Тоталитарный политический режим

Тоталитарный политический режим. И классические, и новые типы политических режимов существовали и существуют в различных модификациях в тех или иных конкретных странах.

Они всегда воплощали и воплощают реальное качественное состояние гражданского общества и данной политической системы, характер ее институтов и взаимосвязей между ними, в целом механизм функционирования политической системы и управления. Тоталитаризм является одной из форм авторитарного буржуазного государства, характеризующейся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества. Понятие тоталитаризма употребляется буржуазно – либеральными идеологами для критической оценки фашистской диктатуры.

Ярким примером тоталитаризма может послужить Фашистская Германия с 20 – х годов ХХ века. Термин «тоталитаризм» был введен в политический лексикон вождем итальянских фашистов Б. Муссолини в 1925 году для характеристики итало-фашистского режима, а впоследствии его стали применять и для коммунистических режимов. Его основные типы: тоталитаризм с левым уклоном – сталинизм, тоталитаризм с правым уклоном – германский национал – социализм, итальянский фашизм.

Можно определить следующие характерные черты тоталитаризма: 1) Высокая концентрация власти, ее проникновение во все сферы жизни общества. Власть претендует на роль выразителя высших интересов народа. Общество отчуждено от власти, но не осознает этого, так как в тоталитарном сознании власть и народ предстают как единое и неразделимое целое; 2) Формирование органов власти осуществляется бюрократическим путем и неподконтрольно обществу. Управление в обществе осуществляет номенклатура; 3) Существует единственная правящая партия во главе с харизматическим лидером; 4) Постоянно или периодически проводятся репрессии среди членов общества как средство внутренней политики; 5) Осуществляется жесткий контроль со стороны государства за экономикой, происходит ликвидация почти всех форм негосударственной формы собственности; 6) В обществе функционирует только одна идеология, претендующая на монопольное владение истиной.

Оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в виде диссидентства; 7) В тоталитарных идеологиях история предстает преимущественно как закономерное движение к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма). Во имя достижения этой цели оправдываются любые средства. 8) Устанавливается монополия государства на средства массовой информации (СМИ), в обществе устанавливается полное отсутствие плюрализма.

Политическая пропаганда служит целям прославления режима, сакрализации верховной власти; 9) Политическая социализация имеет целью воспитать «нового человека», преданного режиму, готового на любые жертвы во имя «общего дела». Подавляются проявления индивидуальности, насаждаются представления о государстве как источнике распределения благ, поощряется доносительство. 10) Государственное устройство носит унитарный характер.

Права национальных меньшинств декларируются, но на деле ограничены. Исследователи тоталитаризма едины в том, что в многообразии причин его становления важную роль играет кризисное состояние общества, ухудшение условий жизни значительной части общества. В числе основных условий возникновения тоталитаризма многие исследователи называют вступление общества в индустриальную стадию, резко расширившую возможность СМИ в формировании массового сознания и обеспечении контроля над ним. Через средства массовой информации тоталитарные режимы осуществляют главным образом распространение и внедрение различного рода политических мифов и стереотипов. Наиболее типичным при этом являются следующие два. Во-первых, миф о явном превосходстве данной общественной системы над всеми другими прошлыми и настоящими общественными системы как в экономическом и социальном, так в политическом и в духовном отношениях.

И, во-вторых, миф о ее особом предназначении в современном и будущем мире, состоящем в том, чтобы установить если и не "царство божье", то, по меньшей мере, "идеальное общество" на земле. Для обоснования указанных мифов средства массовой информации наделяются фактически правом полной свободы в выборе аргументации, даже если эта аргументация противоречит здравому смыслу.

Какими бы путями ни происходила трансформация тоталитарных режимов в демократические, перед ними неизбежно встают следующие проблемы.

Во-первых, это проблема экономическая, связанная с постепенным вхождением в систему новых хозяйственных отношений. Во-вторых, это проблема социальная, требующая от реформаторов всестороннего учета социально-групповых, этнических, национальных и прочих интересов людей.

В-третьих, проблема государственно-правовая, заключающаяся в разумном разделении власти, как по вертикали, так и по горизонтали. И, в-четвертых, проблема теоретико-идеологическая, суть которой состоит не только в готовности организованных сил разрушить старую общественную систему, но и в умении построить новую систему, основанную на исторической преемственности и творческом развитии. 4.