в центр внимания философии относительно недавно к нему привлек внимание Мартин Хайдеггер 27 . Событие для Хайдеггера - прежде всего неантропоморфное обоснование сопряжения бытия и времени, перехода бытия из сокрытости в явленность и обратно. Как таковое оно, с одной стороны, является даром, то есть необратимым, бессубъектным и адресованным человеку в качестве однонаправленного дара бытия событие приближает бытие к человеку и приводит его к его собственной, единичной истине.

Но с другой стороны, хайдеггеровское событие обособляет - оно не только дарит, новто же время изымает себя из мирового обращения, так что становится возможным уникальность, обособленность каждого отдельного времени. Сложный пейзаж событие - это одновременно и дар, и изъятие, но в обоих смыслах оно необратимо. Событие дарит изымает бытие, пишет Хайдеггер, но при этом само не принадлежит к бытию, оно не есть. Ален Бадью, современный французский философ, развивает хайдеггеровское учение о событии.

Событие для него превосходит порядок бытия. В порядке бытия, который подчиняется закону достаточного основания, события действительно нет Мировая энциклопедия биографий. В 12 томах Т. 2 М. Мир книги, 2002 С. 531 Событие у Бадью автореферентно, это множество, включающее в качестве подмножества само себя, основывающееся на самом себе. То есть событие является своим собственным содержанием.

Хотя у него может быть и другое конкретное содержание - ряд политических устремлений, например - эти содержательные элементы сами не образуют события, то есть вновь возникшего единства, без добавления к ним чистого имени события, которое не имеет иного содержания, кроме самого себя. Существование единство события подвешено, оно зависит от субъекта, который ставит на событие, являясь верным ему. По этой же матрице строятся мировые, эмпирические события они замкнуты на себя, тавтологичны и вырваны из причинно-следственных связей.

Одна роковая случайность, одно странное, неожиданное происшествие или имя без определенного значения - и событие раскручивает свой маховик, наслаиваясь само на себя. Так, по мере развития Французской революции основной заботой революционеров стало поддержание и спасение революции внешние цели революции были забыты. Отсюда же серийность исторических революций и их характер революции в революции, революции против революции. Идея самореферентности события, впрочем, восходит к истокам новоевропейской традиции мышления о событии, а именно к второй части Спора факультетов Канта, где последний развивает философское определение революции как события Begebenheit, но в предварительном Краковском фрагменте - Ereignis. Кант мыслит событие революции не как свершившийся, решительный перелом истории, в котором бы эмпирически воплотилась свободная сущность человека.

Такое воплощение в соответствии с духом и буквой кантовского критицизма в принципе невозможно.

Ойзерман Т. И. Иммануил Кант как радикальная ревизия метафизики и ее новое содержание Вопросы философии 1992 11 С. 125. И тем не менее вокруг Французской революции кристаллизуется необратимое историческое событие. Как мыслится это особое событие? Не как воплощение, а как знак, указывающий на волю человечества к эмансипации и самоуправлению. Событие необратимо, поскольку является мнемотехническим знаком, signum rememorativum, который, по Канту, уже никогда не будет забыт. Итак, раз ввязавшись в незавершенное событие, человечество принуждено возвращаться к нему снова и снова, повторяя его вопреки самому себе, но никогда не сможет жить, как будто событие революции не произошло, король не убит, а смерть его не развенчана.

Итак, основные черты и тенденции развития современной западной политико-правовой идеологии определялись столетие назад - в ходе глубоких социальных изменений, положивших начало новейшей истории. На рубеже XIX - XX вв. ведущие индустриальные державы - Англия, США, Германия и Франция вступили в период зрелого капитализма позднее аналогичный путь прошли Япония, Канада, Италия и некоторые другие страны. Как общественно-экономический строй зрелый капитализм характеризуется концентрацией собственности, господством крупного капитала и гигантских корпораций над массой мелких предпринимателей, а также преобладанием интенсивных способов ведения хозяйства.

С переходом к зрелому капитализму расширяются масштабы деятельности государственной власти.

Рост крупной индустрии при многообразии форм собственности приводит к образованию особой системы управления обществом, в которой механизмы рынка сочетаются с государственным регулированием экономики исследователи называют такую систему по-разному - организованным капитализмом, управляемой рыночной экономикой и т.п Составной частью этих процессов явился кризис классического либерализма, исключавшего вмешательство государства в экономическую жизнь. Для обновления социально-политической теории важное значение имела демократизация общественной жизни в наиболее развитых странах конца XIX - начала XX в. Само понятие политики в связи с этим приобретало новый смысл если раньше, примерно до середины XIX в оно охватывало лишь сферу деятельности государственной власти, то теперь его начинают использовать для обозначения гораздо более широкого круга общественных отношений, включая отношения между социальными группами, политическими партиями, их фракциями.

Появление на европейском континенте первых фашистских режимов заставило теоретиков политико-правовой мысли внести существенные коррективы в классификацию форм государства и обоснование демократии. В ходе дискуссий, развернувшихся в обществоведении на рубеже столетий, были пересмотрены философские и методологические основания общественных наук, появилось немало новаторских учений о государстве и праве.

Среди них такие авторитетные доктрины, определившие пути развития современной политико-правовой мысли, как социология М. Вебера, теория институтов М. Ориу, бихевиоризм Г. Лассвэлла, и др. Теория демократического социализма, окончательно сформировавшаяся после второй мировой войны, стала официальной теорией многих социалистических и социал-демократических партий мира. Идейные истоки ее лежат в политических взглядах Э. Бернштейна с его диллемой реформа или революция, а также К. Каутского, акцентировавшего внимание на проблеме демократия и диктатура. Несомненно и влияние идей солидаризма и институционализма, породивших идеологию плюралистической демократии. Сам термин демократический социализм начал входить в политический обиход между первой и второй мировыми войнами как антитеза той модели социализма, которая создавалась в Советском Союзе. Однако обстоятельная разработка основных положений теории была начата во время второй мировой войны, когда появились работы духовных отцов демократического социализма члена исполкома лейбористской партии Англии Г. Ласки Размышления о революции нашего времени, председателя социалистической партии Франции Л. Блюма В человеческом масштабе, председателя социал-демократической партии Австрии К. Реннера Новый мир и социализм. ГЛАВА 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Политические революции второй половины XX века

История революций не сводится к простому воспроизведению одинаковых феноменов или по вульгарно-марксистской модели к последовательности закономерных… Она составляет серию освободительных движений, не достигающих своей… Таким образом, налицо актуальность сформулированной темы работы, которая позволяет не только определить новые подходы…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие революции в философии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Историческое определение понятия революция
Историческое определение понятия революция. Ключевыми моментами в определении революции являются 1. Свержение сакрализованной власти и следующая за ней секуляризация. Секуляризация, в собств

Алжирская революция
Алжирская революция. гг. Современный Алжир - одна из наиболее крупных и развитых стран Африки. По размерам территории - 2 381,7 тыс. кв. км - Алжиру принадлежит второе место среди африкански

Кубинская революция
Кубинская революция. Некоторые страны разделили русскую участь выхода из темного времени, также изменив форму правительства на Коммунистическое. Куба принадлежит к подобным удачливым странам

Эволюция революционных доктрин в XX веке
Эволюция революционных доктрин в XX веке. До последнего времени результатом усилий всех революционеров были политические революции. Они представали в самом разном обличии. Но в случае успеха перево

Современные политико-правовые концепции
Современные политико-правовые концепции. Теоретическое содержание современных политических учений сложилось под влиянием научно-технической революции и распространения в общественном сознании своео

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги