рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПУТЬ РОССИИ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ ЭПОХИ

ПУТЬ РОССИИ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ ЭПОХИ - раздел Политика, Русский вопрос Путь России Характеристика Современной Эпохи. Старая Китайская Мудрость Гласи...

ПУТЬ РОССИИ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ ЭПОХИ. Старая китайская мудрость гласит не дай вам бог жить в эпоху перемен. Мало кто брался оспаривать эту истину.

Однако времена не выбирают. Нам выпало жить именно в такую эпоху. А значит все, что нам остается набраться мужества и с достоинством встретить вызов истории.

Чем же в целом характеризуется наша эпоха перемен? Тремя яркими явлениями, оказывающими непосредственное влияние на науку и образование. Это - постмодернизм, постсоветизм, фундаментализм. Постмодернизм представляет собой кризисную форму либерального сознания, возникшую как реакция на слабости и мощь модернизма, нашедшего самое сильное свое выражение в реальном социализме с его культом общественного общего разума и стремлением все и вся поставить под контроль объединившихся живых индивидов. Постмодернизм противопоставил этому свой принцип крайнего индивидуализма, социальной и культурной атомизации, расколовшей великое зеркало человеческого разума на многочисленные осколки обособившихся в своей идеальной, часто мифической полноте сознаний.

Постмодернизм оказался решающим духовным оружием в борьбе с миром социализма в холодной войне. Но в наши дни он превратился в явление, которое угрожает и тем, кто его когда-то разрабатывал и проектировал это похоже на ситуацию с Бен Ладеном. Постсоветизм в нашей стране представляет собой сложное явление культуры и сознания, которое возникло в результате падения советского общественного строя, не выдержавшего натиска мирового империализма и вынужденного капитулировать в специфической форме победных реляций беловежских соглашений 1991 г. Явление это крайне противоречивое, поскольку отрезан был и вполне жизнеспособный ломоть общественного организма.

Как следствие этого, постсоветизм характеризуется предельной полярностью своих мировоззренческих установок, среди которых преобладают воинственно антикоммунистические.

Впрочем, и они представлены на разный лад - от либерально или консервативно фашиствующих до религиозно- догматических, способных на самую мрачную реакцию. На фоне старых приверженцев социализма сталинского типа особенно рельефно проступает ненависть к социализму как таковому, как элементарной социальной идее справедливости и равенства, признанной сегодня во всем мире. Слово социализм из культового превратилось в проклятие, а в результате в стране торжествуют самые мрачные формы дикого или грабительского капитализма. Под лозунгами правового государства воцарился правовой беспредел, оправдывающий себя революционной целесообразностью тотального грабежа народного достояния.

Явление постсоветизма как болезненного синдрома отрицания всего советского должно быть скорейшим образом преодолено, оно должно открыть дорогу здравому смыслу в восприятии политических и мировоззренческих реалий нашего времени.

В основе нашей национальной идентификации лежит вера в творческий потенциал российской цивилизации, слишком молодой, чтобы думать о своем конце и исходе, но именно в силу своей молодости так остро ощущающей хрупкость нашего бытия. Крен корабля российской цивилизации требует усилий по его исправлению. И ключевым звеном в решении этой проблемы выступает вопрос о восстановлении нашего ровного отношения к советской эпохе, без крайностей и эксцессов.

Все, что было в нашей истории - советской и досоветской, должно быть положено на чашу весов нашей нынешней устремленности в будущее - без пристрастия и упрека. Это тот случай, когда мы либо все целиком принимаем, либо, увы, отказываемся от собственной национальной и цивилизационной идентичности1010 Политологический аспект этой проблемы см. Перуанский С. С. Манифест гуманистической партии. -М 2001 Шутов А. С. Гуманистическая альтернатива России в XXI в, Проблемы социального гуманизма история и современность Екатеринбург Нижневартовск, 2004 С. 298- -307. На Западе мы ранее более или менее успешно отличали советское от русского, теперь возникли трудности с правильным употреблением определений русский и российский. Впрочем, трудности возникли и у самих россиян.

На первый взгляд, все как будто просто Россия - многонациональное государство и слово российский определяет эту многонациональную государственность россиянин - это любой гражданин Российской Федерации, независимо от своей национальности. Слово же русский определяет принадлежность к культуре собственно русской.

Русский вместе с чукчей, евреем и поляком, если они граждане РФ, суть россияне. Государство - российское, язык, разумеется русский. Церковь - русская, однако епископы - российские общество - российское российские также католики и инженеры, но мафия и эмиграция - русская российские - Академия искусств, Фонд культуры, энциклопедия. Даже основанная в Китае 18 июня 1700 г. православная Миссия оказывается российской, хотя А. И. Солженицын, выступая в защиту русскости против размытой российскости, писал, что русско-российская проблема возникла еще в 1909 г. среди либеральной интеллигенции, теряющей русскую самобытность во имя российской многонациональности Россия в обвале. Однако поистине неразрешимая сложность возникает тогда, когда русские-россияне начинают говорить о народе.

Так, А. Зиновьев автор известного Гомо советикуса в одном из интервью сказал, что народы, как и люди, рождаются, созревают, деградируют и умирают, что это аксиома и что российский народ находится ныне в стадии деградации, близкой к смерти.

У логика Зиновьева мышление несомненно точное, однако он не уточняет, когда же возник российский народ. До сих пор мы много знали о народе русском и кое-что - о советском. Российский народ фактически возник на месте народа советского. Значит, он находится в весьма юном возрасте - и уже успел выродиться? Это невозможно ведь только в 1990 г, создан первый симфонический Российский национальный оркестр.

Он пользуется небывалым успехом в мире и даже не думает умирать. Другое дело - в каком смысле он национальный, если российский, а не русский? Государственный, национализированный? Конечно, так. Но с другой стороны, многие университеты - российские и государственные значит, российский и государственный - не одно и то же. Зачем россиянам многонациональный народ ? Народ - важнейшая для россиян категория чтобы государство не разлетелось, в нем должен существовать единый народ - российский.

Как же справиться в политике и в жизни с понятиями русский и российский, чтобы и иностранцам это понятно стало? В последние годы в нашей стране не утихают конфликты на национальной почве. Всем памятны события недавнего прошлого в Петербурге, Кондопоге, Саратовской области. Остроту проблемы характеризует тот факт, что российское правительство косвенно признало неблагополучие в национальном вопросе, решив вмешаться в проблему рынков. СССР и Россия всегда были многонациональными государствами, всегда существовали межнациональные контакты положительного и отрицательного свойства, правительствам приходилось принимать решения, касавшиеся национальных интересов тех или иных народов.

В советское время подобные действия правительства были оправданы классово-административной необходимостью депортация, переселения, освоение целины. Современный официальный курс в национальных отношениях носит либерально-правовой характер. Таким образом, классовый и либерально - правовой подходы в решении национального вопроса в равной мере направлены на то, чтобы нивелировать, игнорировать национальное своеобразие, превратив национальное аспекты самосознания личности в подчиненные другим идеям, официально иерархически более значимым.

Большинство современных молодых людей уверены в чистоте русской крови, при этом их не смущает явное противоречие большинство респондентов указали наличие иных кровей в жилах русского народа. Это свидетельствует о противоречивости национального самосознания, его незрелости.

Чистота крови не играет решающей роли. Главное - это самосознание человека, ощущение его культурной принадлежности. Среди народов, оказавших влияние на русский этнос, были такие, против которых сегодня ведется агитация крайних националистических кругов, например, иранцы скифы эту этническую ветвь представляют таджики, тюрки сегодня это узбеки, казахи, азербайджанцы. Вплоть до настоящего времени высказывается мнение о том, что русский характер еще не сложился и находится только в процессе исторического становления, не разрешена еще проблема русского национального характера ибо доселе он колеблется между слабохарактерностью и высшим героизмом 11 11 Ильин И. О России М 1991 С. 5 12 Сагатовский В. Я, Русская идея продолжим ли прерванный путь СПб 1994 С. 168-181 В. Н. Сагатовский, автор одной из наиболее ярких книг последнего времени, посвященных русской идее 12 тем не менее, считает возможным указать основные черты русского характера.

