рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ГЕНЕЗИС ПРОБЛЕМЫ

Работа сделанна в 2005 году

ГЕНЕЗИС ПРОБЛЕМЫ - раздел Политика, - 2005 год - Смысл и назначение коммуннистической идеи Генезис Проблемы. Итак, Коммунизм – Жизнь В Коммуне, Общине Равных Между Собо...

ГЕНЕЗИС ПРОБЛЕМЫ. Итак, коммунизм – жизнь в коммуне, общине равных между собой людей, управляемой ими всеми, а не господствующей верхушкой. Как проявляла себя идея альтруистического братства в истории человеческой цивилизации? Бердяев говорил: «Наивный аграрный социализм всегда был присущ русским крестьянам» . Речь идет о естественном понимании земли не как объекта собственности, а как всеобщего источника жизни.

Думаю, что «наивный социализм» имел место и у кочевых народов. Это дает основание полагать, что зачатки идеи всеобщей собственности, а, следовательно, и равенства в правах на использование природных ресурсов каждого члена общества имеются в народном сознании. Вообще, жизнь в общности (род, община) имеет много общего с идеей коммуны, что может давать основание рассматривать коммунизм как новый виток эволюции, возврат к старым общественным отношениям на новом уровне.

Не считая себя компетентной в вопросе о мифологии разных народов, все же обращусь к легендам о неведомой стране, где «текут молочные реки с кисельными берегами». У самых разных народов есть мифы о «рае на земле». У одних он безвозвратно утерян как Эдемский сад, у других он скрыт от глаз людских, дабы не проникла туда злая сила, как Китеж-град или Шамбала.

Целые российские деревни, ни с того ни с сего, срывались с давно обжитых мест, отправляясь на поиски Беловодья. И у казахов есть легенда о земле справедливости и благополучия – Жер Уйык. Следует отметить две черты, прослеживающиеся во всех аналогичных легендах: высокая нравственность обитателей счастливой страны и ее скрытость, «недостижимость». Требования к моральному уровню жителей основываются на необходимости нивелирования личных интересов во имя общественных. А скрытость, очевидно, необходима для отчуждения от общества, где эгоистические потребности стоят на первом месте.

То есть, в сознании людей давно и прочно коренится мысль об эгоизме как величайшем зле. Отметим и еще одну особенность в концепции «рая на земле» – здесь, как правило, есть в изобилии все, что необходимо человеку для жизни. В народных мифах все необходимое человеку дает сама земля. История знает немало авторских мифов об идеальной стране. Вспомним хотя бы таинственную платоновскую Атлантиду, погибшую из-за эгоистического желания ее жителей. Но, пожалуй, первыми в истории более-менее точно коммунистическое общество описали философы-утописты, начиная с Томаса Мора, и далее Томас Мюнцер, Томмазо Кампанелла, а позднее – Морелли, Г. Бабеф, К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн, Э. Кобе, а в России – Н.Г. Чернышевский.

Как видно, все эти философы – представители различных европейских культур, что еще раз доказывает универсальность идеи альтруистического общества. Отмечу в качестве лирического отступления, что работы этих философов оказали огромное влияние на формирование социологии как науки.

Что же такое «утопия» и «утопический социализм»? «УТОПИЯ (от греч. ου– не и τοπο ς – место, то есть место, которого нет) – название сочинения английского мыслителя Томаса Мора, в котором он описал идеальный общественный строй. Слово «утопия» стало нарицательным, обозначающим несбыточную мечту». «УТОПИЯ – изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования». «УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ – учения об идеальном обществе, основанном на общности имущества, обязательном труде, равном праве на получение продуктов; различного рода фантастические описания этого общества». Генезис идеи таков.

Термин “утопия” ведет происхождение от названия книги Т. Мора (1516). Понятие “утопия” стало нарицательным для обозначения различных описаний вымышленной страны, призванной служить образцом общественного строя, а также в расширенном смысле всех сочинений и трактатов, содержащих нереальные планы социальных преобразований.

В истории человечества утопия как одна из своеобразных форм общественного сознания воплощала в себе такие черты, как осмысливание социального идеала, критику существующего строя, стремление бежать от мрачной действительности, а также попытки предвосхитить будущее общества. Первоначально утопия тесно переплеталась с легендами о “золотом веке”, об “островах блаженных”. В античности и в эпоху Возрождения утопия приобрела преимущественно форму описания совершенных государств, якобы существующих где-то на земле либо существовавших в прошлом; в XVII-XVIII веках получили распространение различные утопические трактаты и проекты социальных и политических реформ.

С середины XIX века утопия все больше превращается в специфический жанр полемической литературы, посвященной проблеме социального идеала и моральных ценностей. Остановимся на некоторых общих чертах учений философов-утопистов. 1. Указание на частную собственность как на зло. Это связано, на мой взгляд, с ростом «имущественной пропасти» между капиталистами и рабочими. 2. Предписание «трудиться, не покладая рук», всем членам идеального общества. 3. Наличие различных устройств, машин, облегчающих труд людей, а также разумной организации труда.

В.И. Ленин писал об утопическом социализме, что он «не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества». Конечно, история доказала, что и сам Владимир Ильич не сумел со всей полнотой ликвидировать эти изъяны утопического социализма в своей идеологии.

Позже мы вернемся к вопросу о наемном рабстве и силе, способной изменить общественный строй. Не раз утописты пытались построить идеальное общество в рамках одной изолированной общины. Вообще, попытки построения подобного социума простираются от сектантских общин начала новой эры до хиппи и растаманов XX-XXI веков.

В рамках государства, пожалуй, первой попыткой реализации этих идей стала революция во Франции в 1789 году. Конечно, буржуазные революции имели место в истории и ранее французской, но именно здесь революция проходила под лозунгом «Свобода. Равенство. Братство». Не будем подробно останавливаться на причинах краха этой революции и возвращения монархии. Достаточно вспомнить, что идеалы этой революции претворялись на море крови французской аристократии.

До сороковых годов XIX века идеи равенства и альтруистического общества выражались лишь в виде фантастических рассказов или неосуществимых проектов реформации власти. Начиная с этого времени, рождается научное обоснование этих идей – научный коммунизм. Карл Маркс и Фридрих Энгельс по пунктам излагают принципы коммунистической идеологии в таких работах, как «Манифест Коммунистической партии» (К. Маркс, Ф. Энгельс), «Принципы коммунизма» (Ф. Энгельс). Существенным в их теории является обоснование того факта, что коммунизм – это не некий идеал, на который должно равняться справедливым правителям капиталистического общества, а совершенно новая общественно-экономическая формация, грядущая на смену капитализму.

Вот какое определение дается коммунизму в Малой советской энциклопедии: «КОММУНИЗМ (от лат. communis – общий, всеобщий) – сменяющая капитализм высшая общественно-экономическая формация, основанная на общественной собственности на средства производства, на товарищеском сотрудничестве и взаимной помощи свободных от эксплуатации, классового и национального угнетения трудящихся; первой ступенью (фазой) в развитии коммунистической формации является социализм, второй, высшей ее ступенью – полное коммунистическое, бесклассовое общество, осуществляющее принцип “от каждого по способностям, каждому по потребностям”». То есть, коммунизм – идеал общества, в основе которого лежит всеобщее благополучие, равенство людей.

Главными материальными предпосылками перехода к коммунистическому строю основоположники научного коммунизма называют обобществление труда и централизацию средств производства.

Попытаюсь коротко объяснить свое понимание этих двух положений. Первое означает, что над созданием конечного продукта в промышленной организации производства трудится теперь уже не один человек, а целая команда, общество. Второе предполагает подчинение всех этапов производства, а следовательно, и его средств, единому централизованному управлению.

Предполагалось, что при "идеальном" коммунизме: а) нет государства как такового, поскольку отсутствуют классы и, соответственно, нет необходимости одним классам подавлять другие (а государство и есть орган такого подавления); б) нет частной собственности на средства производства; в) частное потребление развито в той степени, в которой оно необходимо для удовлетворения всех личных нужд (каждому - по потребностям); г) отсутствуют товарно-денежные отношения, поскольку нет необходимости в получении прибавочной стоимости.

Все это достигается через переходный этап – социализм, при котором существуют товарно-денежные отношения и государство. Первый шаг к отмене классовых отношений – установление диктатуры пролетариата, захват власти рабочим классом. В.И. Ленин, развивая теорию научного социализма, вводит в философский лексикон понятие «империализм», то есть «империалистическая стадия капиталистического строя», при которой, по его мнению, возможно установление социалистического строя «в одной, отдельно взятой стране» путем использования слабости империализма и централизованного руководства «широкими массами эксплуатируемых». Непосредственно отсюда вытекала теория социалистической революции, которая была осуществлена на практике в 1917 году. Один из соратников Ленина Л. Троцкий вносит существенный вклад в дальнейшее развитие идеи коммунистической революции.

Им разрабатываются такие вопросы, как теория военного коммунизма и применение террора в интересах революции.

Идея захвата и удержания власти классом большинства любой ценой, впервые реализованная еще во время Французской буржуазной революции, захватила умы коммунистов в России начала XX века. И уже после революции и гражданской войны правящая верхушка Советского Союза продолжала старую политику войны и террора, вкупе с лозунгом «От каждого по способности…», заменившую идею равенства и братства всех людей. Теперь уже очевидно, что между словом и делом в Коммунистической партии СССР была огромная пропасть.

Видимо, сама власть не верила в возможность установления альтруистических отношений в обществе. Все, кто мыслил иными категориями, сопротивляясь политике террора, были уничтожены в 1930-е годы. Те, кто остались, декларируя de uro освобождение человека от экономической нужды, de facto привели Советский Союз к глубочайшему экономическому кризису, преодолеть который получилось, лишь пройдя через десятилетие реформ, «вернувшись» к капиталистическому строю и рыночной экономике.

Те же процессы, то есть переход к рынку, мы наблюдаем и в Китае, формально придерживающемся идей коммунизма. О состоянии экономики последних лет существования СССР президент Республики Казахстан Н. Назарбаев говорил: «Социально-экономическая и политическая ситуации были просто критическими. Так со стороны оценивались экономические и политические шансы Казахстана: страна с недееспособной экономикой; пустой казной; неразвитой политической системой; страна, живущая по Конституции времен Советского Союза, унаследовавшая от него определенный военный потенциал.

Миру мы были не интересны, мировое сообщество беспокоил лишь наш ядерный потенциал» . Между тем, за годы существования СССР на Западе появилось великое множество идеологий, обществ и течений, в основе которых лежат коммунистические принципы. Вспомним хотя бы движение хиппи 1960-х годов, называвшее своими идеалами всеобщую любовь, свободу от строгих общественных правил, отсутствие привязанности к материальным ценностям.

Стремление людей к освобождению от бремени экономических трудностей и, как следствие, к освобождению от неустроенности в нашем обществе приводит многих к различным восточно-азиатским вероучениям, проповедующим уменьшение потребностей, отрешение от корыстных интересов, обращение к общечеловеческим ценностям, таким, как любовь, братство, милосердие, взаимопомощь и прочая. Уже после развала СССР возникло немало альтер-коммунистических обществ. Зачастую они старательно отмежевываются от советских коммунистов.

Так возникло, к примеру, движение троцкистов, популярное среди молодежи как в России, так и на Западе. Коммунизм как сейчас, так и столетие назад явился выражением стремления людей освободиться от власти денег, приобщиться к высшим духовным ценностям. С древнейших времен, когда идеи альтруизма получили распространение через все мировые религии, и до наших дней, когда на смену поколению, обжегшемуся на строительстве коммунизма, приходит молодежь, неудовлетворенная условиями жизни капиталистического общества.

Конечно, капиталистический строй выработал механизмы защиты от экономических кризисов, но безграничная власть денег не может удовлетворить все возрастающий интерес к ценностям иного, духовного плана.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Смысл и назначение коммуннистической идеи

Те, кто чуть более десяти лет назад произнесли вожделенное для всех советских школьников «Всегда готов!», мечтавшие о коммунистическом будущем,… Тогда казалось, что идеям коммунизма не завладеть больше таким количеством… Да и на Западе, так кичившемся своей капиталистической свободой, эти идеи развивались со времен «холодной войны» в…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ГЕНЕЗИС ПРОБЛЕМЫ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРИЧИНЫ КРАХА КОММУННИСТИЧЕКОЙ ИДЕОЛОГИИ
ПРИЧИНЫ КРАХА КОММУННИСТИЧЕКОЙ ИДЕОЛОГИИ. традиционное обоснование) Коммунистическая теория как наука о прогрессе во имя человека, начиная с 1956 года (развенчание культа личности Сталина), не обре

ПРЕДСКАЗАНИЕ КРАХА: ВЗГЛЯД МУДРЕЦА
ПРЕДСКАЗАНИЕ КРАХА: ВЗГЛЯД МУДРЕЦА. К сожалению, мне не удалось найти в литературе подтверждения моей мысли о том, что кризис заключался также и в неспособности большинства людей работать обезличен

СТАНОВЛЕНИЕ НОВОГО ОБЩЕСТВА
СТАНОВЛЕНИЕ НОВОГО ОБЩЕСТВА. Идеи Иегуды Ашлага носят чисто практический характер и предполагают реализацию. Стадии развития коммунистического общества описаны им в статье «Принципы будущего

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги