Политическое и правовое учение Томаса Гоббса

Политическое и правовое учение Томаса Гоббса Содержание Введение 1. Краткая биография Томаса Гоббса 2. Естественные законы Томаса Гоббса 3. Происхождение, сущность, цель, формы государства. Учение о государственном суверенитете 15 Заключение 23 Список использованной литературы 25 Введение Веком гениев называют 17-е столетие историки философии и естественных наук. При этом они имеют в виду множество блестящих мыслителей, трудившихся тогда на поприще науки, заложивших фундамент современного естествознания и по сравнению с предшествующими столетиями далеко продвинувших естественные науки, особенно философию.

В созвездии их имен первостепенное место принадлежит имени английского философа Томаса Гоббса, являвшегося сторонником абсолютизма государственной власти. Присущая Гоббсу самозабвенная преданность науке и философии позволила ему достичь тех значительных результатов в области философии, которые делают его труды и произведения интересными и поучительными до наших дней. Его многочисленные работы, до конца не исчерпавшие заложенный в них мыслителем потенциал, до сих пор являются востребованными, как в научном, так и в практическом плане.

Не является исключением и эта работа, посвященная естественным законам и государству, изложенным в концепции Томаса Гоббса. Государство по взглядам Гоббса обладает наивысшей возможной властью и оно "безнаказанно может делать все, что ему угодно". Государство, это - великая и могучая сила, своего рода "смертный Бог", безраздельно властвующий над людьми и возвышающийся над ними. Естественно, создавая свою философию, Гоббс не предполагал, что составляющие его теории о происхождении государства (как нам кажется) будет использована в целях мирового господства США, но в последнее время, как в нашей стране, так и за рубежом все очевидней проявляются тенденции абсолютизма, у истоков которого находился этот знаменитый английский философ.

Вполне очевидно, что идеологи абсолютизма в США, черпающие свои знания, в том числе и в учении Т. Гоббса, распространяют интересы и власть «американского суверена» на многие регионы мира. Такие права «суверена», как - «право объявления войны и заключения мира в зависимости от того, что он найдет полезным» (в нашем случае война во Вьетнаме, Корее, Югославии и пр.); «право водворять порядок, при котором людям (в данном случае американцам и их союзникам) была бы обеспечена безопасность и спокойное существование (правительственные военные перевороты в Афганистане и Ираке)»; право «на монополию на жизнь и смерть подвластных (попрание гражданских прав и свобод, как самих американцев, так и граждан в других странах, под предлогом борьбы с терроризмом); «право запрещать вредные учения, ведущие к нарушению мира и направленные на подрыв государственного единства (спонсированные бархатные революции и в Грузии, Украине, экономическая блока Белоруссии); и другие права, сформулированные Гоббсом в его знаменитом труде «Левиафан», все настойчивее навязываются не только «подданным США», но и находятся на острие копья американской геополитики.

Как представляется, взгляд на работы Томаса Гоббса под новым углом с учетом вышеизложенного, является не только поучительным, но также актуальным, и весьма значимым.

I.

Краткая биография Томаса Гоббса

Слава пришла к нему как к автору философских трактатов, однако склонно... В Лондоне он сотрудничает по некоторым вопросам практической политики ... Эта трилогия составляет цельный и систематический обзор философских, с... Более всего ему понравились слова: «Вот истинный философский камень». Через три года после смерти философа Оксфордским университетом был изд...

Естественные законы Томаса Гоббса

В основу своей философской системы Т. В итоге подобных устремлений естественное право - «т.е. при помощи разума. Главное общее предписание разума по Гоббсу гласит, ... Таким образом, Гоббс решительно отвергал концепцию разделения властей.... К третьему виду относятся государства, в которых верховная власть прин...

Заключение

Заключение Таким образом, политическое и правовое учение Гоббса находится в русле теорий естественного права и договорного происхождения политической власти. Как мы увидели, осуществление естественно-правовых законов о мире, эквиваленте, равенстве, договоре, справедливости, собственности Гоббс связывал с переходом человека в политическое состояние.

Все они резюмируются в одном общем правиле: не делай другому того, чего бы ты не желал, чтобы было сделано по отношению к тебе. По его теории, государственная власть нужна для того, чтобы принудить людей к выполнению соглашений. В юридическом плане переход к политическому состоянию выражается в том, что естественные законы конкретизируются в форме позитивного («гражданского») законодательства, издаваемого государственной властью.