Наиболее бросающейся в глаза чертой русской души, по его мнению, является непредсказуемость.

К основным положительным сторонам русского характера он относит духовность религиозность, стремление к поиску высшего смысла жизни и абсолютного совершенства, душевность, размах и единство в многообразии. Однако устремленность к высшим идеалам в сочетании с размахом легко переходят в максимализм, нетерпение, в желание воплотить идеи немедленно, а размах неровен исключительная концентрация сил сменяется расслабленностью, хочется посозерцать, перекурить, за самоваром посидеть и вообще душу излить. Максимализм и слабохарактерность порождают обломовщину, лежащую в основе всех наших недостатков.

В. Н. Сагатовский полагает, что в современных условиях число носителей положительных черт русского характера явно уменьшилось, отрицательных - увеличилось. Что же осталось от русского характера сегодня ставит он вопрос. Отвечая на него, проводит мысль, что духовность, душевность, размах, единство в многообразии ослабли и приняли подчас искаженные и даже уродливые формы.

Но не исчезли. Они продолжают противостоять происходящему ныне росту нигилизма, потребительского отношения к жизни, пассивности, жестокости, эгоизма. Сумеем ли мы при нынешнем раскладе обстоятельств и массовом потеснении положительных сторон русского характера не только восстановить его в более значительной части нашего народа, но и выработать, наконец, те черты, которые гарантируют доминанту высшего героизма, а не слабохарактерности такова проблема, от решения которой, по мнению автора, зависит будущее России13.13 Сагатовский В. Я, Русская идея продолжим ли прерванный путь СПб 1994 С. 181-188 14 Введение в этническую психологию СПб 1995 С. 105-106 Результаты этнопсихологических исследований подтверждают, что в сознании русских людей сегодня сталкиваются противоречивые установки и стереотипы поведения.

В исследовании, проведенном Л. Г. Почебут14, на основании опроса 305 чел. в Петербурге, Москве, Новосибирске, Саратове, Якутске и других городах России были выявлены 5 основных типов поведенческих ориентации - на коллективизм гостеприимство, щедрость, доверчивость и т. д на духовные ценности справедливость, совестливость, правдивость, мудрость, талантливость и т.д на власть чиноподчинение, сотворение кумиров, управляемость и т. д на лучшее будущее надежда на авось, безответственность, беспечность, непрактичность, неуверенность в себе и т. д на быстрое решение жизненных проблем привычка к авралу, удальство, героизм, высокая трудоспособность и т. д. Можно заметить, что в этих ориентациях сосуществуют диаметрально противоположные установки.

Однако борьба между противоположными установками, по-видимому, не является чем-то специфичным для нашего времени она шла и в прошлом.

Жить в переходную нестабильную эпоху - тяжелое испытание для человека меняются местами понятия, ценности, необходимо определиться с ценностными ориентирами, выбрать свой путь, решить, что является добром, что злом. Изменение личности в современной России проявляется в так называемой девальвации, т. е. снижении золотого содержания личностных качеств.

