Этнополитические конфликты

«Этнополитические конфликты». ПЛАН: Введение 1. Происхождение и причины этнических конфликтов 2. Структура и классификация этнических конфликтов 3. Участники, движущие силы, цели и формы этнических конфликтов 4. Течение конфликтов, варианты исхода, итоги Список используемой литературы Введение Этнические конфликты привлекли внимание ученых уже после того, как были изучены классовые, трудовые и межгосударственные конфликты.Ученые отмечают, что ни государственные деятели, ни обществоведы не были готовы к возрастающей роли этнического фактора.

Сравнительное изучение, этнических конфликтов свидетель¬ствует о том, что в их эволюции имеются повторяющиеся черты и этапы, позволяющие выделить некоторые закономерности в пределах сходных типов конфликтов. Изучая природу этнических конфликтов, ученые обнаружили: 1) этничность - одна из наиболее ранних форм социальной организации общества и этноконфликты - древнейшая форма социальных конфликтов, сопровождающая всю историю человечества; 2) этничность не является предметом свободного выбора.

В подавляющем большинстве случаев человек «выбирает» свою этни¬ческую принадлежность один раз и на всю жизнь в процессе социализации, который за редчайшим исключением не является осоз¬нанным. Этническая самоидентификация, таким образом, это аскриптивный тип социальной идентификации, что существенно по¬вышает насыщенность этнических конфликтов. Обычно люди, от¬даваясь во власть этнических чувств, в конфликтных ситуациях действуют вопреки здравому смыслу и не только не улучшают, но зачастую ухудшают своими действиями положение; 3) этнические конфликты приобретают особую остроту, если их объекты имеют территориальный характер (владение террито¬рией, землей, ее недрами); 4) этнические конфликты обладают способностью вовлекать в свою орбиту самые разные фрагменты социальной реальности по своему происхождению далекие от этнических отношений - клас¬совые, экономические, правовые, экологические.

Этнические конфликты также обладают способностью «освоить» предметы и объекты других типов конфликтов.

В эмпирическом исследовании почти невозможно обнаружить этнический конф¬ликт в чистом виде. Часто конфликт, на ранних этапах которого обладали экономические или другие противоречия, перерастает в этнический и наоборот. Иногда такие трансформации являются следствием целенаправленного управления конфликтом. Считается, что именно этнический конфликт предстает наиболее фундаментальным явлением в истории человечества, а остальные играют второстепенную роль. Причина в особой значимости этнической идентификации в жизни человека и общества.

Таким образом, этнические конфликты красной нитью проходят через различные исторические эпохи, в том числе доклассовые, проникают во все другие типы конфликтов, захватывают конфлик¬тные ситуации. И наконец, почти все известные в истории войны имели в большей или меньшей степени этническую основу . 1.

Происхождение и причины этнических конфликтов

. э. финикийские пираты. 2. Эту мысль можно выразить даже так: мировая история - это проект глобал...

Структура и классификация этнических конфликтов

и другие международные конфликты. Дру¬гой тип конфликтов вовлекает раз... Это очень Распространенный конфликт в постсоветском пространстве, типи... Более содержательной и четкой по структуре является классификация конф... государственно или иным образом оформлены, после чего конфликт приобре... Война часто напоминает расширенный межэтнический конфликт, в котором е...

заключением мира. Серьезным этническим конфликтам нет конца.

Разгораясь и затухая они продолжаются веками . 3. Участники, движущие силы, цели и формы этнических конфликтов. Все общественные конфликты, в том числе и этнические, возникают и развиваются в общем социальном пространстве, решая социально значимые задачи. Чтобы понять природу конфликтов, необходимо проанализировать их структуру, выявить социальную логику их возникновения и развития. Например, Пьер Бурдье формирование и развитие конфликтов между классами и группами связывает с неравным распределением капитала - эко¬номического, социального, культурного, престижного. Политические, экономические; духовные и прочие конфликты есть столкновение социальных сил на соответствующих по¬лях за удовлетворение, решение социальных проблем через соб¬ственность.

Любые процессы на социальных полях получают не только социальное отражение, но и основополагающую социальную базу. Социальный фактор синтезирует все сферы и процессы в конфликтах. Этноконфликт в социальной сфере является конфликтом и по поводу экономической политики, обусловленной социальными факторами и потребностями.

Например, экономические забастовки, стачки, экономические движения направлены на решение социальных задач, удовлетворение социальных интересов, улучшение жизни. Социальный фактор включает важные аспекты экономики политики; степень благосостояния людей; социальный статус граж¬данина и ощущение уверенности в будущем; общественную безопасность, уровень социальной дифференциации; гражданские права и возможность населения влиять на политику. Конфликты по данным проблемам могут разгораться и на полях экономики, политики и духовной жизни.

Этносоциальные конфликты, по существу предстают конфликтами между интересами. Чтобы разобраться в природе конфликтов, важно уяснить природу интересов и способы их осознания субъектами конфликтов. По Дорендорфу именно скрытые интересы, соединенные с требованиями, вытекающими из ролевых позиций и имеющие в качестве своей основы; материально значимые средства жизнедеятельности (территория, природные богатства, энергетические и природные ресурсы, сферы политического влияния или доминирования) делают конфликт, в том числе и этноконфликт, устойчивым противоборством.

Процесс генезиса и созревания конфликта - это процесс кристаллизации латентных, скрытых интересов. Марксистская парадигма также придает важное значение осознанию этого обстоятельства для превращения «класса в себе» в «класс для себя» . Россия превратилась в огромную лабораторию для изучения этносоциальной природы конфликтов.

Главная линия противоборства в переходный период российского общества представлена тенденциями, выражающими основное интегральное, ведущее противоречие между двумя возможными типами рыночных отношений: - традиционалистским и современным: - буржуазно-рациональным и продуктивным. Коррупция, криминальность и организованная преступность, культ силы, бандитизм, разбой и войны становятся постоянными спутниками в переходном периоде российского общества 90-х годов. Утверждающиеся в России рынок и новый уклад жизни, связанный с многообразием собственности, породили и родственную им социальную структуру.

В недрах этой структуры формируются и постоянно выходят на поверхность конфликты политическо¬го, экономического, социального и этнического свойства. Наибо¬лее, глубокие корни конфликтной ситуации прослеживаются преж¬де всего через отношения растущего неравенства крупных соци¬альных групп - средоточия полярных интересов; Интенсивное образование, нового класса собственников и предпринимателей, создавших свои практические организации консолидация на новой базе бывшей номенклатуре новых общественных элит способствуют возникновению глубочайшего социального противоречия между ними и народом, отчужденной приватизацией от собственности, а в ходе политической борьбы - от самой власти.

В центре конфликтов в России сегодня стоит вопрос об обузда¬нии всевластия «иррационально-традиционалистских кругов, ком¬прадорских групп» и связанных с ними криминальных сил. Глав¬ный конфликт сегодня – противоборство основных социально-по¬литических сил, олицетворяющих два противоположных типа ры¬ночных отношений, соответствующие им формы демократии, цен¬ности и нормы, образцы поведения.

Анализируя причины, сущность и эволюцию коллизий в этнополитическом пространстве России, о которых свиде¬тельствуют происходящие конфликты, прежде всего нельзя не обратить внимание на необычайное разнообразие самого явления. Этнополитические конфликты при попытках сопо¬ставить их друг с другом поражают своей пестротой и непо¬хожестью.

Отмечая это свойство и обилие столь грозного материала для изучения, этнополитологи считают, что каждый кон¬фликт по-своему уникален, но все же сопоставительный анализ возможен, целесообразен и продуктивен. 4. Течение конфликтов, варианты исхода, итоги. Природу этнополитических конфликтов и их динамику в современных условиях, учитывая комплексность и многоаспектность самого предмета, вряд ли возможно всесторонне проанализировать, используя инструментарий только од¬ной науки.

Их изучают представители многих отраслей на¬учного знания - философы, этнологи, психологи, этнополитологи, экономисты и многие другие. Сформулировано несколько теорий, объясняющих причины возникновения, эволюцию и динамику этнических (этнополитических) кон¬фликтов. Однако целостного, обстоятельного исследования пока не создано. Вместе с тем выявились два подхода.

Первый социологический, который явно доминирует. В рамках данного подхода причины конфликтов объясняют¬ся при опоре на анализ этнических параметров основных со¬циальных группировок (стратов, социально-профессиональ¬ных групп, возрастных категорий и др.). Исследуется; взаи¬мосвязь и взаимовлияние социальной стратификации обще¬ства и разделения труда с этническими характеристиками региона, испытывающего этнополитическую напряжен¬ность. Систематический мониторинг, конкретная статистика, регулярные опросы - все это говорит о том, что самостоя¬тельная научная дисциплина "этносоциология" приобретает все более отчетливые очертания.

Второй - политологический, тоже занимающий важное место при исследовании причин этноконфликтогенного раз¬вития и межэтнических коллизий. В рамках данного подхода первоочередное внимание уделяется трактовке роли нацио¬нальных элит, прежде всего интеллектуальных и политичес¬ких, в мобилизации этнических чувств, в процессе межэтни¬ческой напряженности и ее эскалации до уровня открытого конфликта.

В качестве ключевого исследуется вопрос о власти, до¬ступе к ресурсам. Примечательно, что возникшая в нача¬ле 80-х годов в США наука этнополитология - новая и пока-пробивающая себе дорогу с определенными трудно¬стями - обрела множество последователей в России и в других странах СНГ, особенно в ходе бурного этнополитического развития нашей страны за минувшее десятиле¬тие. Меры и средства достижения мира. Прежде всего, в любых региональных и социально-эко¬номических условиях необходимо заблаговременно вырабо¬тать модель политического поведения на случай межэтни¬ческих коллизий.

Это должен быть четкий и ясный доку¬мент, привязывающий конкретные политические шаги к по¬требностям данного региона и опирающийся на концепцию государственной национальной политики. Многонациональность как явление, а обострение межэт¬нических отношений тем более, требует от политических структур заранее подумать о том, как подготовить группу профессионалов-этнополитологов, обладающих банком дан¬ных, электронной связью с центром, сопредельными регио¬нами по географической горизонтали и вертикали.

Однако группа даже прекрасно подготовленных этнополитологов, предоставленная сама себе и не обладающая реальной политической, а тем более широкой общественной поддержкой, вряд ли сможет оказать ощутимое воздействие на развитие этнополитических процессов в регионе. Эта группа должна опираться на надежный и хорошо подготов¬ленный актив авторитетных жителей региона, имеющих влияние на местное многонациональное население.

Властные структуры должны иметь надежную возмож¬ность переключать потенциал средств массовой информа¬ции практически целиком на нужды этнополитического ре¬гулирования. В период назревания, а тем более развертывания этнопо¬литических столкновений нужна высокая степень готовнос¬ти к исполнению специфических задач подразделений МЧС, а также специально подготовленных подразделений и силовых ведомств. Выводы В вопросах предупреждения этноконфликтов, главное - это опора на профилактическую работу, обеспечивающую включение указанного выше меха¬низма выравнивания этнополитического пространства региона. Разумеется, вышеперечисленные меры только форми¬руют модель политического поведения, которая должна быть приспособлена к условиям соответствующего регио¬на. Россия активно накапливает миротворческий опыт при урегулировании этнополитических конфликтов на террито¬рии других государств СНГ. Она внесла свой вклад в смягче¬ние конфликтов и их перевод в фазу переговоров, выступая посредником между Абхазией и Грузией, Южной Осетией и Грузией, Арменией и Азербайджаном.

Благодаря России бы¬ло остановлено кровопролитие в Приднестровье.

Она слу¬жит сдерживающим фактором в гражданской войне в Тад¬жикистане. Интересны примеры предотвращения Россией перерас¬тания межэтнической напряженности в конфликты в Рес¬публике Саха (Якутия), Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Башкортостане, Республике Марий- Эл, Чува¬шии. Если, вернуться к общим предпосылкам упреждения этнополитических столкновений, то необходимо отметить значительный потенциал оптимизации межнациональных отно¬шений, которым обладает благоприятно структурированная партийно-политическая система в многонациональном госу¬дарстве.

Речь идет, прежде всего, о потенциальной миротвор¬ческой роли политического центризма. Ориентация на максимальное ослабление пагубного воз¬действия социальных и. национальных катаклизмов на со¬стояние общественных, в том числе межэтнических, отно¬шений неизбежно вызывает потребность в центристских действиях, направленных на поиск объективно необходи¬мых компромиссов в рамках проявившихся политических тенденций.

К тому же центризм объективно имманентен са¬мим межэтническим отношениям, осуществляющим их на¬циональным элитам и группам. Переходя к вопросу о технологии управления этнополитическими конфликтами, необходимо отметить следящее. Опыт выработки и реализации внешнеполитический кон¬цепции СССР второй половины 80-х годов при всех недочетах и ошибках, порожденных ею, показал возможность со¬здания алгоритма компромисса между партнерами, придер¬живавшимися, казалось бы, противоположных взглядов и десятилетия рассматривавшими друг друга через прорезь прицела.

В результате начинал работать механизм, способ¬ствующий эволюции позиций партнеров опираясь на кото¬рую удавалось свести на нет глобальный конфликт между сверхдержавами. Этот опыт может быть использован для решения про¬блем, связанных с этнополитическими конфликтами в Рос¬сии. Он указывает на необходимость скорейшего формиро¬вания добротной инфраструктуры, обслуживающей всю сферу этнополитических отношений в стране, то есть созда¬ние системы, которая включала бы эффективную экспертную службу профессионалов-этнополитологов.

Они будут владеть полноценной информацией об этой сфере в рамках соответствующего региона, могли бы дать квалифицирован¬ные и достоверные экспертные оценки развивающихся в ре¬гионах процессов, предложить оперативную и долговремен¬ную прогностику и практические рекомендации соответствующим структурам.

Важную роль в интересах достижения и сохранения межнационального согласия, возрождения и укрепления единства многонациональной России призваны сыграть межрегиональные связи общественных организаций поли¬тических партий, движений, союзов, которые могут и долж¬ны стать проводниками народной дипломатии и образовы¬вать пространство для посредничества в этнополитических конфликтах.

Список используемой литературы 1. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология в поисках научной парадигмы. Ставрополь 2001 2. Аствацатурова М.А. Проблемы этнических отношений на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, Пятигорск 2001 3. Бутенко В.П. Любить на век. Ставрополь 2004 4. Губенко О.В. Последняя битва. Ростов-на-Дону 2003 5. Замагильный С.И. Проблемы управления в сфере межнациональных отношений. Волгоград 1998 6. Основы национальных и федеральных отношений. Москва РАГС 2001 7. Ткачев Г.А. Ингуши и чеченцы в семье народностей Терской области.

Владикавказ 1911 (переиздано Пятигорск 2003).