Естественные законы, по Гоббсу, не являются лишь внешне обязывающими предписаниями действий и поступков. Они указывают, что в человеческих действиях соответствует разуму, а что противоречит ему. Следовательно, естественные законы содержат оценки хорошего и плохого, справедливого и несправедливого. Иначе говоря, эти законы есть взаимосвязь юридической и моральной сфер. Концепция же Гоббса об абсолютной государственной власти цена открытым и ясным выражением весьма типичного для определенного толка идеологии представления об основном достоинстве государства.

Ее выразители считают, что государство обладает таким достоинством, если надежно охраняет (при этом любыми средствами) порядок – порядок угодных им отношений в обществе. Но такие кардинальные вопросы, как: становится ли при этом государство самодовлеющей силой, чуждой обществу и противостоящей ему, подконтрольно ли оно обществу и ответственно ли перед ним, строится и функционирует ли государство на демократических и правовых началах сторонниками политического абсолютизма либо игнорируются, либо признаются малозначащими и отодвигаются куда-то на задний план. В произведениях Гоббса много говорится об «обязанностях суверена». Все они, содержатся в одном положении: благо народа – высший закон.

Долг суверена, по Т.Гоббсу, хорошо управлять народом, ибо государство установлено не ради самого себя, а ради граждан. Эти формулы исполнены политической мудрости и гуманизма.

Но в рамках учения Т. Гоббса о государстве они выглядят скорее как декоративные вставки. Дело в том, что согласно Т.Гоббсу, люди, которые уже осуществляют верховную власть, в какой-либо реальной зависимости от народа не находятся и посему никакой обязанности перед ним не несут. Правители испытывают лишь нечто субъективное «по отношению к разуму, который представляет собой естественный, моральный и божественный закон и которому они должны повиноваться во всем, насколько это возможно». Так как создания соответствующих социальных и правовых институтов, которые бы извне гарантировали подобное повиновение суверена, Гоббс не допускает, то оно вообще представляется химерическим. Стоит отметить, что это совершенно в духе идеологов абсолютизма – заботу о порядке в обществе возлагать на аппарат, гражданские законы, на всю реальную физическую мощь государства, а заботу о благополучии народа отдавать на откуп «доброй воле» правителей.

Необходимо отметить, что заслуга Т.Гоббса, заключается в том, что стал рассматривать государство не через призму теологии, а выводить его законы из разума и опыта. Желание поставить изучение государства и права на рельсы объективного научного анализа, приводят Т.Гоббса к применению аналогии государства с человеческим организмом.

Главную роль играет подход к государству как «искусственному человеку», т.е. как к целесообразно, искусно сконструированному людьми из различных пружин, рычагов, колес, нитей и проч. механизму-автомату.

При этом строение государства он уподоблял устройству живого организма: суверена – душе государственности, тайных агентов – глазам государства и т.д. Гражданский мир сравнивался им со здоровьем, а мятежи, гражданские войны – с болезнью государства, влекущей за собой его распад и гибель. Именно с Т.Гоббса, в западноевропейской политической теории утверждается понимание государства в качестве машины, имевшее затем долгую и сложную судьбу. В целом, теория Гоббса оказала большое воздействие на развитие политико-юридической мысли и его времени, и более поздних периодов.

Можно сказать, что концепции государства и права XVII-XVIII вв. складывались в значительной степени под знаком проблем, поднятых Гоббсом. Мощный ум Гоббса, его проницательность позволили Гоббсу построить систему, из которой черпали, как из богатого источника, все буржуазные мыслители не только семнадцатого, но и восемнадцатого и двадцатого веков вплоть до современности.

Список использованной литературы

Список использованной литературы 1. Гоббс Т. Сочинения в 2 Т. Т2. /составитель и редактор В.В. Соколов, пер с лат и англ. – М.: Мысль. 1991 2. Зорькин В.Д. «Политическое и правовое учение Томаса Гоббса» // “Советское государство и право”, 1989 г №6. 3. История политических и правовых учений: Домарксистский период: Учебник под ред О.Э. Лейства – М: Юридическая литература, 1991 4. История политических и правовых учений: Учебник для вузов.

Изд-е 4-е под общ. ред. профессора В.С. Нерсесянца. – М: Издательская группа НОРМА-ИНФРА * М, 2004. 5. История философии в кратком изложении /пер с чешского И.И. Багута – М: Мысль, 1994 6. История философии: учебник для вузов / В. П. Яковлев – Ростов н/Дону Феникс 2004 7. История философии: учебник для вузов /В.В, Ильин – СПб: Питер 2005 8. Мееровский Б.В. Гоббс М Мысль 1975 9. Радугин А.А. Философия: Курс лекций – М. Центр. 1997.