Этот процесс стал предметом изучения С. Э. Крапивенского и Э. Фельдмана. Они отмечают девальвацию современной личности по трем показателям. 1. Изменение рефлексивных качеств, связанных с размышлением человека о смысле своей жизни и деятельности а нарушение уровня самооценки и самоконтроля б переоценка ценностей и мотивов, которыми руководствуется личность упрощение основных культурных ценностей в снижение нравственной планки, нарастание антагонизма между нравственными принципами и моральными установками г утрата лидерских качеств, проявляющихся в уровне принимаемых решений и характере их мотивации д нарастание деструктивного компонента в деятельности личности, агрессивности тяготение к культуре жестокости и насилия е отчуждение от культуры истинной в пользу культуры массовой ж утрата самоопределенности в связи с сегодняшним вариантом глобализации. 2. Ухудшение адаптационных качеств, т. е. качеств, связанных с восприятием человеком общества а негативные изменения психофизического здоровья, невротизация личности б сужение границы Я , утрата универсальности, распад целого в себе Гегель в усиливающееся расщепление и дегуманизация отход от запросов человека первоначально целостной профессиональной деятельности г сокращение выполняемых социальных ролей д снижение уровня терпимости и вообще способности к установлению нормальных отношений с другими индивидами е ослабление степени устойчивой эмоциональной надежности ж понижение способности к реалистическому восприятия действительности и разумному целеполаганию з нарастание конформизма в ущерб протестности в поведении личности и соответственно чувства беспомощности и покорности и снижение статуса личности как представителя определенного пола и как семьянина к кризис личности как природопользователя. 3. Утрата трансцендентных качеств, т. е. качеств, связанных с потребностями внутреннего мира человека а дефицит пассионарности воодушевления в любом деле. Нарастание тенденции к физическому и психическому выживанию в ущерб стремлению к самореализации б прогрессирующее ощущение бессмысленности своей преобразующей деятельности, чувство пресыщенности жизнью в утрата жизненных идеалов личностных и общественных и нацеленности на творчество г стремление к личностной и социальной упрощенности, вытеснение высокодуховного содержания личности элементами низшего содержания д ориентация на суперобладание вещами и суперпотребительство е девальвация личности как общественного существа, эгоцентризм ж искаженное восприятие мира в целом и своего места в нем12.12 Крапивенский С. Э Фельдман Э. Девальвация личности причины и возможности коррекции Философия и общество.

Науч теорет. журнал М 2003 4 33 С. 27-29. В литературе выделяются 3 подхода к процессу девальвации личности пессимистический, оптимистический, реалистический.

Пессимистический подход основан на соответствующем пессимистическом взгляде на развитие цивилизации.

Например, современные философы называют проблемы, появившиеся в XX в. и беспо-коящие уже в XXI в. Это - тенденция к выхолащиванию демократизма, связанная, во-первых, с рождаемым глобализацией новым авторитаризмом, носителями которого выступают международные кредитно-денежные и торгово-экономические организации, транснациональные корпорации и, во-вторых, с необходимостью противостоять международному терроризму.

Это - тенденция к выхолащиванию социальной ориентированности, опять-таки связанная с процессами глобализации недостатки рыночной системы нежелание инвестировать в здоровье и образование граждан, в сбережение естественных ресурсов и защиту окружающей среды, отчасти нейтрализуемые на национальном уровне сложившимися механизмами государственного регулирования, воспроизводятся в расширенном масштабе на глобальном уровне, где эти механизмы отсутствуют.1313 Вебер А. Б. Глобализация и устойчивое развитие проблемное поле и возможные сценарии.

Режим доступа http www.russianglobalclub.com gw0211a.htm 14 Крапивенский С. Э Фельдман Э. Девальвация личности причины и возможности коррекции Философия и общество 2004 2 35 С. 32 У пессимистического подхода обнаруживаются свои корни, каковыми являются реальные трудности коррекции личности.

Наглядной иллюстрацией этого могут служить социально- культурные проблемы, носителями которых являются сегодняшние подростки снижение моральных критериев во взаимоотношениях между собой неразвитая способность к состраданию и сопереживанию девальвация в их глазах ценности образования и труда отсутствие интереса к культурному наследию и истории своего народа рост криминальной активности и отклоняющихся форм поведения и т. п.14 Оптимистический подход связан с коррекцией исправлением девальвации личности. Предусматривается социальная коррекция, зависящая от государства.

В настоящее время, когда обесценились слова, многие понятия и идеалы, встает вопрос о том, чтобы укрепить человека духовно, иначе мы никогда не выберемся из кризисного состояния.

Укрепление духовного приходится начинать с формирования жизненной самостоятельности, укрепления жизненной позиции.

В сегодняшней социальной неопределенности, противоречивости жизни это ощущение - важнейшая ценность личности.

Таким образом, единственный путь к духовности и духовной силе - через самостоятельность, индивидуальность жизненной позиции.

Духовность сегодня непосредственно соединена с ответственностью, требующей ответственности личности за свою жизнь и судьбу и будущее России. Формирование национальной идеологии не может происходить директивно, в виде законодательных актов органов государственного управления, хотя отдельные элементы нормативной регуляции, очевидно, необходимы, но они будут эффективны лишь тогда, когда явятся фиксаторами уже сложившихся устойчивых тенденций общественного развития.

Речь идет о том, что в основе национальной идеологии должна лежать не воля законодательного или исполнительного органа государства, а национальная идея - стихийно возникающее и объективно существующее представление народа об его месте и роли в ряду других народов. Национальная идея, возникшая как синтез потенциальных, неосознаваемых устремлений всех слоев общества, существует в нем хотя и объективно, но латентно и нерационально. Задача перевода ее в плоскость ясных, однозначных понятий стоит перед общественными науками и в первую очередь - перед философией.

Этническим вариантом национальной идеи является русская идея. В настоящее время понятие русская идея используется очень широко и часто не во вполне очевидном смысле. Представляется, что определение содержания этого понятия связано с выяснением его генезиса и эволюции в общественном сознании России, и в самом общем виде под ним понимается проблема определения места и роли России в мире. В последнее время русская идея стала темой множества конференций и круглых столов, предметом обсуждения в СМИ и активно бытует как в обыденном, так и в научном сознании, отличаясь крайностями, обусловленными эмоционально-некритическим отношением к ней. С одной стороны, русская идея поднимается как флаг националистических общественных объединений типа Русского национального единства или Русского национально-освободительного движения Права и интересы русского народа, призванные обеспечить его выживание это абсолютный приоритет, вне которого русской политики не может быть. Технология решения указанной задачи - это и есть русская идея XXI в15. 5.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Русский вопрос

Разгадать эту тайну души России пытались многие мыслители. Рассматривая состояние развития сфер духовной жизни России религия, право, мораль, наука,… Некоторыми правителями многонационального государства Советский Союз порой это… При зарождении СССР миллионы русских рабочих были брошены на развитие союзных республик. Началась раздача республикам…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПУТЬ РОССИИ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ ЭПОХИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИЙ
ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИЙ. Понятие нация принадлежит к числу понятий, которые несмотря на свою благородную латинскую родословную, на самом деле родились в средневековой Европе, а классическое свое значени

РУССКИЕ В СССР
РУССКИЕ В СССР. Русский вопрос как таковой возник в первый период советской власти и был обусловлен главным образом особым отношением к русскому этносу со стороны Ленина и его ближайших соратников.

РУСКИЙ ВОПРОС В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ
РУСКИЙ ВОПРОС В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ. Русский вопрос включает три связанных между собой группы проблем одна из них относится к естественному, как говорят демографы, воспроизводству русского этноса и

РУССКИЙ ВОПРОС В СВЕТЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ
РУССКИЙ ВОПРОС В СВЕТЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ. Севастьянов А. Н. Русская идея, век ХХ1-Й Что делать и что не делать М 2002 С. 5.16 Буркин А. И. Симфония против хаоса Десятина 2000 11-12.

Список использованных источников и литературы
Список использованных источников и литературы. Латынина Ю. Идея нации и идея Империи Знание - сила, 1993. 4. 2. Проханов А. Заметки консерватора Наш современник. 1990. 5. 3. Толстых В. Национализм

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги